Результаты социологического опроса по теме «Инвестиционная привлекательность предприятия»

По изучаемой теме нами была разработана анкета (прил. 2), ответить на вопросы которой было предложено группе в количестве 18 человек. В анкету входит шесть вопросов, каждый из которых предполагает один вариант ответа из трех предложенных.

Далее проанализируем ответы респондентов на поставленные вопросы. Половина опрошенных студентов считают, что разработка стратегии развития предприятия является наиболее важным фактором повышения его инвестиционной привлекательности. Примерно 33% (т.е. 1/3) респондентов отметили реструктуризацию предприятия и только 17% - прозрачность финансово-хозяйственной деятельности в качестве наиболее значимых факторов повышения инвестиционной привлекательности, несмотря на их несомненную важность. Все опрошенные согласны с утверждением, что инвестиционная привлекательность имеет значение, когда речь идет о привлечении инвестиций. Причем 56% утверждают, что она имеет первостепенную значимость.

Что касается анализа инвестиционной привлекательности предприятия, то большинство респондентов (72%) считают, что он заключается в анализе всех аспектов деятельности предприятия. Оставшиеся 28% отмечают анализ финансовой, кадровой, инновационной, экологической привлекательности. Никто не выбрал первый вариант ответа, согласно которому анализ инвестиционной привлекательности заключается только в анализе финансового состояния предприятия.

На вопрос о соотношении потенциала-риска более 60% студентов ответили, что они выбрали бы предприятие с высоким уровнем риска и потенциала, стремясь видимо получить максимально высокий доход. Кроме инвестиционной привлекательности самого предприятия, по мнению 56% опрошенных, иностранному инвестору следует обращать внимание, прежде всего, на привлекательность отрасли, 28% - региона, 16% - страны.

Таким образом, респонденты имеют представление теме исследования, считают повышение инвестиционной привлекательности предприятия важным направлением его развития. Однако 22% студентов отмечают, что при наличии у предприятия внутренних источников для последующего развития ему не следует применять меры по повышению инвестиционной привлекательности. Хотя остальная часть респондентов считает, что даже при таком условии повышение инвестиционной привлекательности необходимо.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Исходя из отчета можно сделать следующие выводы по исследуемой теме:

1. Инвестиционная привлекательность - это совокупность характеристик, позволяющая потенциальному инвестору оценить, насколько тот или иной объект инвестиций (предприятие, отрасль, регион, страна) привлекательнее других для вложения имеющихся средств. Инвестиционная привлекательность имеет значение важной экономической категории, планирование и повышение уровня инвестиционной привлекательности предприятия необходимо рассматривать как самостоятельные задачи его деятельности в плане привлечения внешних инвестиций.

К внутренним факторам, определяющим эффективность бизнеса, относятся: производственный потенциал предприятия, его финансовое состояние, менеджмент и инвестиционная программа. Основными внешними факторами, влияющими на эффективность бизнеса в российских условиях, являются: отрасль и местоположение предприятия, его отношения с властью и характер владения предприятием.

2. Последовательность анализа слагаемых инвестиционной привлекательности предприятий базируется на системном подходе, отражающем закономерности взаимосвязей частей в целом. В практике хозяйствования самым приоритетным слагаемым считается финансовая привлекательность предприятия, так как именно она характеризует возможность получения максимальной прибыли от инвестиций при минимизации затрат на ресурсы. В отечественной практике в последнее время наиболее часто для оценки инвестиционной привлекательности используются: экспресс-анализ финансового состояния и детализированный анализ финансового состояния предприятия.

При оценке инвестиционной привлекательности предприятия помимо финансовой составляющей рассматриваются следующие аспекты: привлекательность продукции предприятия, кадровая, инновационная, территориальная, экологическая и социальная привлекательность, инвестиционный риск.

3. Для определения возможных мер по повышению инвестиционной привлекательности необходимо в первую очередь провести соответствующую диагностику и экспертизу на предприятии, чтобы определить сферу деятельности предприятия, которая связана с наибольшими рисками и имеет наибольшее число слабых сторон, формируются мероприятия для улучшения положения по выделенным направлениям. На их основе намечаются и реализуются мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности предприятия.

В данной работе предлагаются следующие меры по повышению инвестиционной привлекательности:

· проведение реформирования (реструктуризации),

· составление и определение стратегии предприятия,

· разработка бизнес-плана,

· создание положительной кредитной истории предприятия,

· управление собственным капиталом,

· управление инвестиционной привлекательностью акций,

· обеспечение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Причем следует отметить, что эффективность вышеперечисленных способов зависит от финансово-хозяйственного положения на конкретном предприятии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации / В.И. Макарьева, Л.В. Андреева - М.: Финансы и статистика, 20010. - 319 с.

2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник / Л.Н. Чечевицына, И.Н. Чуев - 3-е изд. - М.: Дашков и К°, 2011.

3. Белякова, М.Ю. Методы оценки и критерии эффективности инвестиционного проекта. /М.Ю. Белякова // Справочник экономиста. - 2010. - №3. с. 17-20

4. Белякова, М.Ю. Проблемы реального инвестирования для российских предприятий. / М.Ю. Белякова // Газета "Коммерсантъ". - 2012. - №54. с.14-16

5. Белякова, М.Ю. Разработка комплексной методики оценки инвестиционной привлекательности объекта инвестирования / М.Ю. Белякова // Управление риском. - 2009. - №3. с.6-15

6. Белякова, М.Ю. Факторы, влияющие на инвестиционную активность/М.Ю. Белякова // Справочник экономиста. - 2012. - №11. с.13-18

7. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Т.Б. Бердникова // ЭКО. - 2011. - №15. с.28-37

8. Бобков, О.А. Повышение инвестиционной привлекательности / О.А. Бобков // i-story.ru

9. Валинурова, Л.С. Управление инвестиционной деятельностью:учебник для вузов по эконом. специальностям/ Л.С. Валинурова, О.Б. Казакова. - М.:КНОРУС,2012 - 384с.

10. Воронцовский, А.В. Инвестиции и финансирование. Методы оценки и обоснование. /А.В. Воронцовский - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2012. - 284 с.

11. Деева, А.И. Инвестиции: Учебное пособие./А.И. Деева. - М.:Издательство «Экзамен», 2011 - 320 с.

12. Задорожный, А.Н. Аспекты предпродажной подготовки предприятия. / А.Н. Задорожный // Экономика. - 2011. -№2. с. 20-23

13. Инвестиции: Системный анализ и управление/Под ред. Проф. К.В. Балдина - 2 изд. - М.: Издательско-торговая корп. «Дашков и Ко», 2011 - 288с.

14. Инвестиции: учеб./ А.Ю. Андрианов, С.В. Валдайцев, Н.В. Воробьев [и др.] - 2-е изд., перераб. и. доп. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект,2012 - 584 с.

15. Инсапов, Р. Проекты автоматизации. / Р. Инсапов // Автоматизация управления компаниями. - 2010. -№18. с. 4-12

Наши рекомендации