Понятия и виды сельскохозяйственных организаций

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Общие положения. 5

1.1. Понятия и виды сельскохозяйственных организаций. 5

1.2. Правовое регулирование банкротства предприятий. 9

Глава 2. Особенности применения процедур банкротства к сельскохозяйственным организациям. 11

2.1. Наблюдение как процедура банкротства сельскохозяйственных организаций 11

2.2. Особенности процедур финансового оздоровления и внешнего управления сельскохозяйственных организаций. 13

Глава 3. Особенности продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственных организаций. 18

Глава 4. Обзор судебной практики по делам о несостоятельности (банкротстве) сельскохозяйственной организации. 23

4.1. Ситуация 1. 23

4.2. Ситуация 2. 26

Заключение. 30

Список литературы.. 32

Введение

Формирование качественно новой социально-экономической модели ведения сельскохозяйственного производства, основанной на рыночной экономике, нуждается в адекватном экономическом механизме. Одним из обязательных элементов этого механизма является - банкротство.

Для целей настоящего Федерального закона под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем пятьдесят процентов общей суммы выручки (ст. 177-ФЗ).

В Российской Федерации нет широкого опыта применения законодательства о несостоятельности (банкротстве) в сельском хозяйстве. Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению и ее территориальные органы основное внимание уделяют крупным должникам. Однако, имеются лишь отдельные случаи проведения процедур банкротства к сельскохозяйственным организациям, как правило, инициированные органами местного самоуправления.

Большое число сельскохозяйственных организаций имеют задолженности по заработной плате, платежам в бюджеты и внебюджетные фонды, а также долги за выполненные работы и предоставленные услуги. Несмотря на некоторый прогресс в разработке вариантов решения проблемы, ранее предпринимаемые усилия затруднялись из-за отсутствия правовой базы для рассмотрения вопроса о несостоятельности сельскохозяйственных организаций. Принятие Федерального закона от 8 января 1998 г № 6-Ф3 "О несостоятельности (банкротстве)" открыло с 1 марта 1998 года новый этап решения этой проблемы. Однако следует отметить слабость отражения в нем экономических аспектов, к числу которых в первую очередь следует отнести:

· экономические признаки определения несостоятельности сельскохозяйственных организаций;

· отсутствие рыночных механизмов оценки объектов сельской недвижимости и других активов сельскохозяйственных организаций, а также оценки бизнеса в процессе проведения процедур банкротства.

Но и после вступления нового Федерального закона в силу те процедуры банкротства, которые были введены до этого момента, продолжали осуществляться в соответствии со старой редакцией закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» существенно расширил права кредиторов предприятия, ограничив права арбитражных управляющих. При этом требования к арбитражным управляющим были ужесточены.

Целью курсовой работы является: исследование особенностей правового регулирования процедур несостоятельности (банкротства), осуществляемых в отношении сельскохозяйственных организаций; выявление наиболее важных теоретических проблем и выработка на этой основе концептуальных предложений по реформированию банкротного законодательства в части правового регулирования вопросов несостоятельности сельских товаропроизводителей, а также совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики.

Объектом является совокупность правоотношений, возникающих в процессе осуществления процедур банкротства в отношении сельскохозяйственных организаций.

Предметом исследования являются нормы права, закрепленные в законодательстве о несостоятельности (банкротстве) и применяемые при банкротстве сельскохозяйственных организаций, а также результат их воздействия на общественные отношения, связанные с несостоятельностью сельских товаропроизводителей.

Глава 1. Общие положения

Понятия и виды сельскохозяйственных организаций

Правовой статус юридических лиц, действующих в сельскохозяйственной сфере, традиционно регламентируется не только общегражданским законодательством, но и специальными нормативными актами. Их содержание позволяет, во-первых, назвать две основные группы сельскохозяйственных организаций и, во-вторых, сформулировать понятие сельскохозяйственной организации.

Под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем пятьдесят процентов общей суммы выручки (ст.177 Закона). Аналогичное определение содержится в ст.2 Федерального закона от 9 июля 2002 г. №83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»[3].

Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций, применяются также к рыболовецким артелям (колхозам), выручка которых от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных (добытых) водных биологических ресурсов составляет не менее чем семьдесят процентов общей суммы выручки.

К сельскохозяйственным организациям в широком смысле могут быть отнесены все организации, ведущие производство сельскохозяйственной продукции в качестве основной деятельности, а также некоммерческие организации, действующие в аграрном секторе.

Производство сельскохозяйственной продукции ведется десятками тысяч коммерческих организаций, которые относятся к числу сельско­хозяйственных. Среди них есть организации и предприятия практически всех правовых форм, предусмотренных действующим законодательством. Здесь применяются различные модели организации хозяйственной деятельности.

В аграрном секторе представлены как специфические только для него формы организации предпринимательской деятельности (например, сельскохозяйственные кооперативы и крестьянские хозяйства), так и аналогичные тем, которые широко используются практически во всех отраслях народного хозяйства (например, хозяйственные товарищества и общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия).[8, с.115]

Все организации и предприятия, действующие в сельском хозяйстве, имеют своеобразие, обусловленное их технологическими и социально-экономическими особенностями. Это проявляется в характере и осо­бенностях их правового статуса, взаимоотношениях с государственными органами, в регулировании внутрихозяйственных и трудовых отношений отраслевыми и локальными нормами.

Наиболее важной специфической чертой, общей для всех сельско­хозяйственных организаций и предприятий, всех сельскохозяйственных товаропроизводителей независимо от их вида и формы, является то, что они ведут производство на базе таких основных средств, как земля и другие природные ресурсы.

Если для любого другого предприятия земельный участок выступает как территориально-пространственный базис, то для аграрного производства земля и иные природные ресурсы – это основное средство производства, органическая часть биотехнологического по своей природе процесса производства.

Специфика сельскохозяйственных организаций и их правового поло­жения находит проявление в статутных нормах, например, в специальном законодательстве об их отдельных видах, в частности, о сельско­хозяйственной кооперации, а также в содержании учредительных документов этих организаций. Заметная специфика отличает также правовые акты, регулирующие движение их товарной продукции в хозяйственном обороте, в нормах трудового и кооперативного права, посвященных применению труда в сельском хозяйстве.[11,с. 51]

Особенности характерны и для норм земельного и экологического законодательства, во многом определяющих правовое положение, круг основных прав и обязанностей сельскохозяйственных организаций и предприятий в сфере земельных отношений и природопользования.

В аграрном секторе представлены не только коммерческие, но и не­коммерческие сельскохозяйственные организации. Наиболее распрост­раненным видом некоммерческих организаций являются сельско­хозяйственные потребительские кооперативы во всем их многообразии.

Эти сельскохозяйственные организации создаются для переработки сельскохозяйственной продукции, снабжения сельскохозяйственных коммерческих организаций, их кредитования, производственно-технического обслуживания, а также для удовлетворения других материальных потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Сельскохозяйственные некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью, если это отвечает целям их создания, указанным в учредительных документах.

Сельскохозяйственные коммерческие организации и предприятия, при всем своеобразии их правового статуса, – это один из видов коммерческих организаций и им присущ весь тот комплекс признаков, который характерен для каждой коммерческой организации как элемента экономической структуры и субъекта правовых отношений.

К числу таких признаков следует отнести положения, закрепленные законодательством о юридических лицах, в том числе о коммерческих организациях.

1) признание их самостоятельными хозяйствующими субъектами, товаропроизводителями, т.е. участниками хозяйственного, коммерческого оборота;

2) получение прибыли, выступающее и целью их хозяйственной деятельности, и условием самого существования любой коммерческой организации.

На основе таких признаков может быть проведена классификация сельскохозяйственных организаций и предприятий.

Основными их видами являются:

1) государственные и муниципальные унитарные, в том числе казенные предприятия;

2) сельскохозяйственные производственные кооперативы (артели);

3) сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

4) крестьянские (фермерские) хозяйства;

5) хозяйственные товарищества и общества, созданные и функционирующие на основе общегражданского законодательства;

6) хозяйственные товарищества и общества, созданные в результате приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий и функционирующие на основе специального о них законодательства.[10,с. 16]

Закон о сельскохозяйственной кооперации предусмотрел создание сельскохозяйственных производственных кооперативов различных видов.

Подводя итог, можно следующим образом сформулировать понятие сельскохозяйственной коммерческой организации: сельскохозяйственной является всякая коммерческая организация, осуществляющая производство сельскохозяйственной продукции как основную производственную деятельность.

Следует отметить, что согласно законодательству о предприни­мательской деятельности ее осуществление, в том числе ведение сельско­хозяйственного производства, возможно и без создания юридического лица. В данном случае гражданин, ведущий такую деятельность, т.е. выступающий в роли товаропроизводителя, имеет правовой статус индивидуального предпринимателя и соответствующие права и обязан­ности участника товарно-денежных и оформляющих их юридических отношений.

Наши рекомендации