Отграничение налога от иных обязательных платежей
Исторические определения сбора.
В русской финансово-правовой литературе понятие «сбор» трактовалось достаточно широко. Под ним понималось любое получение денежных средств как в добровольном, так и в обязательном (принудительном) порядке [Озеров И.Х. Основы финансовой науки. М., 1914. С. 230 переиздание].
Правовая квалификация обязательных платежей необходима в целях определения норм права, подлежащих применению в каждом рассматриваемом случае. В то же время правовая квалификация того или иного платежа в некоторых случаях является достаточно сложной, о чем свидетельствует как практика КС РФ [Сноски], так и практика КС РБ [Сноски].
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 10 декабря 2002 г. № 284-О, платеж независимо от его названия должен оцениваться по существу, с учетом характеристик налога и сбора, предусмотренных законом.
Платежи в России, которые вызвали споры: регулярные платежи за пользование недрами
Необходимо отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно признавал различные сборы установленными незаконно по причине, что их существенные признаки были закреплены в подзаконных актах: лицензионный сбор за поселение в Московской области [Постановление КС РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П]; лицензионный сбор за производство, розлив и хранение алкогольной продукции [Постановление КС РФ от 18 февраля 1997 г. № 3-П]; сбор за компенсацию затрат по развитию инфраструктуры городов и других населенных пунктов и обеспечение социально-бытовыми условиями граждан, прибывших в Московскую область на постоянное жительство [Постановление КС РФ от 2 июля 1997 г. № 10-П]; сбор за электроэнергию, отпускаемую предприятиям сферы материального производства [Постановление КС РФ от 1 апреля 1997 г. № 6-П]; сбор за пограничное оформление [Постановление КС РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-П]; регулярные платежи за пользование недрами; платежи за негативное воздействие на окружающую среду [Постановление КС РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О]
Одни из них были признаны по своей правовой природе федеральными налогами и поэтому была оспорена законность их установления нормативным актом подзаконного уровня, а другие признаны установленными с нарушением действующего законодательства при неизменности квалификации как сбора.
Практика КС РФ привела к формирования новой дефиниции «фискальный сбор», которое получила свое развитие в интерпретации отдельных авторов в науке [Васянина Е.Л. Фискальные сборы: понятие, юридические признаки, виды // Налоги и налогообложение. 2007. № 6. С. 23-28]. Постановление КС РФ от 28 февраля 2006 г. № 2-П – фискальные сборы, не обладающие признаками сбора, закрепленными в налоговом законодательстве (парафискальные сборы), - это обязательные к уплате в силу закона платежи, поступающие в федеральный бюджет, которые расходуются на определенные законодателем цели и имеют возмездный и компенсационный характер.
Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. В этом случае на данные платежи не распространяется действие норм налогового законодательства, позволяющие налоговым органам взыскивать указанные платежи в принудительном порядке.
платежи за негативное воздействие на окружающую среду [Постановление КС РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О]
Налоги следует отличать других видов платежей в бюджет (в первую очередь, от сбора) с целью придания каждому виду платежа того правового режима, который соответствует экономической и правовой сущности платежа.
Вначале доктринальные определения сбора, которые идут в русле новационных подходов по совершенствованию легального закрепления. Т.е. они предлагаю несколько уточнить определение сбора, закрепленное в налоговом кодексе.
Например, Е.Л. Васянина считает более предпочтительны определение следующее определение сбора: «Сбором, правовое регулирование которых должно осуществляться в рамках НК РФ, необходимо считать обязательный платеж, взимаемый с физических лиц и организаций, уплата которого является одним из условий совершения в пользу плательщика органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами действий, связанных с выполнением возложенных на них нормативно-правовыми актами публичных функций и обязанностей» [Васянина Е.Л. Фискальные сборы: понятие, юридические признаки, виды // Налоги и налогообложение. 2007. № 7. С. 24].
Парафискальные платежи
В юридической науке предпринимались попытки разграничения налога и сбора, которые не являются тождественными понятиями. По утверждению А.А. Жданова пошлины, сборы и другие платежи взимаются в случаях предоставления услуг или совершения каких-либо действий, специально оговоренных в законе [Жданов А.А. Финансовое право Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: ТЕИС, 1995. С. 82]. С.Д. Шаталов отмечает: «Главное видовое отличие налогов от сборов состоит в их относительно регулярном характере (периодической уплате в установленные сроки) на основании длительно существующих обстоятельств (оснований), предусматривающих уплату налога (например, владение какой-либо собственностью, осуществление той или иной деятельности, получение доходов и т.д.), в то время как сборы имеют преимущественно разовый характер и связаны с возникновением краткосрочных обстоятельств (например, обращение в суд, как правило, предполагает уплату государственной пошлины» [Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). М.: МЦФЭР, 2001. С. 64-65]. С.Г. Пепеляев характеризует понятие «сбор» в его собирательном значении: «Оно охватывает как собственно сборы (платежи за обладание специальным правом), так и пошлины» [Налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Изд. дом «ФБК-ПРЕСС», 2000. С. 37].
Гуреев В.И., критикуя законодателя за включение признака обязательности как и у налога, под сбором понимает фискальный платеж, являющийся условием предоставления субъективного права заинтересованному лицу (организации или гражданину) [Гуреев В.И. Понятие и отличительные признаки налога // Государство и право. 2005. № 4. С. 53]. При этом предоставление субъективного права заинтересованному лицу на практике означает наделение конкретного физического или юридического лица субъективным правом за определенную плату и на определенный срок в соответствии с действующим законодательством. Или иначе: предоставление возможности плательщику сбора на юридически обоснованное (разрешенное) поведение в экономическом обороте [Гуреев В.И. Понятие и отличительные признаки налога // Государство и право. 2005. № 4. С. 53].
Как В.И. Гуреев определяет пошлину: «Пошлина – фискальный платеж, являющийся условием выдачи юридически значимого документа гражданину или организации» [Гуреев В.И. Понятие и отличительные признаки налога // Государство и право. 2005. № 4. С. 54].
Конституционный Суд Республики Беларусь в решении от 9 октября 2002 г. № Р-147/2002 «О конституционности установления местного сбора с физических лиц при пересечении ими границы Республики Беларусь через контрольно-пропускные пункты» также объединяет пошлины и сборы, которые относятся к денежным повинностям, взимаемым в индивидуальном порядке не за услугу, а в связи с услугой, оказываемой государственным органом, действующим в общих интересах, при реализации своих государственно-властных полномочий. В данном случае речь идет о том, что взимание сбора или пошлины не только преследует цель оказать определенную услугу (она носит публично-правовой характер и оказывается государственным органом, реализующим свои государственно-властные полномочия), но и направлено на создание условий для оказания этой услуги, что для ее потребителя представляется наиболее важным. Однако если исходить из того, что вышеуказанное решение Конституционного Суда явилось следствием рассмотрения обращения граждан о необоснованном, по их мнению, взимании местного сбора при пересечении ими государственной границы, то можно говорить о преобладании фискальных интересов государства при установлении различных сборов и пошлин. Необоснованность в данном контексте предполагает не столько само введение данного сбора, сколько отсутствие соизмерения данного платежа с какими-либо расходами по содержанию контрольно-пропускных пунктов в интересах плательщиков по пересечению границы Республики Беларусь. Стремление государства извлечь больше доходов путем установления платности услуг, которые оно оказывает гражданам, приводит к фактической предпринимательской составляющей его деятельности, представляющей собой довольно негативный процесс. Как отмечают зарубежные авторы, «принцип правового государства отвергает коммерциализацию государственного управления и ограничивает расходы, связанные с оказанием услуг государства в ответ на платежеспособный спрос» [Государственное право Германии: В 2 т. / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М.: Рос. акад. наук, 1994. Т. 2. С. 149].
Ранее действовавшее налоговое законодательство не проводило четкого разграничения различного рода публичных изъятий в пользу государства, что затушевывало юридическую природу того или иного платежа, осложняло его анализ и вызывало трудности в правоприменительной практике. В настоящее время п. 2 ст. 6 НК определяет понятие «сбор», отграничивая его от понятия «налог» (при этом отождествляются понятия «пошлина» и «сбор» в силу собирательного значения последнего).
Науменко А.М. Налоговый сбор: юридические признаки // Финансовое право. 2007. № 7.
Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.
Анализ данного определения, а также различных научных воззрений на данную категория налогового права, позволяет отграничивать сбор от налога по следующим основаниям:
1. Сборы призваны компенсировать расходы органов государственной власти, т.е. они должны быть корреспондированы затратам, произведенным при реализации соответствующей государственной услуги в виде юридически значимых действий. Компенсационный характер.
В то же время компенсационность сбора (пошлины) не означает, что платеж обязательно должен покрывать все затраты органов публичной власти в той иной сфере, например, ставки государственной пошлины, уплачиваемой за рассмотрение судами исков нематериального характера.
Следует отметить, что компенсационность, не предполагающая точных исчислений, является фикцией, теоретическим предположением, идеальной моделью, мало влияющей на реальные отношения. Это давно замечено исследователями налогообложения. Наука налогового права в последнее время отказалась от понимания соразмерности (компенсационности, эквивалентности) сборов как сопоставления размера платежа с какими-либо затратами государства. Соразмерность понимается как основа принципиально иного подхода к определению размера платежа, чем тот, что применяется при установлении налогов. При установлении налогов учитывается способность плательщика к уплате исходя из его экономического потенциала. Налог должен быть соразмерен экономическим возможностям различных налогоплательщиков. В отношении сборов учет платежеспособности лица не может быть определяющим, так как ведет к нарушению принципа равенства, является несправедливым. Поэтому при уплате сборов действует другой принцип - принцип эквивалентности (компенсационности), который означает, что за равные услуги должны взиматься равные платежи. Иначе говоря, если при определении размера налога доминирующим началом выступает субъект налогообложения (учитывается его платежеспособность), то при определении размера сбора доминирует объект налогообложения (учитывается характер отношений, в связи с которым возникает обязанность сделать взнос). И.И. Янжул отмечал, что «вытекая из общей податной обязанности, налоги сообразуются с податной способностью каждого; напротив, пошлины, платимые лишь в случаях нужды в услугах государства, несутся не всеми гражданами по одинаковому масштабу, а соизмеряются со степенью пользования государственными учреждениями» [Янжул, с. 503].
А.А. Соколов для разграничения сбора и налога предлагал использовать одновременно два критерия: размер получаемой специальной выгоды и себестоимости услуги, т.е. стоимости ее для государства или другого органа публично-правового характера, который ее оказывает. [Соколов А.А. Теория налогов. М.: ООО «ЮрИнфоР-Пресс», 2003. С. 80].
Как справедливо отмечает Д.А. Шубин сумма сбора, взимаемая с плательщика, не только не покрывает всех расходов, но и не должна их покрывать, так как в противном случае размер сбора создаст серьезный барьер для доступа к получению плательщиком юридически значимых действий (например, будет ограничен доступ к правосудию) [Шубин Д.А. Компенсационный характер сборов // Фискальные сборы: правовые признаки и порядок регулирования / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Статус-Кво 97, 2003. С. 60-61]. По нашему мнению, если гипотетически провести эквивалентность между расходами государственных органов и их компенсацией со стороны плательщиков сбора, то у последних впоследствии из-за материальных ограничений просто не будет возможности отстоять свои законные права и интересы.
Себестоимость услуг:
Как отмечает Л.А. Савченко, Е.С. Мороз отсутствует четкий законодательный механизм определения «себестоимости» таких услуг [Савченко Л.А., Мороз Е.С. О правовой природе патентных пошлин // Фискальные сборы: правовые признаки и порядок регулирования / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Статус-Кво 97, 2003. С. 122].
Относя к фискальным сборам платежи за загрязнение окружающей природной среды, КС РФ сформулировал следующую правовую позицию: «Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово - правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа» [Определение КС РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»].
Правовые последствия
«В данном случае уплата пошлины связана со свободой выбора: автор изобретения, полезной модели, промышленного образца, владелец товара может подать заявку на выдачу патента (свидетельства на товарный знак) и тогда будет обязан уплатить пошлину, а может и не претендовать на приобретение соответствующих прав, льгот и преимуществ, вытекающих из патента и иных документов, обеспечивающих охрану промышленной собственности. Поэтому неуплата пошлины влечет иные правовые последствия, нежели предусмотренные законодательством принудительные меры, применяемые в случае уклонения от налогового платежа» [Определение КС РФ от 10 декабря 2002 г. № 283-О].
«При этом вводимые Правительством Российской Федерации ставки пошлин должны быть разумно обоснованными, справедливыми и соразмерными затратам органов публичной власти, связанным с установлением патентоспособности изобретения, полезной модели, промышленного образца, приоритета товарного знака, знака обслуживания и с предоставлением правовой охраны соответствующей промышленной собственности» [Определение КС РФ от 10 декабря 2002 г. № 283-О].
2. Сбор является относительно возмездным платежом – уплатив сбор, субъект получает взамен определенное право, статус, разрешение и т.д. Уплата сбора предполагает встречные действия государства в интересах субъекта. Это может быть выдача лицензии, предоставление права торговли, совершение регистрационных или иных юридически значимых действий. Частное лицо связывает с уплатой сбора достижение определенных благ. Уплатив сбор, оно вправе требовать от государства в лице соответствующих органов определенных действий, в том числе и через суд.
Уплата сбора предполагает встречные действия государства в интересах субъекта. Это может быть выдача лицензии, предоставление права торговли, совершение регистрационных или иных юридически значимых действий. Частное лицо связывает с уплатой сбора достижение определенных благ. Уплатив сбор, оно вправе требовать от государства в лице соответствующих органов определенных действий, в том числе и через суд. С.Г. Пепеляев, в этой связи выделяет три последствия уплаты сбора: получение доступа к праву, получение самого права, получение возможности реализовать право [Фискальные сборы: правовые признаки и порядок регулирования; под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Статус-Кво 97, 2003. С. 24].
Индивидуальная возмездность сбора означает возникновение встречного обязательства государства перед плательщиком. Уплативший сбор получает право требовать от государственного органа или должностного лица совершения определенных юридически значимых действий, в связи с которыми внесен платеж. Отказ от исполнения или неисполнение государственным органом соответствующего действия может служить основанием для обжалования такого решения или бездействия.
В то же время, нельзя доходы от взимания сбора увязывать с определенными расходами. Кроме того, если признать, что взимание сбора необходимо для покрытия дополнительных затрат публичной власти, то и размер сборов должен быть увязан с величиной этих затрат, и уж тем более нельзя тогда дифференцировать размер сбора исходя из условий совершения юридически значимых действий, напрямую не характеризующих затратность этих действий (так, например, тогда нельзя устанавливать разный размер государственной пошлины в зависимости от цены иска). Все это свидетельствует, что целью взимания сбора также является финансирование общих затрат публичной власти, несмотря но то что подобный признак отсутствует в определении сбора.
Анализ легального определения сбора позволяет сделать вывод, что совершение юридически значимых действий в отношении плательщика должно быть следствием уплаты соответствующего сбора, т.е. уплата сбора по времени должна предшествовать моменту оказания указанных действий. В свою очередь, неуплата сбора не влечет возникновения юридических последствий в виде совершения юридически значимых действий, в том числе предоставления прав или выдачи разрешений (лицензий).
Индивидуальная возмездность сбора означает возникновение встречного обязательства государства перед плательщиком. Уплативший сбор получает право требовать от государственного органа или должностного лица совершения определенных юридически значимых действий, в связи с которыми внесен платеж. Отказ от исполнения или неисполнение государственным органом соответствующего действия может служить основанием для обжалования такого решения или бездействия.
По мнению ученых-юристов, признак возмездности является отличительным признаком сбора, позволяющим его от налога. Так, например, Ю.А. Крохина отмечает, что «в отличие от налога сборы взимаются за оказание частному субъекту определенных услуг» [Крохина Ю.А. Налоговое право: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2008. С. 53].
Для исследования правовой природы сбора необходимо уяснить, какова природа встречного предоставления, в связи с которым уплачивается сбор [Моисеев // Налоги и налогообложение. 2006. № 6. С. ].
Из приведенной мотивировки КС РФ не следует возмездность платы за загрязнение окружающей среды. Понятие возмездности хорошо проработано в гражданском праве и означает прежде всего встречное предоставление (проработать категорию возмездность сковзь призму гражданского права [Астахов М.А. Возмездность и безвозмездность в гражданском праве // Современное право. 2006. № 12. С. 76-79]). Цивилистике известно также такое обязательство, как: обязанность встречного предоставления, которая возникает только в связи и после исполнения основного обязательства, то есть возникновение одного обязательства обусловлено прекращением другого. КС РФ справедливо отрицает частноправовую природу возникающих здесь правоотношений - указанные платежи взимаются во исполнение финансово-правовых обязательств (обязанностей). Поэтому к данному виду публично-правовых отношений неприменимы категории, нормы и институты гражданского права, например обязательства из-за причинения вреда. Тем не менее категория возмездности фактически вышла за рамки частного права, она служит одним из квалифицирующих признаков публично-правовой формы отчуждения денежных средств и приобретает таким образом статус межотраслевой категории. Возмездность в публичном, в частности в финансовом, праве в настоящее время исследована недостаточно.
Мнение Винницкого Д.В. «Выгода плательщика сбора состоит лишь в приобретении специальных прав в сфере общего запрета, созданной самим получателем платежа. Другими словами, уплата сбора государству обуславливает выгоду плательщика, которая состоит в преодолении ограничений, установленных ранее тем же государством. У такой выгоды нет никакой индивидуальной полезности, материальной (имущественной) ценности, она имеет значение лишь в общей системе публичного правопорядка, в рамках которой вынужден осуществлять деятельность плательщик. Следовательно... правильнее будет вести речь не об индивидуальном, а об общественном (публичном) характере получаемой выгоды и, соответственно, не об индивидуальной, а об абстрактной возмездности сбора (возмездности в социально-экономическом плане)» [Винницкий Д.В. Налоги и сборы. М., 2002. С. 76].
По мнению судьи КС РФ А.Л. Кононова, «пошлины и сборы являются индивидуальными платежами, а их осознаваемая плательщиком возмездность выражается лишь в опосредованной связи платежа и услуги. При этом указанные платежи не являются прямым и непосредственным эквивалентом оказанной публичной услуги, как не связаны они и с гражданско-правовыми обязанностями» [Особое мнение судьи КС РФ А.Л. Кононова к постановлению КС РФ от 17 июля 1998 г. № 22-П].
Возмездность предполагает заинтересованность вступления субъектов в отношения друг с другом, получение каждым из них определенной выгоды в материальном выражении. Экономический смысл транзакции - двусторонний обмен материальными благами на взаимовыгодной основе, в результате чего индивидуальная полезность каждого экономического агента возрастает. Возмездность в юридическом смысле (в сфере частного права) представляет собой атрибут свободы субъектов права вступать в любые не запрещенные законом отношения и извлекать выгоду из них на основе диспозитивности правового регулирования и равенства сторон.
Конституционный Суд Российской Федерации использует данный признак для отграничения налога и сбора, что вызывает закономерную критику в доктринальной среде [Евдокимов П. Индивидуальная возмездность как признак сбора (на примере плата за загрязнение окружающей природной среды) // Фискальные сборы: правовые признаки и порядок регулирования / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Статус-Кво 97, 2003. С. 102-109; ].
Как отмечает П. Евдокимов, критерий возмездности-безвозмездности не может использоваться для безоговорочного разграничения понятий налога и сбора из-за абстрактности и недостаточной определенности. Нужны более четкие основания для однозначной квалификации того или иного публично-правового платежа в качестве налога либо сбора ввиду того значения, которое придается выявлению конституционно-правового смысла понятия «законно установленные налога и сборы» [Евдокимов П. Индивидуальная возмездность как признак сбора (на примере плата за загрязнение окружающей природной среды) // Фискальные сборы: правовые признёаки и порядок регулирования / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Статус-Кво 97, 2003. С. 108-109].
По мнению П. Попова индивидуальная возмездность может проявляться в двух вариантах: 1) платеж является меновым предоставлением; 2) платеж является возмещением публичных убытков [Попов П. Основные проблемы обязательных индивидуально-возмездных фискальных платежей // Фискальные сборы: правовые признаки и порядок регулирования / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Статус-Кво 97, 2003. С. 111].
Д.В. Винницкий говорит об установлении сбора на основе эквивалентности тем расходам, которые несет фиск при осуществлении соответствующих действий, имеющих юридическое значение. В данном случае, по мнению автора, речь идет не о точном арифметическом соответствии размера сбора расходам его получателя (иначе бы появилась возможность трактовать сбор как цену государственных услуг), имеется в виду сопоставимость размера сбора и указанных понесенных (или предполагаемых) расходов [Винницкий Д.В. Налоги и сборы. М., 2002. С. 77].
3.Вступление в отношение, связанное с уплатой сбора, носит для лица относительно добровольный характер.Обязательным (именно признак обязательности закреплен в дефиниции сбора) сбор становится только после того, как потенциальный плательщик сбора обратится к соответствующему государственному органу с просьбой совершить в отношении этого лица определенные юридически значимые действия. С другой стороны, государственный орган, оказывающий публичные услуги, обладает своеобразной организационно-правовой «монополией» в определенной сфере, что исключает возможность граждан и организаций обратиться в иной государственный орган (например, регистрация брака осуществляется только в ЗАГСах; защита в форме правосудия – только в суде). В данном случае можно опять констатировать обязательность сбора.
В настоящее время следует констатировать, что налоговая система Республики Беларусь включает в себя достаточно большое количество платежей, именуемых «сбор», «плата», «взнос» и др., которые по своей сути являясь разновидностью фискальных взиманий в пользу государства, имеют налоговую природу. Каждый платеж независимо от его названия должен оцениваться по существу, с учетом характеристик налога, сбора и других платежей. Вследствие этого, при анализе того или иного фискального платежа (налог, сбор, взнос, плата, пошлина и т.д.) необходимо исходить из сущностных признаков данной формы отчуждения, а не из его наименования. Выявление и анализ данных сущностных характеристик позволит отнести тот или иной платеж к налогу или сбору, признавая или не признавая его таковым.
Рассматривая правовую природу правовых пошлин, КС РФ отметил следующее: «В данном случае уплата пошлины связана со свободой выбора, автор изобретения, полезной модели, промышленного образца, владелец товара может подать заявку на выдачу патента (свидетельства на товарный знак) и тогда будет обязан уплатить пошлину, а может и не претендовать на приобретение соответствующих прав, льгот и преимуществ, вытекающих из патента и иных документов, обеспечивающих охрану промышленной собственности» [Определение КС РФ от 10 декабря 2002 г. № 283-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 г. № 8 «О внесении изменений и дополнений в Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров»].
Как отмечал А.А. Соколов принудительность налога отличает его от добровольных пожертвований. На практике, впрочем, эта разница не всегда бывает в достаточной степени уловимой, так как так называемые добровольные пожертвования нередко являются только мнимо добровольными, а в действительности носят на себе черты принудительных сборов [Соколов А.А. Теория налогов. М.: ООО «ЮрИнфоР-Пресс», 2003. С. 71].
Поскольку реализация таких прав в ряде случаев невозможна без участия государства и обременена платежом сборов, уплата последних для частного лица приобретает нередко вынужденный характер.
Имеет ли место свобода выбора при уплате таких платежей, если действия их плательщика обусловлены объективными социально-экономическими, правовыми условиями (получить патент в подтверждение своих прав).