Тема 7. финансово-правовой режим государственных внебюджетных фондов

Практическая работа

Задание 1.К государственным внебюджетным фондам РФ относятся:

1) Стабилизационный фонд РФ; нет

2) Пенсионный фонд РФ;

3) Фонд софинасирования социальных расходов; нет

4) Фонд социального страхования РФ;

5) Федеральный фонд компенсаций; нет

6) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

7) Территориальный фонд обязательного медицинского страхования; нет

8) Фонд финансовой поддержки субъектов РФ. нет

( согласно Бюджетного Кодекса РФ)

Задание 2. Установите соответствие

Пенсионный фонд РФ выплата государственных пенсий- соответствует
выплаты пособий по временной нетрудоспособности — не соответствует, занимается ОФФОМС РФ
выплата пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет — не соответствует, занимается ФСС РФ.
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования выплаты пособий по беременности и родам, при рождении ребенка до достижения им возраста полутора лет — не соответсвует, занимается ФСС РФ.
Фонд социального страхования РФ- финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями - не соответветсвует, занимается ОФФОМС РФ

Задание 3. Установите соответствие

Пенсионный фонд РФ участвует в разработке программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи - не соответсвует , занимается ФФОМС РФ
ведет единый реестр страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования — несоответствует, занимается ТФОМС субъекта РФ
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования обеспечивает организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца - несоответсвует , занимается ПФ РФ  
Фонд социального страхования РФ участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования - соответсвует


Задание 4. Назовите исполнительные органы в составе Фонда социального страхования Российской Федерации.

Обеспечение деятельности фонда осуществляется через центральный аппарат Фонда и следующие исполнительные органы:

1. Региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации.

2. Центральные отраслевые отделения, существующие на день введения настоящего Федерального закона и управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства, с учетом сложившейся системы социальной защиты работников и отраслевой специфики производства.

По решению Правления Фонда могут создаваться центральные отраслевые отделения Фонда, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства. Центральные отраслевые отделения Фонда могут иметь свои филиалы.

3. Филиалы (уполномоченные) отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с правлением Фонда.

Отделения Фонда социального страхования Российской Федерации являются исполнительными органами Фонда и действуют в соответствии с Положениями, утвержденными Правлением Фонда.

Руководство деятельностью отделений Фонда осуществляют координационные советы. Председателем координационного совета является управляющий отделением Фонда.

Координационный совет формируется на паритетных условиях из представителей органа исполнительной власти, объединений профсоюзов и работодателей и утверждается Правлением Фонда.

Управляющий отделением Фонда утверждается Правлением Фонда по представлению главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, Министерства отрасли (объединение работодателей) и профессиональных союзов.

Работники системы Фонда приравниваются по условиям медицинского, пенсионного и бытового обслуживания к работникам аппарата соответствующих органов исполнительной власти. Должностные лица Фонда и его исполнительных органов подлежат обязательному государственному личному страхованию в порядке, определяемом Правительством РФ.

Задание 5. Назовите формы финансирования из государственных внебюджетных фондов.

Тема 9. Общие вопросы налогового права РФ

Задание 1.

Сравнительная характеристика сборов и налогов:

1. Налоги индивидуально безвозмездны и не предполагают персонально-обменных отношений с государством. Какое-либо встречное удовлетворение для налогоплательщика здесь не предусматривается. В свою очередь, сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован. Это может быть предоставление прав, выдача лицензий, регистрация актов гражданского состояния, совершение нотариальных или иных юридически значимых действий. Таким образом, уплата сборов подразумевает определенную эквивалентность отношений с государством. Разумеется, эта эквивалентность условная, поскольку речь не идет о равнозначном обмене рыночного, гражданско-правового типа. Сбор уплачивается в связи с публично-правовой услугой, но не за саму услугу. Сущность сбора – компенсация затрат государства на предоставления таких услуг плательщику сбора. Уплатив сбор, последний вправе требовать от государства их предоставления, в том числе и в судебном порядке.

2. В отличие от налога, который всегда выступает в виде денежного платежа, сбор может быть внесен различными способами. Не случайно законодатель именует налог “платежом”, а сбор – “взносом”. Причем в дефиниции сбора, закрепленной в статье 8 НК, какое-либо упоминание о денежной форме платежа отсутствует.

3. Цель налогообложения – покрытие совокупных расходов публичной власти. Согласно статье 8 НК налог уплачивается для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. В определении сбора подобное указание отсутствует, поскольку целевое назначение сбора несколько иное – компенсировать издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера.

4. Требование определенности применительно к налогам и сборам существенно различается. Налог считается установленным лишь тогда, когда исчерпывающе определены налогоплательщики и все прямо перечисленные в статье 17 НК элементы налогообложения, включая объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты, а в необходимых случаях – налоговые льготы. При установлении же сборов, согласно п. 3 статьи 17 НК, их плательщики и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам. То есть не все элементы, необходимые для исчисления и уплаты налога, могут оказаться востребованными при установлении конкретного сбора. В Определении от 08.02.2001 N 14-О Конституционный Суд отметил, что вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе об этом сборе, решает сам законодатель, исходя из характера данного сбора.

5. Налог предполагает определенную регулярность, систематичность уплаты. Именно поэтому важнейшим элементом налога является налоговый период – промежуток времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях. Большое значение играет здесь свободное усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично-правовые отношения с государством.

6. Уплата налога основывается на соразмерности налогообложения. Согласно п. 1 статьи 3 НК при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Таким образом, размер налога зависит от платежеспособности налогоплательщика, с изменением налоговой базы он пропорционально или прогрессивно изменяется. Условно говоря, “богатые” и “бедные” платят разные налоги. Размер же сбора должен быть одинаков для всех плательщиков, в отношении которых совершаются одинаковые юридически значимые действия, поскольку этот размер определяется не индивидуальными характеристиками объектов обложения, а масштабами оказываемых услуг. Это справедливо, ведь если услуга одна и та же, то и плата за нее должна быть одинакова. “Обложение пошлинами и сборами базируется на принципе возмещения полезных затрат за счет индивидуальных взносов. Пошлины распределяются согласно обязанности каждого, а не по индивидуальной платежеспособности. В ином случае равенство всех перед законом было бы нарушено”.

Задание 2.

Виды налогов:

1. Федеральные (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог).

2. Региональные (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог).

3. Местные (земельный налог, налог на имущество физических лиц).

Задание 3.

1) Признаки налога:

· Имеют обязательный характер;

· имеют индивидуальность и безвозмездность, означающих, что при уплате налога у публичного субъекта не возникает обязанности оказывать конкретному налогоплательщику услуг на внесенные суммы. Налог возвращается обществу в целом в виде выполнения государством возложенных на него функций и реализации стоящих перед ним задач;

· уплачиваются в денежной форме;

· уплачиваются физическими лицами и организациями, на которые при наличии определенных обстоятельств возлагается налоговая обязанность;

· носят постоянный (регулярный) характер, являются финансовой основой деятельности государства и муниципальных образований.

2) Функции налога:

· Фискальная функция – основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства. Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры: библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития: фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. Именно эта функция дает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

· Контрольная функция налога как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря такой функции оценивается эффективность каждого налогового канала, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

· Распределительную функцию можно подразделить на регулирующую, стимулирующую и т.д. Изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну для содержания армии, управленческого аппарата, социальной сферы. Но с тех пор как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании доходов населения появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации, имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция.

· Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

· Стимулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

Задание 4.

Субъект налогооблажения Лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.
Налоговый период Срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства.
Объект налогооблажения Юридические факты (действия, события состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог.
Единица налогооблажения Единица масштаба налогооблажения, которая используется для количественного выражения налоговой базы.

Задание 5.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.

Наши рекомендации