Принципы бюджетной системы

1) Единство бюдж сис – ед-во бюдж-го законод-ва, ден системы, бюдж классификац, форм бюдж док-ов. 2) разграничение дох и расх и источников дифицитабюджетов – закреп-ие за каждым бюджетов в соответ-ии с законод-ом видов дох и расх и источ финанс дифиц бюдж, определение полномочий органов власти по формир-ю доходов внебюдж фондов 3) самостоя-ть – органы власти самост-но обеспечи-ют сбалансир-ть бюджетов и эффективность исполь-я бюджых сред-в, имеет право устанав-ть местные и региональные налоги и ставки по ним. Нельзя за счет бюдж др уровней компенсир-ть потребность в доходах или оддп расх. 4) Сбалансир-ти - расх = дох, + источники финансир-я дифицита. 5) Эффективного эк использ-я бюдж средств 6) достоверности бюджета – надежность показателей прогноза соц экономич-го развития соответ-ей территории и реальности расчета дох и расх бюджета Нарушение этого принципа – фин кризис. 7) Адрессности и целевого использ-я – бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязат-в доводятся до конкретных получателей с указанием целей использ-я 8) Прозрачности (открытости, гласности) – обязат-ое публик-ие в открыт-ой печати утвержд-ых бюджетов и отчетов об их исполнении.

Финансовая политика

-это особая сфера деят-ти гос, кот направл-на на мобилиз-ю фин ресурсов, их рацион-ое распред-ие и эффективное исполь-е для осущ-я функций гос-ва. Включает в себя: 1) разработку общей концепции фин политики, выделение осн целей, и направлений фин политики 2) разработка финансового механизма 3) управл-е фин деят-ю. Цели: 1) регули-я – ругул-е эк процессов с помощью налогов, гос кредита, бюдж финансир-я, норм и нормативов. Гос регулие-т эк рост, занятость, уровень инфляции, валютный курс 2) фискал-я – пополнение казны гос-ва ден ср-вами. Полтика налогообл-я и гос расходов, задача – сбалансир-ть дох и расх. Сущ-ет 2 механизма фин регулир-я: 1)стимулир-й – цель, увеличить ресурсы пред-й, снижая налоги и увеличиваябюдж финансиров-е с целью полной занятости и эк роста 2) рестрикционный- цель-сокра ден сре-ва в эк-ке, сдержать дел активность, рост налогов и сокращ бюдж финансир-я. Фин механизм – система форм, видов и методов организации фин отношений кот установливает гос-во. К элементам фин механизма относят: формы фин ресурсов, методы их формир-я, система законных норм и нормативов с цель ю опред дох и расх гос-ва, организ-я бюдж системы, финансов пред-й и рынка цен бум. Фин механиз делится: 1) директивный – отнош-я в кот гос-во принимает непосред-ое участие и механиз регулир-ет наологи, гос кредит, расходы, бюдж финансир-е, фин планир-е 2) регулирующий – разраб-ся для конкрет-го сигмента финанов кот не затрагивает интересы гос-ва. Орг-я финанс внутри пред-я. В сферу управ-я финансами входит – прогнозир-е, планир-е, оператив-ое управ-е, контроль.

Типы финансовой политики:

1.Классическая финансовая политика

2.Регулирующая

3.Планово-директивная

1.-формируется на основе трудов классиков политэк.с 18в до конца 20х гг20в.

Цель-не вмешиваться в э.процессы,регулир-е э.осущ-ся в свободной конкуренции, бюджет гос-ва

сбалансирован, т.к.расходы гос-ва невелики,нал.ставки невысоки.

Система налогов обеспечивает необх.поступление фин.ресурсов в бюджет. Налоги просты и

эффективны по расчету и взысканию.косвенные имущественные налоги.

Система управл-я финансами проста, осущ-ся как правило мин.фином или казначейством.

2.-в конце 20х гг 20в.в основе труда Кейнса и последователей.Индустриальное развитие э.требует

гос.вмешательства.

цель-вмеш-во и регулирование гос-ом.Фин.политика стала использоваться для регулирования

эк-ки и соц.вопросов.с целью обеспечения занятости населения.осн.инструментом, вмешавшегося в э.стал рост

расходов увеличивая бюдж.финанс.предприятия.Большоек внимание уделяется гос.кредиту, как

источнику финансирования дефецита бюджета.

Пенсионный фонд - внеб.гос.фонд, форм-ся на основ.законод-х док-в, отчисл-ся средства в фонд

работодателями, несет целев.хар-р использов-я (выплата пенсий).Сформирован с 1992. Это

самост.фин.круг учреждений. Он формирует его на фед.,регион., и местном уровне, что позволяет

охватить пенсион.выплатами всех граждан, независимо от места работы и проживания.

Бюджет ПФ формируется по положению ПФ за счет страх.взносов., ср-в фед.бюджета,суммы пеней, штрафов,

добровольных взносов физ. и юр.лиц.

Ден.ср-ва ПФ напр-ся на выплату гос.пенсий, мат.помощь престарелым, нетрудоспособным,

по инвалидности. ПФ принимает участие в опр-нии размеров взносов на гос.страх-е, обоснов. их дифференцацию

в зав-ти от условий труда и сферы деят-ти.

Пенс.реформа-2002г.Нач-ся с выходом ряда законов.главная задача совр.пенс.реформы-

достичь долгосрочн.финансирования сбалансированностью пенсионной системы., повысить уровень

пенсионного обеспечения.

ФСС-2й по V гос.внебюдж.фонд. создан для обеспечения гос.гарантий в системе соц.страх-я

и осущ-ть контроль за правильн.эфект.исп-ем ср-в фонда.

ср-ва распр-ся как в территориальном, так и в операц.разрезах.

Формир-ся с с 01.01.1991. Средства фонда не входят в состав б-та или др.фондов,

изъятию не подлежат.

Задачи:

1.обеспечить гарантир-е гос-м пособия по временной нетрудосп-ти, беременности,

родам.

2.участвует в разработке тарифов по выплатам соц.страх-я.

Формир-ся за счет страх.взносов работодателями, ассигнований из фед.б.на покрытие расходов, связ.с предост.

квоки? пострадавшим в чернобыле.

ФОМС создан в 1991 году для обеспеч. фин. стаб-ти, мед.обеспечения. Мед.страх-е-ф.защиты населения в

области охраны здоровья.

Цель мед.страх.-гарантировать гражданам при возникновении стразового случая получение мед.помощи

за счет накопл-х средств и финансировать профилакт.мероприятия.

Мед.страх-е м.б. обязат-е и добровольное.

ОМС позв-ет обеспечить равные возможности получения мед.и лекарств.помощи за счет фонда.

ДМС позволяет получить дополнительные мед.услуги.

Для реализации политики созданы фед. и территор.фонды мед.страхования.

Это самост.некоммерч.фин.кредит.учрежд.. Эти фонды действуют в соотв. с положением о фед.ОМС и территор.ОМС.

Фонды в гос.собственности, не входят в состав бюджетов, изъятию не подлежат.

Фонд формир-ся за счет страх.взносов, ассигнований из фед.бюджета на выполнение республиканских программ ОМС,

добровольные взносы физ.и юр.лиц.

Финансовые ресурсы и бюджет домохозяйства.

Ден.доходы домохозяйств формируют их фин.ресурсы, кот.в свою очередь формируют 2 осн.фонда семьи

потребление и сбережение.

Фондовые формы фин.ресурсов позволяют увязать потребности семьи с возможностями эк-ки, а также

позволяют контролировать потребности каждого члена. Фин.ресурсы семьи делятся на собственные,

мобилизованные на рынке(кредиты) и бюджеты внебюдж-х фондов.

Фин.ресурсы позв-ют гос-ву эк-ть на соц.затратах путем развития системы добровольного пенсионного, мед.страхования в негос.соц.фонды.

Финансы домохоз-в явл-ся ист-ом инвестиций в нац.эк-ку.

В стабильно развив-ся эк-ке доходы домохоз-в делятся на косвенные и временные.

Постоянные - оплата труда.

Временные - доходы по ЦБ, банк.депозиты.

При этом гос-во стремится увел-ть V посл-х доходов ч/з налоговую систему и оплату труда в гос.секторе.

Регулирование бюджета семьи осущ-ся с помощью гос.ценообразования.

Бюджет семьи ограничен по доходам и расходам. В этой связи возникнет необходимость планировать бюджет

семьи, и при планировании доходов учит-ся все возможные поступления, кроме заемных.

Расходы планируютсЯ исходя из тек. и капит.затрат. Кроме того, при положит. сальдо бюджета семьи излишек

планируют использовать для резервов.

Финансы домохозяйств-часть фин.системы, кот.контр-ся и регулир-ся гос-ом, с 1 стороны,а с другой-планируется

домохозяйством самостоятельно. Домохозяйство исп-ет различ.рычаги для увелич.дох-ов.

Бюджет семьи-гос.возм-ть привлекать резервн.фонды домохозяйств для решения своих капитальных проблем.

Наши рекомендации