Структура функциональных подразделений и служб банка

Организационная структура банка включает функциональные подразделения (управления, департаменты) и службы банка, которые имеют определенные права и обязанности.

Структура банка, количество управлений и отделов, специализация служб, состав руководства, распределение полномочий зависят от различных факторов и определяются экономической целесообразностью. Во многом организационная структура банка зависит от того, какими лицензионными полномочиямион располагает. Количество подразделений, распределение полномочий и компетенций между ними, движение информации внутри банка определяются также размерами банка и выбранной рыночной стратегией.

Организационная структура может строиться по различным принципам.

В международной банковской практике существуют линейные и матричные модели организационных структур.

К линейным моделям относятся функциональная и дивизионная, а к матричным двухмерная и трехмерная модели.

Линейные модели структуры.

Наиболее распространенной схемой организационного построения банка в Республике Беларусь является функциональная структура. Она характерна для банков небольших и средних размеров, предоставляющих ограниченный набор традиционных услуг различным группам клиентов. Данная модель основана на пооперационном разделении подразделений.

Управления банка сформированы с учетом классификации банковских операций по их функциональному назначению. Например: Управление кредитования; управление по работе с ценными бумагами; управление корреспондентских отношений; управление ресурсов; валютное управление; учетно-операционное управление и др.

При такой модели организации, в частности, кредитное подразделение банка проводит кредитное обслуживание всех типов клиентов (юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей) и осуществляет все виды кредитных операций (инвестиционное кредитование, проектное финансирование, краткосрочное кредитование текущей деятельности, факторинг, лизинг), самостоятельно выполняя все необходимые процедуры на каждом из этапов кредитного процесса (предварительная экспертиза кредитуемого проекта и анализ кредитоспособности клиента, оценка залога, учет кредитных операций, сопровождение кредита (кредитный мониторинг), работа с проблемной задолженностью).

При небольшом объеме кредитных операций функциональная модель позволяет эффективно осуществлять кредитную деятельность, но при возрастании объемов кредитования, усложнении и диверсификации предоставляемых услуг данная модель не обеспечивает необходимой координации между отделами и подразделениями банка.

Банки, достигшие достаточно крупных размеров и предоставляющие широкий набор услуг различным группам клиентов, используют дивизионную модель линейной организации, ориентированную на:

- определенные отрасли банковской деятельности

- разные классы потребителя (клиента).

Дивизионная модель основана на выделении в банке стратегических зон бизнеса, Для каждой из них определяется своя целевая установка, разрабатывается стратегия и формируется ресурсное обеспечение. При этом каждая стратегическая зона банковской деятельности функционирует самостоятельно.

В современном банковском бизнесе в качестве стратегических зон обычно выделяют коммерческую, инвестиционную и розничную банковскую деятельность.

Стратегические зоны банковской деятельности могут выделяться и по типу обслуживаемых групп клиентов (крупные корпоративные клиенты, средний и мелкий бизнес, микро-клиенты, физические лица - «розница»).

Матричные модели структуры.

Более сложные матричные модели организационных структур, характерные для зарубежных банков, представляют собой комбинацию двух и более принципов построения организационных структур.

Двухмерная матричная модель основана на комбинации двух принципов построения организационной структуры: по функции управления и оказания группы услуг. Такая модель предполагает формирование двух групп подразделений, выполняющих различные функции как на уровне банка в целом, так и непосредственно в кредитном подразделении банка.

В такой структуре присутствуют два подуровня управления.

I Один (более низкий) - операционный уровень. Его задачей является осуществление обслуживания клиентов и совершение собственных операций.

Он в свою очередь делится на front (основной) и back (вспомогательный) офисы.

Front офис осуществляет только обслуживание клиентов;

Back офис - весь необходимый для этого обслуживания спектр операций.

II Другой (более высокий) - head офис (головной офис) - представляет собою уровень, ответственный за общее управление и развитие анализ, маркетинг и управление финансами..

Задачей head офиса является общее управление и развитие банка.

Трехмерная матричная модель базируется на комбинации трех равнозначных принципов, например, функционального, географического и разделения по группе клиентов. Сочетание продуктового и клиентского принципов позволяет сосредоточить в одном отделе услуги, которые могут пользоваться спросом у тех или иных групп клиентов.

В настоящее время в Республике Беларусь существуют примеры формирования матричной модели организационной структуры. Оно осуществлено банками, которые, как правило, входят в международные банковские группы, являются дочерними банками иностранных банков, либо сформированы иностранными акционерами, несущими традиции корпоративного управления и моделей организационных структур банка, характерных для их государств. К таким банкам относятся «Приорбанк» ОАО, ОАО «Белгазпромбанк», ОАО «Москва-Минск».

Но большинство белорусских банков реализовало в основном дивизионную модель линейной организации кредитных и других подразделений банка. Формированию матричных моделей, как правило, должен предшествовать реинжинириг, перестраивающий в банке бизнес-процессы таким образом, чтобы они соответствовали подходам, принятым в международной банковской практике и позволяли реализовывать рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору по построению системы управления кредитным и другими банковскими рисками.

Помимо функциональных подразделений в банках создаются службы,которые, как правило, непосредственно не осуществляют банковские операции, но выполняют работу, необходимую для функционирования банка. Такими службами (отделами) в банке являются:

- отдел анализа и статистики;

- планово-экономический отдел;

- отдел маркетинга;

- отдел координации деятельности филиалов;

- отдел сводной отчетности;

- отдел кадров;

- административно-хозяйственный отдел;

- юридический отдел;

- служба внутреннего аудита;

- служба экономической безопасности;

- отдел охраны;

- отдел автоматизации;

- службы инкассации и др.

Наши рекомендации