Взаимосвязанность факторов внеш среды

уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.

  1. Мобильность среды(скорость изменения среды)

ПОДВИЖНОСТЬ СРЕДЫ-это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации.

3. Сложность среды (количество параметров, подлежащих изучению)

Под СЛОЖНОСТЬЮ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.

4. Неопределенность (количество информации о среде и уверенность в ее достоверности)

Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной.

30. Три основных типа решений. Их преимущества и недостатки.

Решение — это выбор альтернативы.

Существуют 3 подхода к принятию решений:

1.ИНТУИТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ – принятие решения на основе ощущения, что оно является правильным. Преимущества:

- лицо, принимающее решение, не занимается сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации.

Недостатки:

- с точки зрения статистики шансы на правильный выбор без какого-либо приложения логики невысоки.

2.РЕШЕНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА СУЖДЕНИЯХ -принятие решения на основе предшествующего опыта либо ранее полученных знаний. Преимущества:

- данный способ принятия решений является достаточно быстрым, так как есть разработанный алгоритм

- поскольку решение на основе суждения принимается в голове управляющего, оно обладает таким значительным достоинством, как быстрота и дешевизна его принятия.

Недостатки:

- алгоритм может поменяться

- факторов, которые необходимо учесть, слишком много и он не в состоянии их все охватить и сопоставить

- поскольку суждение всегда опирается на опыт, руководитель может упустить новую альтернативу, которая должна была бы стать более эффективной, чем знакомые варианты выбора

3.РАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ – принятие решения на основе многоэтапного анализа ситуации

не зависит от прошлого опыта.

Преимущества:

- способст повышению вероятности принятия эффективного решения в новой сложной ситуации.

Недостатки:

- существуют различные ограничения (отсутствие какого-либо ресурса, необходимого для решения проблемы) в процессе принятия рациональных решений:

Ограничение масштаба, Ограничение в технологиях, в полномочиях, в квалификации и опыте

31. Модель процесса рационального принятия решений. Комментарий. Критерии и ограничения, влияющие на процесс принятия решений.

РАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ – принятие решения на основе многоэтапного анализа ситуации. Не зависит от прошлого опыта.

Модель процесса принятия решения:

ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМЫ

Существуют два способа рассмотрения проблемы:

- проблема- ситуация, когда поставленные цели не достигнуты.

- потенциальная возможность, то есть активный поиск способов повышения эффективности какого-то подразделения.

2.ФОРМУЛИРОВКА ОГРАНИЧЕНИЙ И КРИТЕРИЕВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

Ограничение –отсутствие какого-либо ресурса, необходимого для решения проблемы.

Критерии – внутренние ограничения, устанавливаемые организацией.

Ограничения в процессе принятия рациональных решений:

Ограничение масштаба, Ограничение в технологиях, в полномочиях, в квалификации и опыте

3.ПОИСК АЛЬТЕРНАТИВ -формулирование набора альтернативных решений проблемы.

4.ОЦЕНКА АЛЬТЕРНАТИВ -при выявлении альтернатив необходима их определенная предварительная оценка.

Для сопоставления решений необходимо располагать стандартом, относительно которого можно измерить вероятные результаты реализации каждой возможной альтернативы.

5.ВЫБОР АЛЬТЕРНАТИВЫ -Руководитель должен выбрать альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями.

6.РЕАЛИЗАЦИЯ (ДЕЙСТВИЯ)Иногда руководитель может возложить принятие решения на тех, кто должен будет его исполнять.

7. ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ (ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ)/ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ(по Мескону)

На этой фазе происходит оценка последствий решения и сопоставление фактических результатов с ожидаемыми.

Обратная связь- т.е. поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения — позволяет руководителю скорректировать его, пока организации еще не нанесено значительного ущерба.

Дополнительные ограничения, влияющие на процесс принятия решений:

1)Поведенческие ограничения –любое управление решением строится на чьей-либо системе ценностей.

2)Личностные оценки – руководитель своими личностными оценками определяет поведение подчиненного. Личностные оценки содержат субъективность. Каждый человек обладает своей системой ценностей, которая определяет его действия и влияет на принимаемые решения.

3)Среда принятия решения – степень определенности или риска, возникающие при принятии решения. Риск -уровнь определенности, с которой можно прогнозировать результат.

32. Миссия и основные цели организации. Их характеристики.

Первостепенной целью организации является осуществление ее миссии, т. е. смысла ее существования. Миссия должна быть официально сформулирована и о ней должно быть сообщено сотрудникам организации.

ЗНАЧЕНИЕ МИССИИ.Миссия служит в качестве ориентира, на котором руководители основывают свои решения.

Формулировка миссии организации должна содержать следующее:

1. какой предпринимательской деятельностью занимается фирма?

2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы.

3. Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри фирмы?

Цели должны быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, достижимыми.

Цели обычно устанавливаются на длительные или краткие временные промежутки:

- долгосрочная цель – 5 лет

- краткосрочная цель один из планов организации, который следует завершить в пределах года

- среднесрочные цели 1-5 лет

Цели организации могут быть направлены на: прибыльность, рынки, производительность (эффективность), продукция, финансовые ресурсы, исследования и внедрение новшеств, человеческие ресурсы, организация (изменения в структуре или деятельности), социальная ответственность (например: финансовые взносы).

33. Планирование, причины необходимости в нем. Три уровня планирования, временные интервалы уровней планирования.

Стратегическое планирование – это процесс выбора целей для организации и решения о том, что следует сделать для их достижения.

Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений.

Стратегические планы должны разрабатываться с общефирменных, а не с индивидуальных позиций.

Ключевыми компонентами стратегического планирования являются цели, указания для принятия решений и основные этапы процесса планирования.

Цель планирования: заблаговременно учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития.

Предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность, достижения конкретных целей с учётом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым подразделением и всей фирмой.

3 уровня планирования в организации:

1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ(от 5 лет и более)

· Выбор общего направления деятельности

· определение ресурсов

· сбор полной информации о рынке

· формулирование основных идей, расчет возможных долгосрочных последствий.

· разрабатываются новые возможности фирмы (приобретение оборудования)

2. ТАКТИЧЕСКИЙ(текущий)

· Определяет ближайшие перспективы развития

· Постановка конкретных задач для крупных подразделений

· Распределение ресурсов

· Расчет ближайших последствий

ОПЕРАТИВНЫЙ

· Определяет конкретные действия, необходимые для выполнения поставленных задач

· Использование ресурсов

· Создание механизмов контроля и координации действий

Наши рекомендации