Создание сводной таблицы в OpenOffice.Org Calc

1. Выделить таблицу "Список заказов на месяц", в пункте меню Данные выбрать команду Сводная таблица®Запустить. В диалоговом окне (рис.1.19) Выбрать источник отметить переключатель Текущее выделение ® ОК.

Создание сводной таблицы в OpenOffice.Org Calc - student2.ru

Рисунок 1.19 – Диалоговое окно выбора источника данных

2. В диалоговом окне Сводная таблица выполнить операции аналогичные действиям из пункта 10.4 – из списка полей (названия столбцов таблицы) в правой части окна перетащить поля, которые требуется отобразить в сводной таблице (рис.1.20).

Создание сводной таблицы в OpenOffice.Org Calc - student2.ru

Рисунок 1.20 – Диалоговое окно выбора полей для сводной таблицы

Щелкнуть по кнопке Дополнительно и из поля со списком Результат в выбрать значение -новый лист- ® ОК. Будет создан новый лист с именем "Сводная таблица_Список заказов". Переименовать этот лист в лист с именем "Форма заказов".

3. Для фильтрации данных с кодом заказа 22 следует раскрыть поле со списком "Код заказа", выбрать значение 22 ® ОК.

Для фильтрации записей в других полях сводной таблицы следует раскрыть поле Фильтр и в диалоговом окне выбрать Критерии фильтра для нужных полей (рис.1.21).

Создание сводной таблицы в OpenOffice.Org Calc - student2.ru

Рисунок 1.21 – Выбор критериев фильтрация данных для сводной таблицы

Результат создания сводной таблицы представлен на рисунке 1.22.

Создание сводной таблицы в OpenOffice.Org Calc - student2.ru

Рисунок 1.22 – Сводная таблица для заказа №22

Для построения Диаграммы распределения сумм заказов по фирмам–заказчикам (задание 4 примера) следует воспользоваться данными из сводной таблицы "Итоговые суммы заказов" (рис.1.18). С помощью мыши перетянуть поле "Код товара" на свободное место рабочего листа. При этом поле удаляется из сводной таблицы. Раскрыть фильтр для поля "Название фирмы" и отметить переключатель Все ® ОК. Построить диаграмму, следуя указаниям раздела 1.2.

Задание 1.

Организация ООО "Комбинат" начисляет амортизацию на свои основные средства (ОС) нелинейным способом, согласно установленному сроку службы (табл. 2.1) по следующей формуле:

Создание сводной таблицы в OpenOffice.Org Calc - student2.ru ,

где СА– сумма амортизации, руб; НС – начальная стоимость ОС, руб; СПИ –срок полезного использования ОС, мес.; период – время использования ОС на момент начисления амортизации, мес.

Таблица 2.1 – Список основных средств организации

Код основных средств Наименование основных средств Срок полезного использования ОС, мес
Компьютер
Принтер
Кассовый аппарат
Стол письменный
Стул мягкий
Компьютер

Организовать ведение журнала регистрации основных средств по подразделениям организации (табл.2.2) с расчетом ежемесячных начислений амортизации основных средств и их остаточной стоимости на конец периода срока службы согласно таблице 2.1.

Таблица 2.2 – Список подразделений организации

Код подразделения Наименование
Администрация
Касса
Склад
Торговый зал

Организовать межтабличные связи для автоматического заполнения граф журнала учета основных средств (табл. 2.3): "Наименование ОС", "Наименование подразделения", "Срок полезного использования, месс".

Определить общую сумму амортизации (величина СА, вычисляется по приведенной выше формуле) по каждому основному средству.

Начисление амортизации следует производить, только если основное средство находится в эксплуатации (использовать функцию ЕСЛИ(), IF()).

Остаточная стоимость вычисляется как разность между величинами НС – начальная стоимость ОС и СА– сумма амортизации.

Создать сводную таблицу для расчета общей суммы амортизации по всем ОС для каждого подразделения и за определенный период.

Построить гистограмму по данным сводной таблицы.

Таблица 2.3 – Журнал начисления амортизации

Период, мес. Код ОС Наименование ОС Код подразделения Наименование подразделения Состояние ОС* Начальная стоимость, руб. Срок полезного использования, мес. Сумма амортизации, руб. Остаточная стоимость , руб.
    Э      
    Э      
    Р      
    Э      
    Э      
    Э      
    Р      
    Э      
    Э      
    Э      
    Э      
    Р      

*– Э – эксплуатация, Р– ремонт.

Задание 2.

Группа предприятий объединенных в производственный консорциум используют собственные и заемные средства (табл.2.4) для ведения своей деятельности с определенным результатом эксплуатации инвестиций (величина НЭРИ). Средняя ставка процентов по кредитам, под которые выдаются заемные средства, приведены в табл.2.5. Требуется рассчитать чистую рентабельность собственных средств (ЧРСС), экономическую рентабельность заемных и собственных средств (ЭР) и величину пассива аналитического баланса (Пассив) на основе следующих формул:

Создание сводной таблицы в OpenOffice.Org Calc - student2.ru ,

Создание сводной таблицы в OpenOffice.Org Calc - student2.ru , Пассив=СС+ЗС,

где ЧРСС – чистая рентабельность собственных средств (доли единицы); СНП – ставка налога на прибыль – 0,1; ЭР – экономическая рентабельность (доли единицы); СРСП – средняя ставка процента (доли единицы); Пассив – пассив аналитического баланса, руб.; СС – собственные средства, руб.; ЗС – заёмные средства, руб.

Таблица 2.4 – Финансовые показатели предприятий

Код предприятия Наименование предприятия Наименование показателя
Собственные средства, тыс.руб. Заемные средства, тыс. руб. НРЭИ, тыс. руб.
АО "Флагман"
ООО "Ситалл"
АО "Цвет"
ООО "Крафт"
АО "Эффект"
АО "Инософт"

Таблица 2.5– Процентные ставки по кредитам

Код банка Наименование банка Процентная ставка по кредитам (СРСП)
ВТБ-24 0,105
Россельхозбанк 0,11
Сбербанк 0,12

Создать таблицы по приведенным данным (табл. 2.4–2.6).

Организовать межтабличные связи для автоматического заполнения граф таблицы 2.6: "Наименование предприятия", "Процентная ставка по кредитам", "Собственные средства", "Заемные средства", "НРЭИ".

Таблица 2.6 – Экономические показатели предприятий

Код предприятия Наименование предприятия Собственные средства, тыс.руб. Заемные средства, тыс. руб. НРЭИ, тыс. руб. Код банка Процентная ставка по кредитам Пассив, тыс. руб. Экономическая рентабельность ЧРСС
               
               
               
               
               
               

Рассчитать величину пассива, экономической рентабельности и чистой рентабельности собственных средств для каждого предприятия.

Создать сводную таблицу для расчета общей суммы пассивов, средних величин экономической рентабельности и чистой рентабельности собственных средств для консорциума в целом.

Построить гистограмму по данным сводной таблицы.

Задание 3.

Коммерческие организации (табл.2.7) инвестируют на пятилетний срок свободные денежные средства. Имеются несколько альтернативных вариантов вложений средств (табл. 2.8). Требуется, не учитывая уровень риска, определить наилучший вариант вложения денежных средств, используя следующую формулу:

Создание сводной таблицы в OpenOffice.Org Calc - student2.ru ,

или если оговаривается частота начислений процентов по вложенным средствам в течение года по формуле:

Создание сводной таблицы в OpenOffice.Org Calc - student2.ru ,

где FVn – будущая стоимость инвестированных денежных средств по истечении n-го периода, тыс.руб.; PV– сумма денежных инвестиционных средств в начальный период, тыс. руб.; r – процентная ставка; n– срок вложения денежных средств, год; m – количество начислений за год, ед.

Таблица 2.7 – Инвестиционные средства предприятий

Код предприятия Наименование предприятия Инвестиционные средства, тыс.руб.
АО "Флагман"
ООО "Ситалл"
АО "Цвет"

Таблица 2.8 – Варианты вложения средств

Код организации Наименование кредитной организации Процентная ставка Частота начислений процентов
Банк ВТБ-24 0,13 Ежемесячные начисления
ПИФ "Инициатива" 0,18 Частота начислений не определяется
Сбербанк 0,11 Ежегодные начисления

Создать таблицы по приведенным данным (табл. 2.7 – 2.9).

Организовать межтабличные связи для автоматического заполнения граф таблицы 2.9: "Наименование предприятия", "Наименование организации", "Процентная ставка".

Рассчитать будущую стоимость денежных средств по истечение пятилетнего периода, используя функцию ЕСЛИ для выбора расчетной формулы для каждого предприятия с учетом того, что в каждую кредитную организацию вкладываются третья часть средств предприятия.

Создать сводную таблицу для расчета общей стоимости будущих денежных средств каждого предприятия, вложенных в разные организации.

Построить гистограмму по данным сводной таблицы.

Таблица 2.9 – Расчет будущей стоимости инвестиций

Код предприятия Наименование предприятия Код организации Наименование кредитной организации Процентная ставка Начальные инвестиционные средства, тыс. руб. Срок вложения, лет Частота начислений процентов за год, ед. Стоимость инвестированных средств, тыс.руб.
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Задание 4.

Финансовые показатели АО "Флагман" представлены в таблице 2.10. В ходе анализа возможностей расширения масштабов деятельности в зависимости от запланированного прироста объема реализации продукции (объема продаж) и прогнозируемой величины чистой прибыли в предстоящем периоде (табл. 2.11), требуется провести оценку потребности в дополнительных средствах финансирования (EF), которая определяется по формуле:

Создание сводной таблицы в OpenOffice.Org Calc - student2.ru ,

где А – величина активов, тыс.руб.; N0 – фактический объем продаж, тыс. руб.; ΔN – отклонение прогнозируемого объёма продаж от фактического объёма продаж (N1-N0), тыс.руб.; Pl – прогнозируемая величина чистой прибыли, тыс.руб.; КП – величина краткосрочных пассивов, тыс. руб.; ФП – отвлечение чистой прибыли в фонды, тыс. руб.

Прогнозируемая величина чистой прибыли рассчитывается по формуле:

Создание сводной таблицы в OpenOffice.Org Calc - student2.ru ,

где Р0 – величина прибыли перед налогообложением, тыс. руб.; N1 – прогнозируемый объём продаж, тыс. руб.; tax – ставка налога на прибыль – 0,35; Int – оплата процентов по кредитам и займам, тыс. руб.

Прогнозируемый объем продаж рассчитывается по формуле:

N1 =(1+ТП/100)*N0 ,

где ТП – темп прироста объема продаж, %

Таблица 2.10 – Финансовые показатели АО "Флагман" (выборочно)

Показатель Сумма, тыс. руб.
Всего активов (А)
Краткосрочные пассивы (КП)
Фактический объем продаж (N0)
Прибыль от реализации до налогообложения (Р0)
Оплата процентов по кредитам (Int)
Отвлечение чистой прибыли в фонды (ФП)

Создать таблицы по приведенным данным (табл. 2.10, 2.11, 2.12).

Рассчитать, по приведенным формулам, прогнозируемый объем продаж и прогнозируемую величину чистой прибыли (табл. 2.11).

Таблица 2.11 – Расчет прогнозируемых объемов продаж и величины чистой прибыли

Код Темп прироста, % Прогнозируемый объем продаж, тыс. руб. Прогнозируемая величина чистой прибыли, тыс. руб.
   
   
   
   
   
   

Организовать межтабличные связи для автоматического заполнения граф таблицы 2.12: "Прогнозируемая величина чистой прибыли", "Прогнозируемый объем продаж". Рассчитать, по приведенной формуле, потребность в дополнительных средствах финансирования в связи с изменениями объема реализации продукции.

Таблица 2.12 – Определение потребности в дополнительных средствах финансирования

Код Темп прироста,% Прогнозируемый объем продаж, тыс. руб. Прогнозируемая величина чистой прибыли, тыс. руб. Дополнительные средства финансирования, тыс. руб.
     
     
     
     
     
     

Создать сводную таблицу для определения оптимальной ставки роста продаж (темпов прироста) и расчета средних, максимальных, минимальных прогнозируемых объемов продаж, чистой прибыли и дополнительных средств финансирования.

Построить график зависимости по данным сводной таблицы.

Задание 5.

В бухгалтерии ООО "Тара" рассчитывают ежемесячные отчисления на амортизацию технологического оборудования (основных средств – ОС) линейным способом пропорционально объему выполненных работ или объему произведенной продукции (табл. 2.13) и согласно следующей формуле:

Создание сводной таблицы в OpenOffice.Org Calc - student2.ru ,

где СА – ежемесячная сумма амортизации, руб; НС – начальная стоимость ОС, руб; ЛС – ликвидационная стоимость ОС в конце периода амортизации, руб.; РесурсЗаПериод – объем произведенной продукции или выполненной работы на оборудовании за период, ед./мес.; ОбщийРесурс – общий объем произведенной продукции или выполненной работы за весь срок полезного использования оборудования, ед.

Таблица 2.13 – Список основных средств организации

Код ОС Наименование ОС Единица продукции Общий ресурс Ресурс за период, ед/мес.
Копировальный аппарат Canon Лист
Принтер Лист
Копировальный аппарат HP Лист
Литейная машина №1 Банка
Литейная машина №2 Крышка

Таблица 2.14 Список подразделений организации

Код подразделения Наименование
Администрация
Цех 1
Цех 2

Создать таблицы по приведенным данным (табл. 2.13, 2.14, 2.15).

Организовать межтабличные связи для автоматического заполнения граф журнала учета основных средств (табл. 2.15): "Наименование ОС", "Наименование подразделения".

Организовать ведение журнала регистрации основных средств по подразделениям, с расчетом суммы амортизации по каждому ОС за 12, 24 и 36 месяцев (СА*период эксплуатации) и остаточной стоимости основных средств (НС– сумма амортизации за период) на основе данных таблицы 2.15.

Создать сводную таблицу для расчета общей суммы ежемесячной амортизации за период и остаточной стоимости оборудования по каждому подразделению с возможностью сортировки по каждому периоду.

Построить гистограмму по данным сводной таблицы.

Таблица 2.15 Журнал начисления амортизации

Период эксплуатации, мес. Код ОС Наименование ОС Код подразделения Наименование подразделения Начальная стоимость, руб. Ликвидационная стоимость, руб Ежемесячная сумма амортизации, руб/мес. Сумма амортизации за период, руб. Остаточная стоимость в конце периода, руб.
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Задание 6.

В сельскохозяйственном кооперативе "Заря" ежегодно начисляют амортизацию на свои основные средства (ОС) методом "Суммы (годовых) чисел" (табл.2.16) согласно следующей формуле:

Создание сводной таблицы в OpenOffice.Org Calc - student2.ru ,

где СА– сумма амортизации, руб.; НС – начальная стоимость ОС, руб.; ЛС – ликвидационная стоимость ОС в конце периода амортизации, руб.; СПИ –срок полезного использования ОС, год.; период – время использования ОС на момент начисления амортизации, год.

Требуется организовать ведение журнала начисления амортизации на ОС (табл.2.17) с расчетом ежегодной и итоговой амортизации ОС и их остаточной стоимости на конец периода.

Таблица 2.16 – Список ОС организации

Код ОС Наименование ОС Срок использования, лет Начальная стоимость, тыс.руб. Ликвидационная стоимость, тыс. руб.
Автомобиль
Комбайн
Сеялка
Трактор Д-40

Таблица 2.17 – Начисление амортизации на ОС по годам использования

Год использования Основное средство (код)
Сумма амортизации, тыс. руб. Остаточная стоимость тыс. руб. Сумма амортизации, тыс. руб. Остаточная стоимость тыс. руб. Сумма амортизации, тыс. руб. Остаточная стоимость тыс. руб. Сумма амортизации, тыс. руб. Остаточная стоимость тыс. руб.
               
               
               
               
               
               
               
Сумма за все годы   ––   ––   ––   ––

Создать таблицы по приведенным данным (табл. 2.16, 2.17, рис.2.23).

Рассчитать сумму ежегодной амортизации (СА) по всем ОС за каждый расчетный период использования ОС и общую (итоговую) сумму амортизации за все годы использования каждого ОС (табл. 2.17).

Организовать межтабличные связи для автоматического заполнения граф учета ОС на форме итоговой таблицы (рис.2.1): "Наименование ОС", "Начальная стоимость, тыс. руб.", "Ликвидационная стоимость, тыс. руб.", "Общая сумма амортизации за все годы, тыс. руб.", "Остаточная стоимость на конец периода, тыс. руб.".

Создать итоговую таблицу по образцу (рис.2.1) для построения сводной ведомости и расчета общей суммы амортизации по всем ОС за расчетный период (за все годы использования).

Построить гистограмму по данным итоговой таблицы.

АО "Заря"        
        Расчетный период
        с по
        200_ 200_
Сводная ведомость начисления амортизации по основным средствам
Код ОС Наименование ОС Начальная стоимость, тыс. руб. Ликвидационная стоимость, тыс. руб. Общая сумма амортизации за все годы, тыс. руб. Остаточная стоимость на конец периода, тыс. руб.
         
         
         
         
Общий итог –– –– ––   ––
Бухгалтер___________________
                 

Рисунок 2.1 – Итоговая таблица "Сводная ведомость начисления амортизации"

Задание 7.

В бухгалтерии предприятия АО "Флагман" проводится начисление заработной платы с учетом налоговых вычетов и налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Используя данные таблиц 2.18 и 2.19 рассчитать размер налогового вычета, НДФЛ и величину зарплаты к выдаче на руки. НДФЛ рассчитывается с начисленной суммы зарплаты за минусом размера налогового вычета. Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов.

Таблица 2.18 – Данные для расчетов налоговых вычетов

Табельный номер ФИО сотрудника Начислена зарплата, руб. Количество детей, шт. Льгота по инвалидности Совокупный доход с начала года, руб.
Иванов нет
Петров нет
Сидоров нет
Кузнецов инвалид
Столяров нет

Таблица 2.19 – Ставки льгот и налогов

НДФЛ, % Стандартный вычет на сотрудника, руб. (на доход до 40000 руб.) Вычет на одного ребенка, руб. (на доход до 40000 руб.) Вычет по инвалидности, руб.

Таблица 2.20 –Расчетная ведомость зарплаты

Табельный номер ФИО сотрудника Начислена зарплата, руб. Размер налогового вычета, руб. НДФЛ, руб. Сумма к выдаче на руки, руб.
         
         
         
         
         

Создать таблицы по приведенным данным (табл. 2.18, 2.19, 2.20).

Организовать межтабличные связи для автоматического заполнения граф таблицы 2.20: "ФИО сотрудника", "Начислена зарплата". Рассчитать для каждого сотрудника размер налогового вычета (с использованием функции ЕСЛИ, И), НДФЛ и величину зарплаты к выдаче на руки. Если доход свыше 40 тыс. руб. налоговый вычет не начисляется.

На основе таблицы 2.20 создать сводную таблицу для расчета суммарной величины НДФЛ и суммы зарплаты к выдаче на руки. На основе сводной таблицы создать ведомость выдачи зарплаты за период с 01.01.___по 31.01___ с подписью кассира, главного бухгалтера и сотрудника.

Построить гистограмму по данным сводной таблицы.

Задание 8.

Расчет единого социального налога (ЕСН) во внебюджетные фонды (федеральный бюджет (ФБ), фонд социального страхования (ФСС), территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС), федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) производятся в зависимости от величины фонда заработной платы сотрудника. Процентные ставки отчислений и данные для их расчета приведены в таблицах 2.21 и 2.22. Выполнить расчет величины отчислений ЕСН по каждому сотруднику (табл.2.23).

Таблица 2.21 – Процентные ставки отчислений ЕСН

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года ФБ ФСС ФФОМС ТФОМС Итого
До 280000 рублей 20,0 % 2,9 % 1,1 % 2,0 % 26,0 %
От 280001 рубля до 600000 рублей 56000 + 7,9%* 8120 + +1,0%* 3080 + +0,6 %* 5600 + +0,5%* 72800 + +10,0 %*

* – с суммы, превышающей 280000 рублей

Таблица 2.22 – Данные для расчета ЕСН

Табельный номер ФИО сотрудника Фонд заработной платы, руб.
Иванов
Петров
Сидоров
Кузнецов
Столяров

Таблица 2.23 – Ведомость расчета ЕСН

Табельный номер ФИО сотрудника ФБ, руб. ФСС, руб. ТФОМС, руб. ФФОМС, руб. Итого, руб.
           
           
           
           
           

Создать таблицы по приведенным данным (табл. 2.21, 2.22, 2.23).

Организовать межтабличные связи для автоматического заполнения граф таблицы 2.23: "ФИО сотрудника" и расчета отчислений во внебюджетные фонды с учетом размера фонда заработной платы каждого сотрудника (с использованием функции ЕСЛИ, IF). Рассчитать суммы величины ЕСН для каждого сотрудника (графа "Итого").

На основе таблицы 2.23 создать сводную таблицу для расчета суммы отчислений в каждый фонд и общую величину ЕСН для всех сотрудников.

Построить гистограмму по данным сводной таблицы.

Задание 9.

Организация приобретает оборудование для переработки сельскохозяйственной продукции с различной производительностью и стоимостью покупки и эксплуатации (текущие расходы). На основании данных таблиц 2.24 и 2.25 требуется сравнить затратоёмкость переработки единицы продукции на разном оборудовании, используя следующие формулы:

Создание сводной таблицы в OpenOffice.Org Calc - student2.ru ,

где ЗТЕ – затратоёмкость на единицу продукции, тыс.руб.; PV – текущая стоимость затрат, тыс.руб.; ПО – производительность оборудование, ед. продукции в год; t0 =6 – срок эксплуатации оборудования, лет.

Создание сводной таблицы в OpenOffice.Org Calc - student2.ru ,

где t – период времени, лет; I0 – стоимость приобретения, тыс.руб.; It – дополнительные инвестиционные вложения, тыс.руб.; Ct – текущие расходы на эксплуатацию оборудования, тыс.руб.; r – дисконтная ставка инвестиционного проекта, коэф.

Таблица 2.24 – Инвестиционные вложения и текущие расходы на эксплуатацию оборудования

Период времени, лет Денежные потоки в период времени t, тыс.руб.
Оборудование А Оборудование В
Инвестиционные вложения Текущие расходы Инвестиционные вложения Текущие расходы

Таблица 2.25 – Оценка эффективности оборудования

Вариант оборудования Показатель
Стоимость приобретения, тыс.руб. Производи-тельность, ед./год Дисконтная ставка, коэф. Затратоемкость, тыс.руб./год
Оборудование А 0,1  
Оборудование В 0,12  

Создать таблицы по приведенным данным (табл. 2.24, 2.25, 2.26).

Организовать межтабличные связи для автоматического заполнения граф таблицы 2.26: "Период времени", "Инвестиционные вложения", "Текущие расходы".

Рассчитать, по приведенным формулам текущую стоимость затрат (табл.2.26) и затратоемкость на единицу продукции (табл.2.25).

Таблица 2.26 – Сводная таблица денежных потоков

Наши рекомендации