Комплексная оценка кредитоспособности клиента

Уровень кредитоспособности находится в прямой зависимости от уровня платежеспособности и финансовой устойчивости. Однако кредитоспособность оценивается более широким кругом показателей, чем платежеспособность или финансовая устойчивость.

Поскольку речь идет о возможности и необходимости для предприятия использовать штатные заемные источники финансирования, нельзя ограничиваться лишь оценкой балансовых данных, сопоставлением структуры активов и пассивов. Необходимо, кроме того, оценить рентабельность активов и пассивов, их оборачиваемость, а это означает, что выручка от продаж и рентабельность продаж являются исходными данными для оценки кредитоспособности.

Привлечение платных заемных источников финансирования целесообразно с финансовой точки зрения лишь в случае, если целью такого привлечения является улучшение финансовых показателей, в том числе обеспечение условий для погашения кредитов и выплаты процентов. Иными словами, результатом привлечения кредита должно быть увеличение стоимости активов, приводящее к росту выручки и прибыли от продаж, причем в такой степени, чтобы обеспечить не только погашение долга, но и рост чистой прибыли.

Кроме того, привлечение дополнительных заемных источников финансирования не должно приводить к тому, чтобы платежеспособность или финансовая устойчивость оказались на уровне ниже необходимого для данного предприятия.

Для оценки кредитоспособностинеобходим определенный круг показателей:

1. Отношение ликвидных активов к краткосрочной задолженности.

Он отражает действительный уровень платежеспособности предприятия и базируется не на балансовых данных об оборотных активах, а на данных, оценивающих реальные возможности превращения запасов и дебиторской задолженности в денежные средства.

2. Отношение краткосрочной задолженности к собственному капиталу. Это один из показателей финансовой устойчивости. Определив нормальное значение показателя, соответствующее структуре активов предприятия, можно оценить и фактическое его значение, отражающее степень зависимости предприятия от краткосрочных заемных источников финансирования.

3. Отношение основных средств к стоимости активов. Основные средства – главная часть производственного потенциала, решающий фактор формирования того или иного объема производства и выручки от продаж. С другой стороны, высокая доля основных средств в стоимости активов – фактор, снижающий мобильность имущества и требующий больших затрат собственного каптала на его финансирование.

Следовательно, этот показатель можно оценивать лишь в сопоставлении с другим, оценивающим состояние собственных оборотных средств предприятия.

4. Отношение запасов к собственным оборотным средствам. В составе показателей финансовой устойчивости мы рассматривали сущность и нормальное значение этого показателя. Если он равен 1, то высокое отношение основных средств к стоимости активов лишь отражение профиля деятельности предприятия.

5. Отношение выручки от продаж к собственному капиталу. Это показатель числа оборотов собственного капитала за период, в течение которого формируется выручка от продаж. Оборачиваемость собственного капитала характеризует эффективность его использования: чем меньше собственный капитал участвует в осуществлении кругооборота, обеспечивающего данную выручку от продаж, тем рациональнее предприятие использует собственные источники финансирования. Это – аргумент в пользу того, что заемные источники финансирования тоже будут использоваться эффективно.

6. Отношение выручки от продаж к дебиторской задолженности. Это показатель оборачиваемости дебиторской задолженности. Чем больше число ее оборотов, тем быстрее она превращается в денежные средства, т.е. тем выше ее ликвидность. Исходя из оборачиваемости дебиторской задолженности, можно рассчитать, какая часть выручки и прибыли от продаж соответствует поступившим денежным средствам. Но в расчете дебиторской задолженности целесообразно включать не всю ее балансовую величину, а лишь ту часть, которая относится к выручке данного периода.

7. Отношение выручки от продаж к собственным оборотным средствам. Показатель отражает оборачиваемость мобильной части собственного капитала. Его нельзя оценивать изолированно от отношения необходимых запасов к собственным оборотным средствам, так как высокая оборачиваемость собственных оборотных средств может быть следствием их недостаточности для финансирования необходимых запасов.

8. Отношение выручки от продаж к запасам. Этот показатель близок к показателю оборачиваемости запасов, однако не тождествен ему. Вообще для целей оценки оборачиваемости запасов надо принимать в расчет не всю выручку, а лишь материальные затраты в составе выручки. Но в денном случае показатель несет другую информационную нагрузку, он дополняет предыдущий показатель.

9. Рентабельность собственного капитала, т.е. отношение прибыли от продаж к стоимости собственного капитала. Уровень данного показателя определяет целесообразность использования платных заемных источников финансирования: если ставка процента за кредит выше рентабельности собственного капитала, использование кредита нецелесообразно, так как приведет к снижению прибыли и ухудшению других финансовых показателей.

10. Рентабельность продаж, т.е. отношение прибыли от продаж к выручке. От этого показателя зависит уровень предыдущего показателя.

Все названные показатели, используемые для оценки кредитоспособности предприятия, интересны в динамике: их уровень до пользования кредитами сопоставляется с уровнем, формирующимся при условии привлечения кредитов в состав источников финансирования.

Наши рекомендации