Сравнительный анализ Российского и зарубежного опыта использования лизинга

Поскольку лизинг является одной из форм инвестиционной деятельности, то общепринятые экономические методы оценки инвестиций применимы при анализе и планировании лизингового процесса. Конечно же, международный лизинг как способ финансирования инвестиций имеет свои особенности. Поэтому специально для организации и про­ведения лизинга необходимо разрабатывать методики. Темпы прироста российского лизингового рынка в 2013 г. оказались в 8 раз выше темпов прироста общеевропейского рынка. По данным Leaseurope, прирост новых сделок в Европе составил в 2013 г. 7,7% (по данным 28 стран, без учета изменений курсов валют), сумма нового бизнеса достигла 256,6 млрд. евро (в 2011 – 237,5 млрд. евро) (рис.1)[10].

Сравнительный анализ Российского и зарубежного опыта использования лизинга - student2.ru

Рис. 1. Темпы прироста российского лизингового рынка в 2007–2013 гг.[11]

Таким образом, в текущем году возможны два сценария. Оптимистичный предполагает нулевой рост железнодорожного сегмента и умеренный рост большинства прочих сегментов рынка (в первую очередь автотранспорта), сопоставимый с 2012 годом. В этом случае мы ожидаем прирост объема новых сделок на уровне 8%. Пессимистичный сценарий (базовый) предпо­лагает дальнейшее сокращение сделок с подвижным составом (в пределах 15%) и слабый рост остальных сегментов рынка. Такой вариант развития событий, на наш взгляд, является более вероятным с учетом замедления экономики, текущей конъ­юнктуры рынка и высокой чувствительности лизинга к снижению инвестиционной активности. В случае пессимистичного сценария темпы прироста рынка составят около 0%, сумма новых сделок останется около 1,32 трлн. руб.

Новые сделки в сегментах оборудования и автотранспортных средств продемонстрировали рост на 22,6 и 17,5% соответственно. При этом сделки в сегменте недвижимости сократились на 18,5% (в 2012 г. сокращение составило 13%). На российском рынке сегмент лизинга недвижимости вырос за 2012 г. на 50%, сегменты легкового и грузового транспорта выросли в сумме на 82%. Среди европейских стран российский лизинговый рынок занял 5-е место в 2013 г. по объему новых сделок, так же как и в 2012 г. (табл. 1), доля России в общеевропейских контрактах увеличилась на 2,4 п.п. и составила около 7,1%[12].

Таблица 1

Объем лизингового рынка стран Европы в 2012–2013 гг., млн. евро[13]

Страна 2013, млн евро 2012,млн евро Изменение, %
Германия 8,76%
Франция 8,81%
Соединенное Королевство 6,15%
Италия -8,03%
Россия 62,16%
Швеция 5,71%
Испания -20,00%
Нидерланды 19,2%
Швейцария 17,32%
Польша 10,62%

Развитие лизинга в России требует не только обобщения теории и практики, накопленной в различных регионах страны, но и всестороннего анализа форм и методов организации лизинговой деятельности в зарубежных странах и особенно в промышленно развитых. Международный лизинг чаще всего является финансовым лизингом, поэтому в дальнейшем будем говорить о международном финансовом лизинге. Международный финансовый лизинг – это сделка лизинга имущества, предоставляемого в наем с пресечением границ стран – участниц лизинговой сделки, попадающая под таможенное и валютное регулирование, причем хотя бы одна из сторон лизинговой сделки (ли­зингодатель, лизингополучатель, поставщик или банк, финансирующий сделку) должна быть резидентом другой страны. Первые сделки международного лизинга были заключены американскими лизинговыми компаниями в 50-х гг., таким образом, США стали родиной нового бизнеса. В табл. 2 приведены этапы развития мирового лизин­гового рынка.

Таблица 2

Этапы развития мирового лизингового рынка

  Этапы развития мирового лизингового рынка
Период Страны
Начало 50-х гг. XX в. CША
Конец 50-х гг. XX в. Австралия, Канада, Великобритания
60-е гг. XX в. Япония, страны Западной Европы
70-80-е гг. XX в. Наиболее динамично развивающиеся страны Азии и Латинской Америки
Конец 80-х – настоящее время Страны Восточной Европы, страны СНГ, наименее развитые страны Азии и Африки

На 2013 г. современный мировой рынок лизинговых услуг охватывает более 80 стран, в основном раз­витых и развивающихся. Масштабы лизинговых операций могут быть охарактеризованы несколькими показателями, главными из которых являются объем инвестиций в оборудование, сдаваемое в лизинг и его балансовая стоимость. На рис. 2 представлена страновая структура международного лизингового бизнеса на начало 2012 г. и начало 2013 г.

Сравнительный анализ Российского и зарубежного опыта использования лизинга - student2.ru

Рис. 2 Страновая структура международного лизингового бизнеса на начало 2012 г. и начало 2013 г.

Из рисунка видно, что лизинговый рынок сосредоточен в мировых экономических центрах: США, Западная Ев­ропа и Азии, на долю которых приходится большая часть объема лизинговых сделок в мире - примерно 94% (на на­чало 2012 г.) и 89% (на начало 2013 г.), в том числе доля США, Японии, Великобритании и Германии превышает 70%[14]. Однако следует отметить, что отраслевая структура лизинговых операций варьи­руется в зависимости от конкретного региона, поскольку у каждого из сложившихся на сегодня региональных рын­ков лизинговых услуг имеются некоторые специфические особенности, в т. ч. и в лизинговом законодательстве. Так, например, в Европе широко используется лизинг транспортных средств. Причем как для производственных целей, так и в личное пользование. По данным издания «Европейский лизинг», до 50% общего объема закупок имущества на европейском рынке лизинговых услуг приходится на автомобили. Прирост лизинга автомобилей в Западной Европе объясняется тем, что автомобильные компании вынуждены искать пути реализации своей продукции именно через этот механизм как наиболее эффективный. Остальное приходится на лизинг производственного оборудования, мор­ских судов, самолетов, компьютеров и другие объекты[15].

В результате проведенного анализа следует отметить, что мировой рынок лизинговых услуг неоднороден и включает множество сегментов, различающихся по формам лизинга, типу оборудования и странам. Изучение его конъюнктуры базируется на анализе спроса-предложения на арендуемое оборудование с учетом ею цены и качества сопутствующих услуг. Помимо мировых тенденций интеграции и глобализации экономики, влияющих на конъюнктуру товарных рынков машин и оборудования, действует ряд специфических факторов, свойственных рынку лизинговых услуг. Среди них:

Спрос и предложение лизинговых услуг, цена, качество обслуживания арендуемого оборудования.

Политика крупнейших лизинговых компаний и контролирующих их банков.

Положение в кредитно-финансовой сфере.

Законодательство, регулирующее лизинговый рынок, в частности ограничивающее деятельность иностран­ных лизингодателей. По нашему мнению, международный лизинг получил бурное развитие в последние десятиле­тия благодаря использованию техники построения операций на налоговой основе и с привлечением дополнитель­ных источников финансирования. Это подталкивает инвесторов и производителей обратить внимание на страны, где их права менее ограничены, более защищены и привлекательны для осуществления лизинговых операций.

Наши рекомендации