Влияние отраслевых особенностей на состав и структуру себестоимости продукций. Контроль за затратами на производство и реализацию продукции

На стадии выполнения предприятиями договорных поставок, заказов, планов необходимо постоянное осуществление контроля за расходами предприятия на производство и обращение. Так как от размера фактических затрат на производство и продажу продукции во многом зависит выполнение плана прибыли и рентабельности. Контроль за затратами следует проводить систематически на основе месячных, квартальных и годовых отчетов, используя при этом различные методы расчетов влияния на себестоимость важнейших технико-экономических факторов. Снижение затрат на производство и обращение продукции имеет большое народнохозяйственное значение. Во-первых, это один из существенных резервов интенсификации производства. Снижение себестоимости за счет экономии сырья, материалов, топлива, энергии и затрат живого труда позволяет выпустить значительное количество дополнительной продукции. Во-вторых, снижение себестоимости (при сохранении тех же цен на готовую продукцию) ведет к увеличению прибыли предприятий и росту рентабельности, создает реальные возможности для самофинансирования и самоокупаемости.

В-третьих, сокращение затрат на производство единицы изделия является материальной основой для снижения цен на промышленную продукцию, которое приводит к сокращению затрат производства в других отраслях, к уменьшению затрат на капитальные вложения и в то же время создает условия для снижения розничных цен на товары массового потребления.

В-четвертых, сокращение затрат на производство и обращение продукции приводит к ускорению оборачиваемости оборотных средств в отраслях народного хозяйства. Процесс управления затратами на предприятиях связан с изучением факторов, влияющих на их формирование. Эти факторы весьма многообразны.

19. Выручка от реализации продукции (работ, услуг), её планирование и использование.

Выручка от реализаци продукции:

– основной источник формирования собственных финансовых ресурсов предприятия.

– сумма денежных средств от реализации продукции, работ и услуг по отпускным ценам, поступивших на расчётный счёт и в кассу предприятия.

3 основных направления формирования:

1) выручка от основной деятельностив виде выручки от реализации продукции, работ и услуг;

2) выручка от инвестиционной деятельности в виде финансового результата от продаживнеоборотных активов, реализации ценных бумаг других компаний;

3) выручка от финансовой деятельности, включая результатот размещения облигаций, акций предприятия

Общая модель расчета плановой выручки от реализации продукции

ВР = О1 + Т – О2,

где:

О1 – остатки готовых изделий на складе и в отгрузке на начало планируемого периода (квартала, года);

Т – выпуск продукции по плану предприятия в свободных оптовых ценах (с НДС и акцизами);

О2 – прогнозируемые остатки нереализованной продукции на складе и в отгрузке на конец расчетного периода.

2 метода отражения выручки от реализации:

1. по отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и предъявлению контрагенту расчетных документов – метод начислений (образованием выручки считается дата отгрузки);

2. по мере оплаты – кассовый метод(определение выручки по фактическому поступлению средств на счета предприятия).

Планирование выручки от реализации необходимо для определения прибыли, составления оперативных финансовых планов (платежного баланса, консолидированного и функциональных бюджетов).Планирование выручки от реализации подчинено главной цели – управлению прибылью и обеспечивается системой мероприятий по расчету отдельных видов доходов.

Влияние отраслевых особенностей на состав и структуру себестоимости продукций. Контроль за затратами на производство и реализацию продукции - student2.ru

20. Доход (прибыль) корпорации, планирование и распределение.

Прибыль - Превышение доходов над затратами за определенный период предпринимательской деятельности.

Доход - Денежные или материальные средства, получаемые в результатепредпринимательской или другойдеятельности без роста долга.

Планирование прибыли

– это составная часть финансового планирования, т.к. оно производится раздельно по всем видам деятельности предприятия.

В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли.

Объектом планирования является балансовая прибыль, то есть прибыль от реализации продукции, работ и услуг.

Основой расчета прибыли служит прогнозируемый объем продаж, который зависит от объема произведенной, реализованной продукции и от величины запасов готовой продукции на складе на начало и конец планируемого года.

Влияние отраслевых особенностей на состав и структуру себестоимости продукций. Контроль за затратами на производство и реализацию продукции - student2.ru

Прямой счёт методически чрезвычайно прост, но при большом количестве наименований продукции трудоёмкость его значительно возрастает.

Большим недостатком метода является то, что он не позволяет выявить факторы, влияющие на размер прибыли в плановом периоде

Аналитический методнаходит применение при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу, для проверки.

При разных вариантах планирования базой расчёта являются:

- затраты на 1 тенге товарной продукции,

- базовая рентабельность,

- сила воздействия производственного (операционного) рычага,

совокупность отчётных показателей деятельности предприятия

С учётом затрат на 1 тенге товарной продукции прибыль планируют по всему выпуску товарной продукции (сравнимой и несравнимой).

П=Т*(1-З)

Где: П – валовая прибыль от выпуска ТП,

Т – товарная продукция в ценах реализации предприятия,

З – затраты на 1 тенге товарной продукции, исчисленной в ценах реализации.

Для определения общей валовой прибыли от продаж полученный результат корректируют на изменение прибыли в переходящих остатках готовой продукции.

Такой метод применяютпри укрупнённом (перспективном) планировании, а также на стадии составления предварительных расчётов для бизнес-плана.

Планирование прибыли на основе базовой рентабельности –расчет ведется раздельно по сравнимой и не сравнимой товарной продукции.

По сравнимой продукции можно определить базовую рентабельность Рб:

Рб = (П0: СТП) * 100%

где П0 - ожидаемая прибыль базисного года (расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен);

СТП - полная себестоимость товарной продукции базисного года.

В процессе планирования прибыли учитываются все факторы, которые могут оказывать влияние на финансовые результаты, а именно в целях сопоставления с плановым годом всю ожидаемую валовую прибыль за отчётный год корректируют на изменение цен, изменение себестоимости, изменение структуры продукции.

Нормативный метод.Используется, если в организации 1-2 вида продукции, или в случае, когда организация имеет возможность установить конкретные нормативы по расходованию средств (применяется система бюджетирования), т.е. когда метод прямого счета совмещается с нормами затрат.

Экономико-математический метод.Используется в крупных организациях, где существует большая нормативная и учетная база. На первом этапе используют стандартные программы анализа (факторный, корреляционный, индексный). Вводится 15-30 показателей, влияющих на прибыль. Определяется их влияние на величину прибыли (теснота связи между прибылью и показателями, между самими показателями), определяется основной фактор (как правило, прибыль от реализации) и влияние остальных факторов на этот показатель суммарно.

Независимо от применяемого метода, расчет плановой прибыли должен, быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование:

- инвестиций,

- выплат собственникам.

Наши рекомендации