Экономическая природа и этапы развития корпораций

Известно, что крупное предпринимательство составляет основу экономической мощи индустриально развитых стран, обеспечивая конкурентоспособность национальных экономик на мировом рынке. Наиболее оптимальной формой организации крупного предпринимательства, как государственного, так и частного, является корпорация.

«Корпорация, ‐ как отмечал И. Ансофф, ‐ это широко распространенная в странах с развитой рыночной экономикой форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих, работающих по найму» [10,с.132].

С развитием общественного производства менялись типы корпораций в зависимости от различных факторов:

- логики корпоративной борьбы за рынки (стремление к лидерству в какой-либо сфере) или другими внешними обстоятельствами;

- реализации интересов владельцев корпорации.

В теории и практике развития корпоративного бизнеса наметились следующие подходы к трактовке понятия «корпорация»:

1) в рамках первого подхода (присущего преимущественно правовой терминологии США и ряда других стран) корпорация интерпретируется как акционерное общество или юридическое лицо, то есть выступает синонимом термина «организация»;

2) с позиций второго подхода корпорацию интерпретируют, как интегрированную структуру в виде объединения лиц (физических или юридических) в правовой форме (на основе договоров или образования юридического лица) для совместной экономической деятельности. Такая трактовка допускает применение термина «корпорация» как к акционерным обществам, имеющим в своей структуре дочерние и зависимые общества, так и к финансово- промышленным группам (бизнес-группам, холдинговым компаниям, концернам и пр.), не оформленным в виде акционерного общества. [28]

Этапы эволюции и типы корпораций:

1. Классическая индустриальная корпорация. Важнейший принцип, лежавший в основе индустриальной корпорации с самого ее возникновения, – максимальная эффективность производства (снижение затрат, повышение объемов выпуска продукции и максимизация прибыли). Как следствие, одним из определяющих показателей ее успеха является стремление к лидерству в какой-либо сфере. Классическая корпоративная структура предполагает четкое разграничение собственности и управления, противопоставляя владельцев компании наемным работникам. Ее сущность вполне адекватно отражает понятие “фордизм”, сформировавшееся в середине ХХ в.

Однако не следует считать, что классическая индустриальная корпорация в течение многих десятилетий представляла собой нечто застывшее. Напротив, по мере развития общественного производства, повышения уровня жизни, формирования разнообразных потребностей и перехода работников к иным внутренним ценностным установкам она меняла привычные формы и совершенствовала свою внутреннюю структуру. Только во второй половине XX в. на этом пути можно выделить три хорошо различимых периода.

Этапы развития индустриальных корпораций:

Первый из них обычно характеризуется терминами “постфордизм” или “этап гибкой специализации”, отходом от установки на массовое производство. Важнейшей предпосылкой для таких сдвигов стал научно-технический прогресс 50 – 60-х годов, вылившийся в распространение новых технологий, которые способствовали децентрализации, демассификации и фрагментации производства и требовали повышения квалификации работников, роста их самостоятельности.

Второй этап пришелся на 70-е и начало 80-х годов и ознаменовался, прежде всего, формированием децентрализованных и деиерархизированных систем управления, подготавливавших передачу права на принятие решений на максимально низкий уровень, что отвечало возросшему творческому потенциалу работников. Однако, эта трансформация (как и предыдущая) еще не затрагивала глубинных, сущностных форм корпоративной организации.

Третий этап (80-е – первая половина 90-х годов) фактически завершает историю классической индустриальной корпорации. На данной стадии она превращается в специфическую социальную общность, что резко меняет ее внутреннюю структуру.

Для этого этапа характерным являются следующие моменты:

- ведущую роль начинают играть так называемые работники интеллектуальной сферы. От них не в меньшей мере, чем от владельцев, зависит успех компании, они обладают гораздо большей свободой, чем традиционный наемный персонал, и, как следствие, предпочитают трудиться не на фирму, а вместе с ней, работать как коллеги, а не как подчиненные;

- производственная деятельность компании перестает быть совокупностью отдельных операций, в полной мере превращаясь в процесс. В результате решающие позиции начинают занимать специалисты, обладающие наиболее полной и адекватной информацией о нем (иногда их называют “собственниками процесса”);

- важнейшим элементом, цементирующим единство корпорации, становится уже не простая материальная зависимость сотрудников от хозяев, а специфическая культурная общность персонала, в рамках которой “моральное единство обеспечивает основу для взаимного доверия”.

Итак, в последние годы классическая корпорация прошла через сущностную трансформацию, обусловленную резким ростом роли работников интеллектуальной сферы в обеспечении эффективности ее деятельности, вследствие чего традиционный фактор собственности на средства производства утратил свое основополагающее значение. Она во все большей степени становится антииерархической структурой. Это заставляет серьезно задуматься о том, можно ли называть приходящие ей на смену образования корпорациями.

2. Этатистские корпорации. Большую часть ХХ в. западный мир с его саморегулирующейся рыночной экономикой провел в условиях жесткого противостояния разным этатистским режимам (Германия 30 – 40-х годов и подобные государства, СССР и остальные представители соцлагеря, некоторые другие страны), порой достигавшим серьезных экономических успехов. Там сформировался иной тип корпоративных структур - крупнейшей корпорацией было само государство. Как следствие, такие образования, во-первых, были строго иерархичными, во-вторых, не могли адекватно оценивать свои конкурентные преимущества и недостатки, ибо были в той или иной мере выключены из конкурентной среды.

Характерные черты этатистских корпораций:

- главная цель– не достижение максимальной эффективности производства, а реализация задач, поставленных государством. Правительства предоставляли им уникальные условия – от поставки дешевой рабочей силы из концлагерей до неограниченного финансирования закрытых городов или льготного безлимитного кредитования – ради обеспечения собственных интересов: продолжения войны (Германия периода 40-х г.г.), поддержания паритета в сфере вооружений (СССР) или завоевания мирового рынка электротехнических товаров (Япония). Во всех случаях цели достигались невзирая на масштаб усилий и эффективность производства;

- способность добиваться успехов лишь на относительно узких направлениях. В советской экономике это выразилось в высокой степени монополизации: к концу 80-х годов около 80% наименований продукции производились на одном-двух предприятиях, доля заводов и фабрик с численностью занятых, превышающей 1 тыс. человек, составляла 73,3% (против 26 – в США). Еще одним проявлением была крайне отсталая структура экспорта, в котором удельный вес топлива и электроэнергии превышал 52%. В азиатских странах названная тенденция воплотилась в быстром развитии машиностроения и электроники, ориентированных на экспорт. Так, вклад электронной промышленности в ВНП в конце 80-х годов в Южной Корее достигал 17,8%, Малайзии – 21, Сингапуре – 34%; данный сектор обеспечивал от 31 до 44% общего объема экспорта этих государств;

- потребность в гигантских инвестициях для своего развития и неспособность обеспечить высокую эффективность производства.

Однако доминирование в экономике корпораций этатистского типа не означает, что она постоянно находится в застое. На определенном этапе они достигали значительных хозяйственных успехов, а СССР и Япония (в разное время) в течение продолжительного периода занимали место второй по масштабам экономики мира.

Но какими бы удачными ни казались отдельные периоды их развития, этатистские структуры могли успешно соперничать с классическими корпорациями только до тех пор, пока конкуренция шла в производстве массовых индустриальных благ и роль интеллектуального капитала не стала определяющей. Неслучайно упадок таких систем (банкротство советской модели, десятилетняя стагнация в Японии, азиатский кризис) пришелся на период расцвета в западном мире высокотехнологичного производства, основанного не на применении труда для превращения сырья в промышленную продукцию, а на использовании интеллекта для превращения информации в знания. Именно этот процесс вносит существенные коррективы в оценку перспектив развития классической индустриальной корпорации.

3.Креативные корпорации. Важнейшей чертой конца ХХ в. стала развитие “новой экономики”, в основе которой лежат наиболее совершенные информационные технологии. В связи с этим, технологический прогресс резко подорвал позиции традиционных крупных индустриальных гигантов. Развитие “новой экономики” привело к широкому распространению мелких компаний, которые могут быть организованы с минимальными инвестициями и основным достоянием которых являются интеллект и таланты их основателей. Развитие подобных структур требует партнерства творческих личностей, а не отношений руководства и подчинения.

Креативная корпорация отличается от рассмотренных выше типов по целому ряду параметров:

- ее деятельность в первую очередь отвечает внутренним устремлениям и идеалам создателей и выходит за рамки экономической целесообразности. Превалирует, как правило, их стремление реализовать свой творческий потенциал, накопленный ранее, – разработать и организовать производство принципиально новой услуги, продукции, информации или знания. По мере развития компании этот весьма сильный мотив дополняется желанием самореализации в качестве ее создателя как социальной структуры;

- она строится вокруг творческой личности, гарантирующей ее устойчивость и процветание. Успех владельцев здесь обусловлен не контролем над большей частью капитала своих компаний, а тем, что они как основатели бизнеса, ставшего главным проявлением их творческих возможностей, несут за него ответственность.

- продукцию креативных корпораций обычно составляют качественно новые наукоемкие товары или услуги. Они в большинстве случаев не принимают форму диверсифицированных фирм и конгломератов, сохраняя ту узкую специализацию, которая была предусмотрена при их создании. Радикально изменяя облик современного бизнеса, они тем не менее не отрицают прежних организационных форм. Креативные корпорации воплощают собой выход за пределы классической индустриальной компании и жестко противостоят этатистским структурам;

- они не только способны развиваться, используя внутренние источники, но и обнаруживают возможность постоянно преобразовываться, давая жизнь все новым и новым компаниям. Действительно, в условиях, когда отдельные работники в некотором смысле персонифицируют определенные элементы производственного процесса, не существует серьезных препятствий для выделения из (отпочкования от) той или иной структуры данного типа новых самостоятельных элементов.

Итак, современные корпорации представлены различными видами (таблица 1.1)

Таблица 1.1

Классификация корпораций [39]

Критерий классификации Виды корпораций
1. Центральный элемент объединения (чаще понимается – отраслевая направленность) -промышленная корпорация (включает исключительно промышленные компании: сырьевые, обрабатывающие, агропромышленные, объединенные вокруг промышленного предприятия); - финансовая корпорация (включает в себя банковские и банковско-кредитные учреждения); - торговые корпорации (объединяют исключительно торговые компании); -финансово-промышленные корпорации (объединение банков и промышленных предприятий при ведущей роли банковского капитала); - промышленно-финансовые корпорации (при ведущей роли промышленного капитала).
2. Территориальные границы деятельности -локальные; -региональные; -межрегиональные (но в рамках отдельного государства); -национальные (федеральные); -международные (транснациональные).
3. Форма собственности -государственная; -смешанная (со значительным государственным участием); -частная.
4. Рыночное положение -монополия; -олигополия.
5. Организационная форма интеграции -горизонтальная (объединение под единым контролем двух и более предприятий, производящих одну и туже продукцию или осуществляющих одни и те же стадии производства); - вертикальная (объединение под единым контролем двух и более предприятий (технологическим или финансовым), осуществляющих разные стадии производства одного и того же товара; -конгломераты (объединения, образуемые путем соединения разных не связанных между собой технологически предприятий, иногда работающих в разных отраслях экономики).
6. Организационно-правовая форма -правосубъективные (организации, имеющие статус юридического лица); - частично правосубъективные или обладающие неполной правосубъективностью, т.е. объединения, не имеющие статус юридического лица (холдинги, ФПГ)
7. Целевая установка (экономическое содержание) объединения -материальное взаимодействие; -финансовое взаимодействие; -информационное взаимодействие.
8.Форма консолидации собственности и интеграции предприятий -корпорация равноправного типа; - корпорация неравноправного типа.  
9.Устойчивость связей участников - долгосрочные устойчивые взаимосвязи; -краткосрочные взаимосвязи (консорциумы, объединения для предоставления синдицированных кредитов, реализации конкретных проектов)
10.Наличие сводной отчетности - с консолидированной отчетностью; - без консолидированной отчетности.

В развивающихся странах организация и весь процесс деятельности корпораций нацелены на достижение прежде всего высокой финансовой эффективности. Для компаний этих стран в качестве приоритетов выступает внимание к деятельности совета директоров, соблюдение прав акционеров и в связи с этим повышенное внимание к вопросам корпоративного контроля и аудита, т.е. контролируется соблюдение прав только собственников. Что касается защиты прав кредиторов, работников, то они рассматриваются опять же через призму финансовой эффективности корпораций и защиты интересов основных собственников.

Что касается практики корпоративного управления в развитых экономиках, то в качестве критерия инвестиционной привлекательности компании выступает соблюдение деловой этики и учет интересов всех заинтересованных лиц (стейкхолдеров), доступность информации о деятельности компании не только для мажоритарных акционеров, но и для всех стейкхолдеров. Различные элементы корпоративного управления являются объектом интересов и контроля для различных групп заинтересованных лиц, в том числе и властных структур, воздействующих на компанию.

Таким образом, для оценки эффективности корпоративного управления в разных странах используют различные критерии и глобальная унификация практик корпоративного управления пока еще не достигнута. В настоящее время корпоративный бизнес в России находится в стадии становления. В перспективе оформление корпоративных форм бизнеса будет соответствовать общемировым тенденциям в этой области, с одной стороны, а с другой – будет строиться на адекватных российским традициям институциональных формах.

Наши рекомендации