Анализ реализации нефтепродуктов

Особое значение анализ реализованной продукции имеет на предприятиях, основным видом деятельности которых является реализация продуктов нефте- и газопереработки.

В анализе следует изучить:

- динамику и структуру реализации нефтепродуктов по годам, регионам сбыта и товарным группам для выявления тенденций и закономерностей в реализации;

- помесячную динамику продаж для изучения сезонности и неравномерности реализации;

- уровень ритмичности реализации нефтепродуктов;

- влияние объемов и цен на выручку от реализации нефтепродуктов.

Рассмотрим анализ оптовых продаж нефтепродуктов на примере ООО «ЛУКОЙЛ-Севернефтепродукт».

Структурно-динамический анализ оптовой реализации проводится путем применения горизонтального, вертикального и трендового сравнительного анализа.

В таблицах 4.31 и 4.32 представлена динамика и структура оптовой реализации по видам нефтепродуктов и регионам сбыта.

Таблица 4.31 Динамика и структура оптовой реализации по видам нефтепродуктов

в натуральном выражении (тыс. тонн)

Показатели Предыдущий год Отчетный год Изменение Темп роста, % Структура, %
Предыдущий год Отчетный год Изменение
Бензин А-80 34,19 25,09 -9,10 73,38 18,55 11,91 -6,64
Бензин А-92 25,43 22,36 -3,07 87,93 13,80 10,62 -3,18
Бензин А-95 3,83 4,17 0,33 108,69 2,08 1,98 -0,10
Дизельное топливо 81,79 101,9 20,10 124,58 44,38 48,38 4,00
Мазут топочный 13,38 36,53 23,15 272,96 7,26 17,35 10,08
Масла наливные 2,20 0,83 -1,38 37,48 1,19 0,39 -0,80
Битум 15,53 13,23 -2,30 85,18 8,43 6,28 -2,14
Керосин 6,55 5,14 -1,41 78,43 3,55 2,44 -1,11
Масла фасованные 1,21 1,19 -0,02 98,51 0,66 0,57 -0,09
Прочие фасованные нефтепродукты 0,04 0,04 0,00 0,00 0,02 0,02 0,00
ТТХ 0,15 0,15 0,00 0,00 0,08 0,07 -0,01
Объем оптовых поставок, всего 184,31 210,6 26,31 114,27 100,0 100,0 0,00

В отчетном году объем оптовой реализации увеличился на 14,27% и составил 210 610 тонн. Произошел значительный рост объемов продаж дизельного топлива, реализация которого в отчетном году выросла на 124,58%. Это связано с возросшей интенсивностью деятельности нефтегазодобывающих и лесозаговительных компаний региона, приобретающих данный вид топлива для своей техники. Реализация мазута увеличилась почти в 3 раза и в отчетном году составила 36 530 тонн, его доля в структуре нефтепродуктов возросла с 7,26% в 2003 году до 17,35%. Снижение реализации бензинов Аи-80 и Аи-92 привело к потере их совокупной доли в структуре оптовой реализации нефтепродуктов почти на 10%. Также в отчетном году сократилось потребление битума на 2,30 тыс. тонн (14%) и масел фасованных на 0,02 тыс. тонн (1,5%).

Анализ реализации нефтепродуктов - student2.ru

Рис. 4.9. Структура реализации нефтепродуктов в отчетном году

Таблица 4.32 Динамика и структура оптовой реализации по регионам сбыта

в натуральном выражении (тыс. тонн)

Показатели Предыдущий год Отчетный год Изменение Темп роста, % Структура, %
Предыдущий год Отчетный год Изменение
Ухтинский цех АЗС 48,23 48,49 0,27 100,55 26,17 23,02 -3,14
Сыктывкарский цех АЗС 19,04 20,90 1,86 109,74 10,33 9,92 -0,41
Архангельский филиал 43,42 40,05 -3,37 92,24 23,56 19,02 -4,54
Усть-Цилемский участок 2,11 4,53 2,42 214,45 1,14 2,15 1,00
Печорский участок 12,56 8,29 -4,27 66,04 6,81 3,94 -2,88
Усинская нефтебаза 30,39 48,88 18,49 160,84 16,49 23,21 6,72
Интинская нефтебаза 5,51 4,29 -1,22 77,86 2,99 2,04 -0,95
Нарьян-Марский участок 11,56 18,20 6,64 157,45 6,27 8,64 2,37
Воркутинская нефтебаза 5,71 10,41 4,70 182,27 3,10 4,94 1,84
Косланская нефтебаза 5,79 6,59 0,80 113,81 3,14 3,13 -0,01
Объем оптовых поставок 184,31 210,6 26,30 114,27 100,00 100,00 0,00

Из данных таблицы 4.32 видно, что значительное увеличение объемов реализации произошло на Усинском участке – на 18490 тонн (160,84%) за счет дизельного топлива; Нарьян-Марском – на 6,64 тыс. тонн (157,45%) за счет керосина и дизельного топлива. Именно в этих регионах в отчетном году активизировалась деятельность нефтегазодобывающих предприятий. В Архангельском филиале произошло резкое снижение реализации практически по всем видам нефтепродуктов, кроме мазута. Стабильными являются показатели в Ухтинском и Сыктывкарском цехах, Косланской нефтебазе.

Анализ реализации нефтепродуктов - student2.ru Рис. 4.10. Структура реализации нефтепродуктов по регионам сбыта

В анализе сбыта важную роль играет сезонность потребленияпродукции. При прогнозировании объемов продаж продукции на будущие периоды необходимо учитывать неравномерность реализации в течение года. Выявленные в анализе закономерности позволяют правильно определить объем поставок, заключать договоры с партнерами и маневрировать имеющимися ресурсами. В ООО «ЛУКОЙЛ-Севернефтепродукт» сезонность потребления можно проследить на поставках бензинов, дизельного топлива, мазута и битума. Помесячная динамика объемов оптовой реализации нефтепродуктов за два года представлена на рисунках 4.9 и 4.10.

Анализ реализации нефтепродуктов - student2.ru

Рис. 4.9. Динамика реализации нефтепродуктов за предыдущий год с разбивкой по месяцам

Анализ реализации нефтепродуктов - student2.ru

Рис. 4.10. Динамика реализации нефтепродуктов за отчетный год с разбивкой по месяцам

Анализируя графики сезонности можно отметить, что с сентября по март интенсивность потребления бензинов невелика, так как многие автомобилисты зимой не пользуются личным автотранспортом. Потребление бензинов начинает расти с апреля-мая, резкий скачок реализации наблюдается в летний период с апреля по сентябрь. Это связано с порой отпусков, дачным сезоном, сбором урожая.

Четко прослеживается взаимосвязь между временем года и объемом реализации таких нефтепродуктов, как битум и мазут топочный. Резкое увеличение реализации битума в июне-августе связано с применением его в различных ремонтных работах, проведение которых возможно только в летний период. Увеличение потребления мазута топочного в осенне-зимний период совпадает с началом отопительного сезона.

Зависимость сезонности потребления от технических характеристик и качества продукции четко прослеживается в динамике реализации дизельного топлива. В зависимости от условий применения устанавливаются три марки дизельного топлива: ЛУ – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 5 0 С и выше; ЗУ- рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 200 С и выше; А – арктическое. В зависимости от показателей качества дизельного топлива каждое из них имеет свою сезонность потребления.

Так как дизельное топливо зимнее имеет качество низкой температуры застывания и низкой вязкости, его потребление резко возрастает в зимние месяцы. Зимой данный вид используют в буровой, нефтяной отрасли, в железнодорожном транспорте для тепловозов, для машин с дизельными двигателями. Осуществляется «Северный завоз» – поставка дизельного топлива в Ямало-Ненецкий Автономный Округ по зимникам. Начиная с апреля интенсивность потребления зимнего дизельного топлива снижается, так как показатели качества не соответствуют температурному режиму, а также в связи с невозможностью завоза на месторождения из-за отсутствия зимников к основным потребителям.

Из графиков сезонности реализации летнего дизельного топлива видно, что резкий скачок потребления наблюдается с апреля по сентябрь, в это время летнее дизельное топливо пользуется спросом на сельскохозяйственных предприятиях. Согласно техническим характеристикам его можно использовать при температуре не ниже –5 0 С, поэтому потребление растет в весенне-летний период. С октября по декабрь спрос на дизельное топливо летнее снижается.

Следовательно, при прогнозировании объемов продаж на следующий год необходимо учитывать неравномерное распределение ресурсов в течение года.

Ритмичная работа в реализации характеризуется своевременностью отгрузки и продаж продукции потребителям в соответствии с планом и графиком. Неритмичность ухудшает экономические показатели работы предприятия: снижается прибыль, формируются сверхплановые остатки нереализованной продукции, растут издержки обращения и т.д.

В анализе ритмичности используются прямые и косвенные показатели. К прямым показателям традиционно относят: коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности. К косвенным показателям относят: доплаты за сверхурочные работы, уплату штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков готовой продукции на складах и др.

Следует отметить, что не все перечисленные показатели используются в анализе ритмичности реализации продукции нефтепереработки.

Коэффициент ритмичности рассчитывается суммированием фактического удельного веса реализации продукции за каждый анализируемый период, но не больше базового уровня. То есть коэффициент ритмичности учитывает только недовыполнение плана и не учитывает перевыполнение.

Коэффициент вариации определяется как отношение среднеквадратического отклонения от плана за i-тый период к средней плановой величине за i-тый период:

Анализ реализации нефтепродуктов - student2.ru , (4.26)

где Анализ реализации нефтепродуктов - student2.ru – квадратическое отклонение от средней плановой величины;

n – количество анализируемых периодов;

хпл – средняя плановая величина в i–тый период.

Рассчитаем показатели ритмичности исходя из данных поквартальной реализации по каждому виду нефтепродуктов (таблицы 4.33, 4.34).

Таблица 4.33 Оценка ритмичности оптовой реализации продукции

Нефтепродукт Объем реализации, тыс. тонн   Удельный вес, %   Коэффициент выполнения плана, ед. Доля, засчитанная в счет выполнения плана по ритмичности, %
план факт план факт
Бензин А-80
1 квартал 3,70 6,10 14,68 24,32 1,66 14,68
2 квартал 8,04 6,45 31,90 25,71 0,81 25,71
3 квартал 8,98 7,19 35,63 28,67 0,80 28,67
4 квартал 4,48 5,35 17,78 21,31 1,20 17,78
Итого 25,20 25,09 100,00 100,00 1,00 86,84
Бензин А-92
1 квартал 3,87 4,06 17,25 18,17 1,05 17,25
Оконч. табл. 4.33
2 квартал 7,33 5,55 32,66 24,83 0,76 24,83
3 квартал 7,31 7,52 32,57 33,62 1,03 32,57
4 квартал 3,93 5,23 17,52 23,38 1,33 17,52
Итого 22,43 22,36 100,00 100,00 1,00 92,17
Бензин А-95
1 квартал 0,29 0,99 7,72 23,73 3,08 7,72
2 квартал 1,94 1,06 51,29 25,46 0,50 25,46
3 квартал 1,26 1,13 33,22 27,16 0,82 27,16
4 квартал 0,29 0,99 7,77 23,66 3,04 7,77
Итого 3,78 4,17 100,00 100,00 1,10 68,10
Дизельное топливо
1 квартал 20,3 27,64 27,14 27,13 1,00 27,13
2 квартал 16,9 22,83 22,60 22,41 0,99 22,41
3 квартал 16,92 23,84 22,62 23,40 1,03 22,62
4 квартал 20,67 27,58 27,64 27,07 0,98 27,07
Итого 74,79 101,89 100,00 100,00 1,36 99,23
Мазут
1 квартал 5,44 15,74 44,85 43,08 0,96 43,08
2 квартал 1,36 3,98 11,21 10,89 0,97 10,89
3 квартал 0,88 2,71 7,25 7,42 1,03 7,25
4 квартал 4,45 14,11 36,69 38,62 1,05 36,69
Итого 12,13 36,54 100,00 100,00 3,01 97,91
Битум
1 квартал 0,17 0,50 1,09 3,78 3,47 1,09
2 квартал 7,78 4,64 50,12 35,04 0,70 35,04
3 квартал 7,43 7,76 47,83 58,61 1,23 47,83
4 квартал 0,15 0,34 0,96 2,58 2,69 0,96
Итого 15,53 13,23 100,00 100,00 0,85 84,92
Керосин
1 квартал 4,81 5,08 22,13 20,50 0,93 20,50
2 квартал 7,86 7,48 28,57 30,19 1,06 28,57
3 квартал 7,93 6,93 25,77 27,98 1,09 25,77
4 квартал 4,25 5,29 23,54 21,33 0,91 21,33
Итого 24,85 24,77 100,00 100,00 1,00 96,17

Таблица 4.34 Результаты расчета коэффициентов ритмичности и вариации

Нефтепродукт Коэффициент ритмичности, % Коэффициент вариации, %
Бензин А-80 86,84 10,5
Бензин А-92 92,17 22,2
Бензин А-95 68,10 12,0
Дизельное топливо 99,23 38,0
Мазут 97,91
Битум 84,92 81,0
Керосин 96,17 16,6

Анализируя данные таблицы 4.34, можно сказать, что наибольший уровень недовыполнения плана наблюдался по бензину А-95 – 31,9%, при этом максимальная неравномерность реализации мазута (278%) связана со значительной удаленностью потребителей и временем установления зимних дорог и «зимников».

Далее проводится анализ продаж в стоимостном выражении: изучается динамика и структура продаж по видам нефтепродуктов и регионам сбыта; выявляются причины изменения уровня продаж; оценивается влияние цен и качества на стоимость реализованной продукции.

Вопросы для контроля

Наши рекомендации