Внешние эффекты и асимметричная информация
Рынок – это такая организация эк-ки, где посредством обмена удовлетворяются потребности человека. Рынок может возникнуть там, где встречаются спрос и предложение. Производитель хочет продать товар настолько дорого, как это только возможно, а покупатель – купить как можно дешевле. Эти разнонаправленные интересы, формирующиеся на рынке, уравновешиваются ценой.
Рыночный механизм - это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса и цены. Идеально рыночный механизм исключает какое-либо внешнее по отношению к самому рынку, государственное установление цен и объемов продаж, предполагает свободную игру рыночных сил. Государству отводится при этом роль "ночного сторожа", наблюдающего за соблюдением правил поведения на рынке, который рассматривается как самодостаточный инструмент для решения любых экономических проблем.
К достоинствам рынка относят:
1)эффективность системы в распределении и использовании ограниченных ресурсов в обществе. Например, если имеется излишек какого-либо товара, он не найдет спроса, на него будет снижена цена. Производство станет менее выгодным и сократится, а лишние товары постепенно распродадутся.
2)гибкость, способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;
3)экономическая свобода потребителей и предпринимателей в принятии решений. Т.е. каждый волен вкладывать деньги в любые коммерческие организации.
4) быстрая саморегуляция равновесия.
К недостаткам рыночной экономики относят:
1)монополия – фирма-монополист производит меньше продукции, но продает её по более высокой цене, рынок перестает распределять ресурсы и продукцию так, как это действительно необходимо обществу.;
2)несовершенная (асимметричная) информация. Неполнота и неравномерность распределения информации, предоставляемой участникам рынка вынуждает потребителей и производителей тратить время и деньги на поиск потенциальных продавцов и покупателей. Потребители часто вынуждены покупать товары по цене, не соответствующей равновесной, покупать товары-субституты, а производители производят товары в слишком большом или наоборот недостаточном количестве. Из-за неравномерности в распределении информации некачественные товары могут вытеснять с рынка качественную продукцию.
3)внешние эффекты. Внешние эффекты бывают положительными и отрицательными. При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами. Положительный внешний эффект характеризует ситуацию, когда деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим. Пример положительного внешнего эффекта: фермер проводит оросительный канал на свой земельный участок, вследствие чего качество соседних земельных участков улучшается без вложения капитала их владельцев. Наиболее известные отрицательные внешние издержки производства - это загрязнение среды обитания (воздушного и водного бассейнов, земли), расточительное отношение к невоспроизводимым природным ресурсам.
4)общественные блага. Общественное благо - это такое благо, которое потребляется коллективно, всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Такими товарами услугами являются: оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система, общественный транспорт, предоставление коммунальных услуг и т.д. Они обладают рядом свойств: -их невозможно исключить из потребления без высоких издержек (например, отсутствие адекватной системы обороны приводит к угрозе поражения в ходе военных действий или террористических актов); -отсутствует конкуренция в их потреблении (например, надежная оборона или хорошая экология); -участие государства в производстве этих благ.
В связи с наличием проблем, решение которых с помощью рыночного механизма маловероятно, возникает необходимость участия государства в хозяйственной деятельности, проведения им экономической политики, отвечающей задачам национальной экономики:
-Для борьбы с монополиями, ограничивающими работу рыночных систем, государство проводит антимонопольную политику, т.е. защита прав потребителя, борьба против недобросовестной конкуренции.
-Государство может содействовать сглаживанию ассиметричности информации путем контроля за качеством товаров и услуг, распространения только нужных потребителям сведений, препятствовать распространению рекламы, предоставляющей ложную информацию о продукции.
-Только государство имеет возможность реагировать на эти отрицательные внешние эффекты через соответствующие инструменты: субсидии, налоги, штрафы, нормы, запреты, цены и др. А если производство или потребление некоторого товара сопровождается полезными внешними эффектами, государство может установить дотацию его производителям или потребителям.
Таким образом, современное государство не может существовать без рынка, видя в нем механизм распределения ресурсов и организации производства. С другой стороны, рынок не может существовать без государства, так как не способен регулировать отношения собственности.