Налоги: природа, сущность и функции

Исторически возникновение налогов относится к разделению общества на классы и появлению государства. Однако связывать по­явление налогов исключительно с зарождением института государ­ства было бы не совсем верно по двум причинам. Во-первых, в таком случае происходит затушевывание истинных причин, порождающих налоги, когда единственной причиной, порождающей налоги, стано­вится государство. Во-вторых, и это особенно важно, налоги рассмат­риваются как неизбежное зло для граждан, которые обязаны отдавать часть своих доходов в силу того, что существует государство.

По своей сути налоги — это не порождение государства. Хотя без развитого государства налоговая система не может нормально функ­ционировать. Первоначально налоги возникли из необходимости покрывать общественные потребности, которые неизбежно возника­ют у совместно проживающих людей. В этом смысле налоги — это прежде всего общественное благо и непременное условие развития человеческого общества. И лишь во вторую очередь — это результат существования государства.

Налоги известны людям с глубокой древности, когда они были представлены в форме дани, подати. История знает налоги в форме платы за проезд по земле феодала. При Петре I взимались налоги за рыбную ловлю и бортничество. Когда государство только формирова­лось как институт публичной власти, взимание налогов происходило произвольно и стихийно, в меру надобности государства. Государство собирало минимальный размер средств, необходимых для выполне­ния таких функций, как управление, оборона, суд, охрана порядка. Однако по мере того, как расширялись функции государства, форми­ровалась упорядоченная и разветвленная система налогообложения.

Налогообложение относится к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государствен­ных средств. О принципах налогообложения писали еще Фома Аквинский(1226—1274). Ф. Бекон (1561 — 1626), Ш. Монтескье (1689—1755), Д. Рикардо (1772—1823). Известный шотландский экономист Адам Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) сформулировал общие прин­ципы налогообложения:

1. «Подданные государства должны, по возможности, соответ­ственно своим возможностям и силам участвовать в содержании пра­вительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства».

2. «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и опре­деленно для плательщика и всякого другого лица...»

3. «Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобней всего платить его...»

4. «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства...»

Как видно из приведенного выше текста, А. Смит исходил из сле­дующих принципов налогообложения:

• равномерность, понимаемая как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;

• определенность, означающая четкость, ясность, стабильность норм и ставок налогообложения;

• простота и удобство, означающие, что установление налогов должно осуществляться таким образом, чтобы их уплата произво­дилась максимально удобным для налогоплательщика образом;

' неотягощенность, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых не ложится тяжким бременем на на­логоплательщика;

• экономность — сборы от взимания налога должны превосходить
затраты на его функционирование.

Все эти принципы актуальны и сегодня для построения эффек­тивной модели налогообложения. Однако в большинстве развитых стран стремление придать национальной налоговой системе идеаль­ные черты в соответствии с указанными принципами чаще всого ока-Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народен. — М.: Соцэкгиз 1962.

22

зываются недостижимыми. Так, чрезмерное увлечение принципом свободы налогоплательщика (который А. Смит считал первичным по отношению к другим принципам) чреват уменьшением собираемости налогов, что особенно недопустимо в условиях кризиса экономики. Принцип справедливости, наиболее наглядной реализацией кото­рого является система прогрессивного налогообложения, заставляет некоторых граждан скрывать часть своих доходов. Стремясь сделать налог «удобным» для налогоплательщиков, государство повышает административные издержки на обслуживание данного налога, нару­шая принцип экономии. Поэтому выделенные принципы — это иде­альная модель построения налоговой системы, к которой в той или иной степени стремятся все страны, но при этом исходят из необхо­димости решения задач, являющиеся для них в настоящий момент наиболее актуальными.

С экономической точки зрения, налоги представляют собой глав­ный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемых органами государственной власти. С юридической точки зрения, налоги — это устанавливаемые законодательными ак­тами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки безвоз­мездного изъятия государством части доходов предприятий, органи­заций, населения.

В ст. 8 части первой Налогового кодекса РФпод налогомпонимает­ся обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения дея­тельности государства и (или) муниципального образования.

Некоторые авторы, подчеркивая всю сложность отношений, ко­торые возникают в процессе взимания государством налогов, вво­дят более широкое понятие «налогообложение»,под которым пони­мают определенную «совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денеж­ной формы стоимости и выражающих собой одностороннее, безэк­вивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпо­ративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование»'.

Отличительными чертами любого налога являются:

1) индивидуальная безвозмездность;

2) безэквивалентность;

1 Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 1998. С. 35.

123

3) обязательность;

4) законность. Наиболее важной характеристикой понятия «налог» является, на

наш взгляд, характеристика «индивидуальной безвозмездности», ко­торая означает, что уплата налога не приводит к возникновению у го­сударства обязанности возместить понесенные затраты в каком-либо виде в полном размере конкретному налогоплательщику. Налогам характерно свойство «обшей возмездное™», что означает возмеще­ние всем налогоплательщикам понесенных затрат посредством реа­лизации функций государственного управления.

Наряду с понятием «налог» существуют еще такие понятия, как «пошлина» и «сбор», которые являются похожими, но не одинако­выми. Все эти понятия сближает принудительный характер изъятия. Однако, в отличие от налога, пошлина— это обязательный платеж, взимаемый государственными и иными уполномоченными органа­ми за совершение в отношении плательщика юридически значимых действий. Таким образом, пошлина собирается не со всех, атолько с тех, кто вступает с соответствующими органами власти в отношения по поводу получения определенных услуг. В этом смысле пошлина отличается от налога отсутствием такой характеристики, как безэк-вивалентность. Вместе с тем лицо, воспользовавшись услугой, уже не может отказаться от уплаты соответствующей пошлины. Здесь и про­является принудительный характер платежа, сближающий пошлину и налог.

То же относится и к понятию «сбор». Под сборомпонимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местно­го самоуправления, иными уполномоченными органами и должно­стными лицами юридически значимых действий, включая предо­ставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Таким образом, сбор — это целенаправленный платеж, адресность которого, как правило, содержится в его названии (целевой сбор на содержание милиции, сбор на нужды образовательных учреждений и т.п.). Либо это безадресный платеж с определенного вида деятель­ности или за право осуществления такой деятельности (сбор за право торговли, проведение местных аукционов и т.п.). В отношении сбора также не действует принцип безэквивалентности. Однако, так же как пошлину, лицо, получившее разрешение, обязано уплатить сбор.

Поэтому не все обязательные платежи следует рассматривать как налоговые. Существуют, например, такие, как пошлина, сбор, кото-124

рые занимают определенное место в фискальной системе, но в стро­гом смысле налогами не являются.

Налоговым можно назвать только такое движение денежных средств, которое отвечает следующим основным требованиям:

1) это движение представляет собой смену форм собственности. Только тогда принудительное изъятие средств в казну государства является налоговым, когда часть денежных средств переходит из кор­поративной или индивидуальной собственности в государственную. Это очень важная характеристика. Например, можно ли назвать на­логами то, что платили предприятия государству в СССР? По наше­му мнению, нет. В условиях СССР существовала только одна форма собственности — государственная. Предприятия тоже принадлежали государству, поэтому движение средств между предприятиями и го­сударством в СССР не представляло собой смену форм собственно­сти. Платежи, которые осуществляли государственные предприятия в государственную казну, по своему экономическому содержанию налоговыми не являлись;

2) налогообложение основывается на рентной составляющей, будь то добавочный доход от использования земли, недр, труда или капи­тала. Только в этом случае изъятие государством денежных средств будет восприниматься налогоплательщиком как справедливое, не от­носящееся к тем средствам, которые используются им для собствен­ного воспроизводства;

3) это система денежных взаимоотношений, которая строится в пределах вновь созданной стоимости. При этом налоговые отноше­ния не должны распространяться на капитал, авансируемый или ин­вестируемый для расширения производства товаров, работ и услуг. В этом смысле данная система взаимоотношений является своеоб­разным индикатором достигнутого или не достигнутого согласова­ния личных, корпоративных и государственных интересов. Она мо­жет нарушать либо, наоборот, защищать права собственности;

4) денежные средства, которые перераспределяются посредством налогов и поступают в казну государства, должны использоваться исключительно на общенациональные нужды. Если налогоплатель­щики не ощущают такой взаимосвязи, то это приводит к укрытию доходов и уклонению от уплаты налогов.

Сущность налогов непосредственно проявляется в функциях.Вы­деляют фискальную, регулирующую (стимулирующую) и контроль­ную функции налогов.

Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия го-125

сударственных расходов. Через фискальнуюфункцию налоговпро­исходит огосударствление части национальногодохода вденежной форме, что создает объективные предпосылки для повышения роли государства. Таким образом, фискальная функция — это способность налога покрывать общественные потребности. Поэтому долгое время фискальная функция рассматривалась как самодостаточная для вы­ражения сути и назначения налога. Сегодня в экономически слабо­развитых странах так и происходит. Там налоги в основном выпол­няют фискальную функцию.

Фискальная функция сама по себе является тормозом для хо­зяйственной деятельности. Поэтому очень часто о степени разви­тия фискальной функции налогов свидетельствуют данные о суммах финансовых санкций или разница между обшей суммой налогов,утвержденных в бюджете, и их реальной величиной, поступившей в бюджет. Чем более развита фискальная функция и чем больше она превалирует над всеми остальными, тем меньше степень собираемо­сти налогов, тем больше налогов недополучает бюджет. Поэтому не­маловажное значение имеют регулирующая и стимулирующая функ­ции налогов.

Регулирующая и стимулирующая функции означают, что налог как активный инструмент перераспределительных процессов оказываетсущественное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдер­живая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, рас­ширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. При этом выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путем участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путем управления по­токами инвестиций в отдельные отрасли, влияния на платежеспособ­ный спрос населения. Таким образом, особенностью регулирующей функции налогов является ее опосредованное (а не прямое) воздей­ствие на экономику, когда имеет место эффект «запаздывания», т.е. для получения запланированного результата в экономике от проведе­ния налоговойполитики требуется определенное время.

Наиболее распространенными методами налогового регулирова­ния являются:

• изменение объема налоговых поступлений;

• замена одних способов или форм обложения другими;

• варьирование налоговыми ставками;

• нивелирование налоговыми льготами и скидками;

• изменение сфер распространения налогов (субъекта и объекта налогообложения);

• реформирование структуры налоговой системы страны.

Хотя регулирующая и стимулирующая функции налогов тесно связаны, между ними есть некоторые различия. Если регулирующее действие ориентировано в основном на отраслевой и народнохозяй­ственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы, то стиму­лирующая роль более приближена к микроэкономическим процессам. Она в большей степени учитывает интересы конкретного хозяйствую­щего субъекта. Посредством стимулирующей функции налоговая сис­тема может создавать стимулы к труду, поощрять развитие различных форм предпринимательства и видов производственной деятельности. Правда, возможно и другое, когда под непосильным налоговым бре­менем сворачивается деловая активность. В таком случае стимулирую­щая функция налогов действует со знаком минус.

Налогам присуща и контрольная функция, которая способствует количественно-качественному отражению хода распределительного процесса, позволяет контролировать формирование стоимостных пропорций в обществе, налоговых поступлений в бюджет, их полно­ту и своевременность. Благодаря налоговому контролю оцениваются соблюдение и эффективность действия принципов налогообложения, других функций налогов и налоговой системы в целом. В результате органы государственной власти получают информацию для проведе­ния налоговой политики на ближайшую и отдаленную перспективу. Одной из важнейших задач налогового контроля является проверка соблюдения налоговой дисциплины и налогового законодательства всеми субъектами.

Следует отметить, что все функции налогов тесно связаны между собой. Так, развитие фискальной функции привело, в конечном сче­те, к расширению функций государства и усилению его вмешатель­ства в экономику. На этой основе сформировалась регулирующая функция, которая способствовала появлению стимулирующей.

Налоги весьма разнообразны и образуют сложную систему. Они делятся на многочисленные группы по самым разным признакам.

Наиболее распространенной классификацией налогов является их разделение на прямые и косвенные. Такое деление налогов известно с глубокой древности. Например, в Римской империи взимались и на­лог с наследства, и налог с оборота. Позднее, в XVII в. в основу клас­сификации налогов был положен критерий перелагаемости налогов. Считалось, что доходы землевладельцев должны облагаться «прямым налогом», а все остальные являются перелагаемыми (косвенными). А. Смит, исходя из теории факторов производства (труд, земля, ка­питал), добавил к числу прямых налогов (с доходов землевладельцев) еще два налога — налог на предпринимательскую прибыль владельца

127

капитала и заработную плату наемных рабочих. К косвеннымнало­гам он относил веете налоги, которые связаны с расходами и которыеперелагались на потребителей товаров и услуг. Таким образом, деле­ние всех налогов на прямые и косвенные осуществляется в зависи­мости от источника взимания.

Прямые налоги— это налоги на собственность, доходы икапи­тал. Они взимаются непосредственно с дохода или капитала, а пла­тельщиками прямых налогов выступают собственники доходов или капитала. К прямым налогам относятся налог на прибыль, налог на собственность, подоходный налог и др. Прямые налогиисториче­ски предшествовали косвенным, ибо они были более просты и оче­видны.

Косвенные налоги— это налоги, которые представляют собой надбавку к ценам на товары или услуги и которые оплачиваются по­требителем этого товара. Перечисляют в бюджет косвенные налоги непосредственный производитель или продавец товара, услуги. Кос­венным этот налог называется потому, что покупатель товара налог не платит, он даже может не догадываться о налоге, входящем в пену товара. Но, покупая товар по цене, в которую уже входит этот налог, он тем самым является его плательщиком. Поэтому косвенные нало­ги служат менее «заметным» способом изъятия государством денеж­ных средств. К косвенным налогам относятся таможенные пошлины, акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и др.

Государство предпочитает косвенное налогообложение из-заего простоты взимания, атакжескрытости. От косвенных налогов трудно укрыться. Косвенные налоги выгодны и хозяйствующим субъектам, так как: 1) они полностью ложатся на покупателей; 2) легко перело-жимы; 3) взимаются незаметно для большинства покупателей.

Налоги различаются также в зависимости от характера налоговых ставок. Налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и рег­рессивные.

Налог называется пропорциональным,если налоговая ставка неиз­менна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налого­обложения. Например, если ставка налога на прибыль составляет 24% от прибыли и не изменяется в зависимости от значения прибыли, то налог является пропорциональным. Название налога подчеркивает, что его общая величина прямо пропорциональна объему налогообло­жения объекта (дохода, прибыли, имущества и т.п.).

При прогрессивномналоге налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения. Например, доход в размере минимальной заработной платы может вообще не облагаться

128

налогом, а владелец большего дохода платит большую сумму налога по сравнению с владельцем меньшего дохода.

Ставки регрессивногоналога, наоборот, понижаются по мере уве­личения объекта налогообложения (например, дохода). Регрессив­ный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества, облагаемых налогом.

По характеру использования налоги подразделяются на общие и специальные. Общие налоги— это налоги, которые зачисляются в бюджет для покрытия общих расходов бюджета, т.е. это налоги, которые не имеют целевого назначения. Подавляющее число нало­гов являются общими. Специальные налоги— это налоги, которые вводятся для финансирования конкретной категории расходов и зачисляются, как правило, не в бюджет, а в целевые или внебюд­жетные фонды. Такой режим позволяет контролировать целевое использование указанных средств.

По статусу налогоплательщика все налоги делятся на налоги с физических лици налоги с юридических лиц.

Наши рекомендации