Финансовый механизм предприятия, его основные элементы

Информационная база управления финансами предприятия.

Управление финансами предприятий сопровождается постоянным принятием решений, основанных на сборе определенной информации, применении тех или иных методов обработки информации, анализа и расчета различного рода финансово-экономических показателей, предвидения и учета возможных потерь.

Создание информационной базы управления финансами на предприятии представляет собой целенаправленный подбор соответствующих показателей с целью использования их в процессе анализа, планирования и принятия управленческих решений. В зависимости от источников образования информация, необходимая финансисту, подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Показатели, формируемые из внешних источников информации, делятся на три группы.

Первая группа - это сведения, характеризующие экономическое развитие государства. На их основе проводится анализ и прогнозирование условий внешней среды деятельности предприятия в процессе осуществления инвестиций, формирования финансовой стратегии развития активов и капитала предприятия. Информационная база создается на публикуемых данных государственной статистики и включает в себя такие показатели макроэкономического развития как объем доходов и расходов бюджета, размер бюджетного дефицита и эмиссии денег, индекс инфляции, учетная ставка Национального банка и др. Показатели по отрасли, к которой принадлежит предприятие: объем произведенной (реализованной) продукции, общая стоимость активов, сумма используемого капитала, в том числе собственного, размер балансовой и чистой прибыли, индекс цен на продукцию.

Вторая группа - это показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка. Они помогают принимать решения, связанные с формированием портфеля финансовых инвестиций, долгосрочного и краткосрочного характера. Информационная база создается на основе публикаций коммерческих изданий и электронных источников информации, включает в себя показатели, характеризующие конъюнктуру фондового рынка (виды акций, облигаций, обращающиеся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке, цены и объемы сделок и др.), а также сведения, характеризующие конъюнктуру денежного рынка (депозитная и кредитная ставка коммерческих банков, официальный курс отдельных валют, курс их покупки-продажи, установленный коммерческими банками).

Третья группа - это показатели, характеризующие деятельность партнеров, используемые для принятия оперативных управленческих решений. Обоснованно выделять следующие блоки информации: «Банки», «Страховые компании», «Поставщики продукции», «Покупатели продукции», «Конкуренты». Источником информации в этом случае служат публикации отчетных материалов в прессе, соответствующие рейтинги, а также платные бизнес-справки.

Финансовый механизм предприятия, его основные элементы

Финансовый механизм – система действия финансовых рычагов, выражающаяся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.

Элементы финансового механизма:

1) Финансовые методы.Финансовые методы — способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, формирование и использование денежных фондов.

К финансовым методам относятся: финансовый учет; анализ; планирование; прогнозирование; финансовый контроль; финансовое регулирование; система расчетов; кредитование; налогообложение; другие методы. Составным элементом перечисленных методов являются специальные приемы финансового управления: кредиты и займы; процентные ставки; дивиденды; котировки валютных курсов; другие.

2) Финансовые рычаги (прибыль, доход, дивиденды, процент, дисконт).

Финансовые рычаги представляют собой инструменты. Под финансовым инструментом в самом общем виде понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого.

Финансовые активы включают в себя: денежные средства; контрактное право получить от другого предприятия денежные средства; акции других предприятий.
К финансовым обязательствам относятся: контрактное обязательство выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другому предприятию. Таким образом, финансовые инструменты — документы, имеющие денежную стоимость, с помощью которых осуществляются операции на финансовом рынке.

Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные, или производные. К первичным относятся: денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям, и др. Производные финансовые инструменты – производные от базовых инструментов, применяемые в банковской сфере, в финансовых отделах промышленных и торговых фирм. В первую очередь это фьючерсные контракты, финансовые опционы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы.

Правовое обеспечение.

Правовое обеспечение финансового управления составляет действующее законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность. Сложность финансовой деятельности предприятий вызывает необходимость ее государственного регулирования: регулирование финансовых аспектов создания предпринимательских организаций; налоговое регулирование; регулирование процедур банкротства предприятий. Законодательство, регулирующее финансовую деятельность предприятия, включает в себя: законы, указы Президента, постановления Правительства и т.д.

4) Нормативное обеспечение (инструкции, нормативы). Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют: инструкции; нормативы; нормы; тарифные ставки; методические указания и разъяснения и т. п.

5) Информационное обеспечение. Информационное обеспечение финансовой деятельности предприятия представляет собой процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления эффективных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия. Чем больше размер капитала используется предприятием, тем важнее качество информации, необходимой для принятия финансовых решений, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия.

Наши рекомендации