Последовательность проведения аудиторской проверки

Проведение аудиторской проверки можно подразделить на 3 стадии.

1. Постановка проблемы. Проводится до начала аудиторской проверки. Знакомство с информацией предоставленной, руководством компании — финансовыми данными, сведениями об эффективности контроля и прочее.

2. Сбор данных. Планирование и реализация процедур сбора данных о предоставленной информации.

3. Оценка данных. Здесь следует определить, имеется ли у аудитора достаточно сведений для принятия обоснованного решения, касающегося рассматриваемой проблемы.

После составления договора (Правило аудиторской деятельности ''Порядок заключения договоров оказания аудиторских услуг'') начинается работа по постановке проблемы данной аудиторской проверки.

Первая стадия является наиболее важной. Здесь возникает ряд вопросов: о реальности данных, обязательствах, каких либо событиях связанных с деятельностью проверяемого объекта и т.д.

Аудиторская проверка ограничена во времени. Поэтому для обеспечения высокого качества работы к ней следует тщательно подготовиться. Необходимым средством такой подготовки является всесторонне продуманное планирование, которое создавало бы уверенность у исполнителей в том, что используются наиболее эффективные и действенные процедуры аудита. Четкое планирование необходимо также для выбора предполагаемых подходов к достижению целей аудита; выполнения и контроля работы; убежденности в том, что внимание привлечено к главным аспектам, что работа выполнена полностью. Разработано Правило аудиторской деятельности ''Планирование аудита''.

До начала аудиторской проверки необходимо изучить происходящие существенные изменения у проверяемого субъекта хозяйствования, в частности в банковском далее. При этом следует учитывать, что приемы и методы банковской деятельности приобретают новые черты, которые связаны с введением новшеств в организацию работы банков и т.д. Прогрессивные изменения в банковском деле одновременно сопровождаются значительным возрастанием рисков. Поэтому это оказывает существенное влияние на ту ответственность, которая возлагается на аудиторов при выдаче ими аудиторского заключения о работе банка перед акционерами, вкладчиками, клиентами, государством.

Применяемая методология общего планирования аудита основана на учете факторов риска. Целью данного подхода является концентрация ресурсов в зонах повышенного риска или направлениях деятельности, где от аудита возможно получение наибольшей выгоды. Зоны меньшего риска подвергаются менее детальным аудиторским проверкам, которые к тому же проводятся реже, чем в других областях.

Целью данной стадии является сокращение риска неэффективного проведения аудиторской проверки.

Планирование можно подразделить на пять этапов:

1. определение направлений аудита;

2. оценка бизнес-риска по каждому определенному направлению;

3. изучение предыдущей деятельности аудиторов по каждому направлению;

4. изучение СВК;

5. заключение по масштабу и частоте (если это применимо к данному направлению) аудиторских проверок.

Первый и, возможно наиболее важный этап общего планирования — определение направлений аудита. Подразделения банка являются элементами организации, которые легко разделить на управляемые части и аудитор может разобраться в их деятельности и определить присутствующие здесь факторы риска.

Простейший путь определения направлений аудита заключается в разделении основной деятельности банка на важнейшие участки, при этом необходимо изучить перечень всех подразделений банка (и отметить подразделения, которые отнесены к участкам операционной деятельности), а также рассмотреть:

- услуги, предоставляемые клиентам (например, кредитование банков, кредитование юридических лиц, операции с иностранной валютой, потребительские депозиты и т.д.);

- другие виды деятельности, осуществляемые в филиалах и головном офисе (отдел кадров, бухгалтерия, административно-хозяйственная служба и т.д.).

Кроме того, получить сведения о формах и методах организации управления, учета, наметить объекты проверок и исследования; предварительно оценить ключевые направления системы управления и контроля, установить степень доверия к внутренним аудиторам. Установить какие методы были приняты для выполнения рекомендаций предшествующей ревизии.

Вторым этапом общего планирования является оценка бизнес-риска, связанного с соответствующим направлением аудита, и рассмотрение результатов предыдущей аудиторской проверки. Бизнес-риск клиента аудиторами рассматривается как риск деятельности клиента в зависимости от страны, отрасли, оказываемых услуг, организации производства, руководства и т.д.

При этом используется Правило аудиторской деятельности ''Понимание деятельности проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя''.

Начинается обследование БИЗНЕС-риск клиента с изучения деловой среды, в условиях которой ведет свою деятельность проверяемая фирма. При этом аудитор рассчитывает риск его деятельности.

В первую очередь следует учесть изменения, происходящие в банковском деле:

место клиента в экономической среде;

- расширение банковских услуг;

- появление новых рынков вложения капитала;

- обострение конкуренции в сфере банковской деятельности;

- развитие банковских технологий;

- влияние международных аспектов;

- компьютеризация банковского дела и т.д.

Для рассмотрения деятельности фирмы (банка) с точки зрения необходимости определения событий, операций и действий, которые могут оказать значительное влияние на финансовую информацию аудиторы рассматривают деятельность фирмы в следующих направлениях:

· кто является учредителями банка;

· репутация и длительность работы в банке руководителей;

· какова организационная структура банка;

· какова клиентура банка;

· ведется ли разработка новых видов банковских услуг;

· как складывается обстановка с банковскими ресурсами;

· как фактически осуществляется оказание услуг клиентам;

· оборудование помещений для клиентов;

· наличие банкоматов;

· финансовая устойчивость;

· отношения с прежне аудиторской фирмой и т.д.?

Могут быть разработаны и другие вопросы по усмотрению аудиторов.

В предоставленных аудиторам материалах должны быть отражены все особенности предпринимательской деятельности. Кроме того, изучается продукция бухгалтерского учета: документооборот, постановка бухгалтерского учета, баланс, показатели финансовых отчетов и т.д.

Бизнес-риск оценивается после анализа всех установленных аудиторами факторов по трем категориям: высокий, средний, низкий.

На третьем этапе изучаются материалы предыдущих проверок. Необходимая информация может быть получена из прессы, материалов предыдущих проверок (Правило аудиторской деятельности ''Использование результатов работы другой аудиторской организации''), ответов на запросы, встречных проверок, проведенных тестов, бесед с персоналом, а также материалов полученных от клиента: учетной политики, отчетов различного рода, протоколов совещаний, балансов, корреспондентских счетов и т.д.

На четвертом этапе планирования уделяется внимание изучению системы внутреннего контроля (СВК) с учетом работы его филиалов (тестирование, опрос, анализ деловой среды и т.д.). Оценка этих систем позволяет аудитору судить о качестве информации (полноте, своевременности, точности и т.д.). На первой стадии аудита рассмотрение СВК носит предварительный характер.

На основании рассмотренных материалов и в первую очередь после изучения системы внутреннего контроля рассчитывается риск неэффективности системы внутреннего контроля. Он дает возможность определить наиболее проблемные (критические) места в работе фирмы, спланировать работу аудитора в направлении наиболее рисковых операций или сфер деятельности, что сократит объем аудиторской работы и сделает ее более успешной.

Для того чтобы иметь время для планирования работы аудиторы должны начать свою работу до окончания финансового года клиента. Чем больший объем предварительных сведений будет получено аудитором, тем больше времени для планирования работы. При этом часть работы выполняется к промежуточной дате, что дает возможность более эффективно выполнять работу впоследствии. На промежуточную дату делается предварительный аналитический обзор работы клиента, в том числе дается оценка эффективности системы внутреннего контроля. Таким образом, предварительное изучение даст возможность аудиторам составить наиболее эффективную программу проверки финансовой отчетности.

При этом аудиторы используют Правило аудиторской деятельности ''Первоначальный аудит начальных и сравнительных показателей'' а также ''Прочая информация в документах, содержащих проверенную бухгалтерскую отчетность''.

На пятом этапе, в процессе подготовки к проведению аудита необходим рациональный подход к расчету времени на проведение проверки по каждому направлению, что дает емучеткий план объема и времени, в сочетании с пожеланиями банка. Несмотря на то, что на этапе планирования потребуется значительное количество времени оно в будущем окупит первоначальные затраты и сократит работу аудитора до оптимального уровня.

Оценка запланированного времени по проведению аудиторской проверки необходима для сопоставления времени, имеющегося в распоряжении как аудиторов, так и банка. Это послужит установлению приоритетов и постановки целей для эффективного завершения работы. Одновременно принимаются решения административного и стратегического характера. Например, следует ли привлекать к работе других специалистов.

В плане аудиторской проверки мы отмечаем объем проверки, проверяемые вопросы, сроки, исполнители.

Втораястадия аудиторской проверкиявляется более "технической". Целью данной стадии является сбор достаточного количества сведений, чтобы создать базу для принятия решения (оценки) о достоверности представленной информации. На данной стадии проводится проверка на основании действующего законодательства и нормативной базы. Основной работой на данной стадии является сбор необходимой информации для принятия решения и соответствие проведенных операций выданным лицензиям, законодательству и установленным нормативам.

На второй стадии аудиторской проверки завершается процесс ее планирования, т.е. план может корректироваться исходя из фактически складывающихся обстоятельств при проведении проверки. Например, аудиторы определяют:

- получены ли необходимые данные о состоянии бухгалтерского учета и эффективности внутреннего контроля;

- установление ожидаемого уровня доверия внутреннему конторою;

- определяем содержание времени проведения и объем контрольных процедур;

- координацию выполняемых работ по сбору и анализу информации.

Для обоснованного выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудитор должен получить достаточные аудиторские доказательства на основе независимых процедур.

На данном этапе аудиторской проверки необходимо использовать Правила аудиторской деятельности ''Аналитические процедуры'', ''Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете'', ''Цели и общие принципы аудита бухгалтерской и финансовой отчетности'', ''Проверка соблюдения законодательства при проведении аудита'', ''Аудиторские доказательства''.

Аудиторские доказательства — это информация, имеющаяся в распоряжении аудитора и позволяющая ему сделать выводы, выразить профессиональное суждение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании детальной проверки, анализа отчетности и состояния системы внутреннего контроля. Аудиторские доказательства могут быть: внешние, внутренние, смешанные.

Внешние — полученные от 3-х лиц;

Внутренние — информация, полученная от субъекта хозяйствования в письменном и устном виде;

Смешанные — информация, полученная от субъекта в письменном или устном виде и подтвержденная 3-й стороной в письменном виде.

Источниками получения аудиторских доказательств являются:

- первичные документы;

- регистры бухгалтерского учета субъекта;

- бухгалтерская (финансовая) отчетность;

- результаты анализа;

- протоколы акционерных собраний акционеров и Правления банка;

- договора;

- ответа на запросы от 3-х лиц;

- результаты инвентаризации;

- информация, предоставляемая юристами, другими аудиторскими фирмами, предпринимателями и т.д.

- положения банка и другие документы.

Достаточность аудиторских доказательств определяется:

Ø степенью аудиторского риска;

Ø состоянием системы внутреннего контроля;

Ø самостоятельно полученными сведениями;

Ø письменными показаниями;

Ø возможностью сопоставления сведений полученных их разных источников.

Правило аудиторской деятельности ''Рабочая документация'' предполагает, что в ходе аудиторской проверки необходимо документальное подтверждение проведенных аудиторами процедур. К рабочей документации относятся:

Ø выписки или копии документов, соглашений и протоколов, касающихся вопросов аудита;

Ø информация об особенностях финансово-хозяйственной деятельности и учета;

Ø программа и планы проведения аудита;

Ø копии писем или записок, характеризующих методы работы аудитора;

Ø копии писем или записок, характеризующие существенные ошибки в работе внутреннего контроля, оценка внутреннего контроля;

Ø анализ проведенных хозяйственных операций и сальдо по счетам;

Ø перечень процедур, выполненных другими аудиторами;

Ø объяснения, пояснения, заявления, полученные от руководства;

Ø письменно оформленные выводы, сделанные аудиторами по основным вопросам проверки;

Ø копии письменных сообщений собственникам имущества о нарушении законодательства и др.

Объем рабочих документов определяется самим аудитором. Форма рабочей документации разрабатывается аудитором самостоятельно в зависимости от характера работы, вида заключения, состояния бухучета, используемых методик, внутриаудиторских регламентаций и т.д. В рабочих записях аудиторы делают ссылки (пометки) на конкретную ''рабочую документацию'', которая хранится 5 лет.

Если рабочие документы стандартизированы, то это повышает эффективность их подготовки и контроля, упорядочивает документацию, дает гарантию, что важные моменты не будут упущены. Отчеты и выводы по проверке перед окончательным представлением должны быть проверены старшим аудитором. Такая проверка гарантирует, что все оценки и выводы обоснованы и подкрепляются надежными сведениями и фактами; основные ошибки и недостатки ''схвачены'', оформлены и по ним приняты решения.

При проведении аудиторской проверки должны соблюдаться следующие принципы:

целостность, объективность, независимость;

секретность;

квалификация и компетентность;

должная организованность.

Все эти принципы должны соблюдаться при сборе информации, что может дать возможность аудитору в последствии дать объективную оценку проверяемого объекта.

Кроме того, на 2 стадии аудиторской проверки проводится уточнение предоставленной (составленной) системы внутреннего контроля. В результате этой работы аудиторы дают рекомендации по ее совершенствованию.

При проведении аудиторской проверки аудиторская организация должна пользоваться Правилом аудиторской деятельности ''Внутренний контроль качества аудита'', где определено распределение обязанностей работников аудиторской организации при, проведении аудита; общие требования, предъявляемые к внутренней системе контроля качества аудита; порядок контроля качества работы в ходе аудиторской проверки.

Третьястадия — собственно принятие решения. Необходимо оценить предположения о точности учета проверяемого вопроса и соблюдении нормативной базы на основе имеющихся рисков банка и собранных данных. Аудитор должен решить, соответствует ли предоставленная информация действительности. На данном этапе следует оценить данные для определения достаточности сведений для принятия обоснованного решения. Важное значение имеет оценка значимости отчетных данных и степени вероятности аудиторской ошибки. Она дает возможность аудитору сделать выводы по проверяемому вопросу и дать аудиторское заключение.

Цель последней стадии аудиторской проверки заключается во 1-х, в оценке значимости полученных аудиторских доказательств, выявленных отклонений; во 2-х, в предоставлении соответствующего аудиторского заключения.

При аудите финансовых отчетов оценка отчетных данных должна исходить из ряда критериев, а именно:

полноты учета;

точности записей;

соблюдение границ учетного периода: отнесены ли записи о доходах и расходах к правильному отчетному периоду времени?

верности стоимостных оценок;

объективности: отражают ли цифры действительное положение дел?

соблюдение прав и обязательств;

открытости сведений: вся ли информация отражена на соответствующих счетах?

Часто используется сравнения финансовой и соответствующей нефинансовой информации, в том числе для сравнения запланированных операций с фактическим выполнением.

После анализа значимости отчетных данных внимание может быть уделено выявлению риска аудиторской ошибки, т.е. на определение вероятности того, что вывод аудитора может оказаться ошибочным, поскольку аудиторская проверка основывалась на данных, значимость которых была определена неверно. Выполнив оценку значимости данных и определив вероятность аудиторской ошибки, можно добиться существенного сокращения объема работ по бухгалтерской проверке и связанных с этим затрат сил и средств. Оценка степени риска аудиторской ошибки должна осуществляться с учетом величины аудиторского риска, внутренне присущего данной фирме, связанного с системой контроля и возможностью обнаружения ошибок.

Особое внимание аудитор должен уделить событиям, произошедшим после отчетной даты. Например, ухудшение финансового положения, ограничение полномочий (лишение лицензии) и др. При этом необходимо использовать Правила аудиторской деятельности «Отражение в аудиторском заключении событий, произошедших после отчетной даты» и ''Допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица''.

По окончании всех процедур и после принятия решения аудитор дает аудиторское заключение.

Вопросы для самопроверки:

1. Кокой документ регламентирует деятельность аудитора?

2. Что относится к основно деятельности и сопутствующим аудиту услугам?

3. Носят ли стандарты законодательный харктер и в чем их значение?

4. Что включает независимость аудитора?

5. Как и зачем аудитор должен изучать систему внутреннего контроля при проведении аудиторской проверки?

6. В каких случаях проводится экспертиза?

7. Перечислите Правила аудиторской деятельности относящиеся к стадартам практической работы и стадартам заключения.

8. Если аудитор не сформировал мнение проверяемому вопросу, как он должен поступить?

9. Какая стадия аудиторской деятельности наиболее важная и почему?

10. Из каких источников и по каким направлениям изучается деятельность клиента?

11. На какой стадии аудиторской проверки изучаются и на какой перепроверяются данные о СВК? Как проводятся эти процедуры?

12. Какие критерии при оценке отчетности должны быть учтены?

13. Какие результаты может дать сравнение финансовой и нефинансовой информации?

14. Что относится к “событиям произошедшим после отчетной даты”?

Наши рекомендации