Принципы бюджетной системы
1) Единство бюдж сис – ед-во бюдж-го законод-ва, ден системы, бюдж классификац, форм бюдж док-ов. 2) разграничение дох и расх и источников дифицитабюджетов – закреп-ие за каждым бюджетов в соответ-ии с законод-ом видов дох и расх и источ финанс дифиц бюдж, определение полномочий органов власти по формир-ю доходов внебюдж фондов 3) самостоя-ть – органы власти самост-но обеспечи-ют сбалансир-ть бюджетов и эффективность исполь-я бюджых сред-в, имеет право устанав-ть местные и региональные налоги и ставки по ним. Нельзя за счет бюдж др уровней компенсир-ть потребность в доходах или оддп расх. 4) Сбалансир-ти - расх = дох, + источники финансир-я дифицита. 5) Эффективного эк использ-я бюдж средств 6) достоверности бюджета – надежность показателей прогноза соц экономич-го развития соответ-ей территории и реальности расчета дох и расх бюджета Нарушение этого принципа – фин кризис. 7) Адрессности и целевого использ-я – бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязат-в доводятся до конкретных получателей с указанием целей использ-я 8) Прозрачности (открытости, гласности) – обязат-ое публик-ие в открыт-ой печати утвержд-ых бюджетов и отчетов об их исполнении.
Финансовая политика
-это особая сфера деят-ти гос, кот направл-на на мобилиз-ю фин ресурсов, их рацион-ое распред-ие и эффективное исполь-е для осущ-я функций гос-ва. Включает в себя: 1) разработку общей концепции фин политики, выделение осн целей, и направлений фин политики 2) разработка финансового механизма 3) управл-е фин деят-ю. Цели: 1) регули-я – ругул-е эк процессов с помощью налогов, гос кредита, бюдж финансир-я, норм и нормативов. Гос регулие-т эк рост, занятость, уровень инфляции, валютный курс 2) фискал-я – пополнение казны гос-ва ден ср-вами. Полтика налогообл-я и гос расходов, задача – сбалансир-ть дох и расх. Сущ-ет 2 механизма фин регулир-я: 1)стимулир-й – цель, увеличить ресурсы пред-й, снижая налоги и увеличиваябюдж финансиров-е с целью полной занятости и эк роста 2) рестрикционный- цель-сокра ден сре-ва в эк-ке, сдержать дел активность, рост налогов и сокращ бюдж финансир-я. Фин механизм – система форм, видов и методов организации фин отношений кот установливает гос-во. К элементам фин механизма относят: формы фин ресурсов, методы их формир-я, система законных норм и нормативов с цель ю опред дох и расх гос-ва, организ-я бюдж системы, финансов пред-й и рынка цен бум. Фин механиз делится: 1) директивный – отнош-я в кот гос-во принимает непосред-ое участие и механиз регулир-ет наологи, гос кредит, расходы, бюдж финансир-е, фин планир-е 2) регулирующий – разраб-ся для конкрет-го сигмента финанов кот не затрагивает интересы гос-ва. Орг-я финанс внутри пред-я. В сферу управ-я финансами входит – прогнозир-е, планир-е, оператив-ое управ-е, контроль.
Типы финансовой политики:
1.Классическая финансовая политика
2.Регулирующая
3.Планово-директивная
1.-формируется на основе трудов классиков политэк.с 18в до конца 20х гг20в.
Цель-не вмешиваться в э.процессы,регулир-е э.осущ-ся в свободной конкуренции, бюджет гос-ва
сбалансирован, т.к.расходы гос-ва невелики,нал.ставки невысоки.
Система налогов обеспечивает необх.поступление фин.ресурсов в бюджет. Налоги просты и
эффективны по расчету и взысканию.косвенные имущественные налоги.
Система управл-я финансами проста, осущ-ся как правило мин.фином или казначейством.
2.-в конце 20х гг 20в.в основе труда Кейнса и последователей.Индустриальное развитие э.требует
гос.вмешательства.
цель-вмеш-во и регулирование гос-ом.Фин.политика стала использоваться для регулирования
эк-ки и соц.вопросов.с целью обеспечения занятости населения.осн.инструментом, вмешавшегося в э.стал рост
расходов увеличивая бюдж.финанс.предприятия.Большоек внимание уделяется гос.кредиту, как
источнику финансирования дефецита бюджета.
Пенсионный фонд - внеб.гос.фонд, форм-ся на основ.законод-х док-в, отчисл-ся средства в фонд
работодателями, несет целев.хар-р использов-я (выплата пенсий).Сформирован с 1992. Это
самост.фин.круг учреждений. Он формирует его на фед.,регион., и местном уровне, что позволяет
охватить пенсион.выплатами всех граждан, независимо от места работы и проживания.
Бюджет ПФ формируется по положению ПФ за счет страх.взносов., ср-в фед.бюджета,суммы пеней, штрафов,
добровольных взносов физ. и юр.лиц.
Ден.ср-ва ПФ напр-ся на выплату гос.пенсий, мат.помощь престарелым, нетрудоспособным,
по инвалидности. ПФ принимает участие в опр-нии размеров взносов на гос.страх-е, обоснов. их дифференцацию
в зав-ти от условий труда и сферы деят-ти.
Пенс.реформа-2002г.Нач-ся с выходом ряда законов.главная задача совр.пенс.реформы-
достичь долгосрочн.финансирования сбалансированностью пенсионной системы., повысить уровень
пенсионного обеспечения.
ФСС-2й по V гос.внебюдж.фонд. создан для обеспечения гос.гарантий в системе соц.страх-я
и осущ-ть контроль за правильн.эфект.исп-ем ср-в фонда.
ср-ва распр-ся как в территориальном, так и в операц.разрезах.
Формир-ся с с 01.01.1991. Средства фонда не входят в состав б-та или др.фондов,
изъятию не подлежат.
Задачи:
1.обеспечить гарантир-е гос-м пособия по временной нетрудосп-ти, беременности,
родам.
2.участвует в разработке тарифов по выплатам соц.страх-я.
Формир-ся за счет страх.взносов работодателями, ассигнований из фед.б.на покрытие расходов, связ.с предост.
квоки? пострадавшим в чернобыле.
ФОМС создан в 1991 году для обеспеч. фин. стаб-ти, мед.обеспечения. Мед.страх-е-ф.защиты населения в
области охраны здоровья.
Цель мед.страх.-гарантировать гражданам при возникновении стразового случая получение мед.помощи
за счет накопл-х средств и финансировать профилакт.мероприятия.
Мед.страх-е м.б. обязат-е и добровольное.
ОМС позв-ет обеспечить равные возможности получения мед.и лекарств.помощи за счет фонда.
ДМС позволяет получить дополнительные мед.услуги.
Для реализации политики созданы фед. и территор.фонды мед.страхования.
Это самост.некоммерч.фин.кредит.учрежд.. Эти фонды действуют в соотв. с положением о фед.ОМС и территор.ОМС.
Фонды в гос.собственности, не входят в состав бюджетов, изъятию не подлежат.
Фонд формир-ся за счет страх.взносов, ассигнований из фед.бюджета на выполнение республиканских программ ОМС,
добровольные взносы физ.и юр.лиц.
Финансовые ресурсы и бюджет домохозяйства.
Ден.доходы домохозяйств формируют их фин.ресурсы, кот.в свою очередь формируют 2 осн.фонда семьи
потребление и сбережение.
Фондовые формы фин.ресурсов позволяют увязать потребности семьи с возможностями эк-ки, а также
позволяют контролировать потребности каждого члена. Фин.ресурсы семьи делятся на собственные,
мобилизованные на рынке(кредиты) и бюджеты внебюдж-х фондов.
Фин.ресурсы позв-ют гос-ву эк-ть на соц.затратах путем развития системы добровольного пенсионного, мед.страхования в негос.соц.фонды.
Финансы домохоз-в явл-ся ист-ом инвестиций в нац.эк-ку.
В стабильно развив-ся эк-ке доходы домохоз-в делятся на косвенные и временные.
Постоянные - оплата труда.
Временные - доходы по ЦБ, банк.депозиты.
При этом гос-во стремится увел-ть V посл-х доходов ч/з налоговую систему и оплату труда в гос.секторе.
Регулирование бюджета семьи осущ-ся с помощью гос.ценообразования.
Бюджет семьи ограничен по доходам и расходам. В этой связи возникнет необходимость планировать бюджет
семьи, и при планировании доходов учит-ся все возможные поступления, кроме заемных.
Расходы планируютсЯ исходя из тек. и капит.затрат. Кроме того, при положит. сальдо бюджета семьи излишек
планируют использовать для резервов.
Финансы домохозяйств-часть фин.системы, кот.контр-ся и регулир-ся гос-ом, с 1 стороны,а с другой-планируется
домохозяйством самостоятельно. Домохозяйство исп-ет различ.рычаги для увелич.дох-ов.
Бюджет семьи-гос.возм-ть привлекать резервн.фонды домохозяйств для решения своих капитальных проблем.