Методы ценообразования на основе себестоимости
Надёжной основой для выработки решений об установлении цены является себестоимость. Одним из важнейших элементов ценовой политики предприятия выступает определение базовой цены реализации товара. Базовая цена определяется предприятием исходя из денежного выражения индивидуальных текущих издержек на производство и реализацию продукции плюс норма прибыли или рентабельность производства продукции, т.е. минимально необходимая цена реализации. Индивидуальные текущие издержки на производство и реализацию товара и индивидуальные запросы производителей по его прибыльности выступают основными факторами отклонения базовой цены от фактической рыночной цены продажи.
К методам ценообразования на основе себестоимости относятся следующие методы:
1) метод полных затрат;
2) метод сокращенной себестоимости.
Метод полных затрат. Применение метода полных затрат предполагает использование следующих показателей себестоимости:
- фактическая (отчетная) себестоимость;
- плановая себестоимость;
- нормативная себестоимость.
Наиболее эффективно для ценообразования применять нормативнуюсебестоимость. В этом случае расчет полной себестоимости производится на основе существующих норм и нормативов расходуемых ресурсов. Такой расчет исключает всевозможные лишние затраты, возникающие в результате отклонения от технологии производства товара, неэффективной системы управления предприятием, способствует снижению затрат.
Методы ценообразования, рассмотренные ниже, предполагают включение в цену продукции, помимо себестоимости, определенного процента наценки. Однако показатель себестоимости в каждом случае рассчитывается по-разному.
Метод ценообразования на основе переменных затрат.Сущность данного метода заключается в расчете некоторой процентной наценки к переменным затратам для каждого вида продукции. Для расчета используются две формулы:
1. Процент наценки (ПН) =
где: ПП – плановая прибыль;
СПЗ – суммарные постоянные затраты;
СППЗ – суммарные переменные производственные затраты.
2. Удельные переменные затраты (УПЗ) =
где: СППЗ – суммарные переменные производственные затраты,
К – количество реализованных единиц продукции.
Цена на основе переменных затрат (БЦ)=УПЗ+УПЗ •∙ПН,
где: УПЗ – удельные переменные затраты;
ПН – процент наценки.
Цена устанавливается суммированием процентной надбавки и переменной себестоимости. Она должна покрыть всю сумму затрат и обеспечить получение желаемой прибыли.
Пример 4. Организация занимается реализацией тракторов. Суммарные переменные производственные затраты составляют 9000 тыс.руб. За год было продано 60 тракторов. Совокупные постоянные расходы организации за год составили 1000 тыс.руб. Предприятию установлен план по прибыли 1200 тыс.руб.
Рассчитаем базовую цену трактора на основе метода переменных затрат:
1. Процент наценки (ПН) =
2. Удельные переменные затраты
(УПЗ)= тыс.руб.
3. Базовая цена на основе переменных затрат
(БЦ)=УПЗ+УПЗ • ПН=150+150 • 0,244=150+36,6=186,6 тыс.руб.
Итак, при цене продажи 186,6 тыс.руб. организации удастся покрыть все затраты и получить желаемую прибыль.
Рассмотрим следующий метод ценообразования – метод валовой прибыли. В качестве расчетной базы в этом случае используется валовая прибыль, которая определяется как разница между выручкой от реализации продукции и себестоимостью продаж. Цена, устанавливаемая по этому методу, должна обеспечить получение желаемой прибыли и покрыть все затраты, которые не были учтены при расчете валовой прибыли. Для расчетов используются две формулы:
1. Процент наценки (ПН) =
где: ПП – плановая прибыль;
ИО – издержки обращения (коммерческие, общие и
административные расходы);
СПЗ – суммарные постоянные затраты;
СППЗ – суммарные переменные производственные затраты.
2. Удельные производственные затраты (УПЗ) =
где: К – количество реализованных единиц продукции.
3. Базовая цена на основе валовой прибыли= УПЗ+УПЗ • ПН.
Пример 5.Рассчитаем цену на основе валовой прибыли, если:
– плановая прибыль должна составить 1200 тыс.руб.;
– издержки обращения (в том числе коммерческие, общие и административные расходы) составили 1700 тыс. руб.;
– суммарные постоянные затраты – 1000 тыс.руб.;
– суммарные переменные производственные затраты – 9000 тыс.руб.;
– количество реализованных тракторов – 60 штук.
Рассчитаем базовую цену трактора на основе метода валовой прибыли:
1. Процент наценки(ПН) = =