Статья 14. Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии

1. В срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном статьей 19 настоящего Федерального закона, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

2. Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа.

3. В случае принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии она оформляется одновременно с приказом (распоряжением).

4. Приказ (распоряжение) о предоставлении лицензии и лицензия одновременно подписываются руководителем или заместителем руководителя лицензирующего органа и регистрируются в реестре лицензий.

5. В течение трех рабочих дней после дня подписания и регистрации лицензии лицензирующим органом она вручается лицензиату или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

6. В случае принятия решения об отказе в предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения соискателю лицензии или направляет ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомление об отказе в предоставлении лицензии с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, или, если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, реквизиты акта проверки соискателя лицензии.

7. Охарактеризуйте порядок разработки бизнес-плана малого предприятия: сущность, значение, содержание основных разделов.

Бизнес-план — это программа действий, направленная на достижение успеха в предпринимательской деятельности предприятия. Его разработка позволяет оценить возможные перспективы нового бизнеса, заранее предвидеть проблемы, найти способы их решения, выявить достоинства и недостатки различных стратегий развития предприятия, определить, какие нужны производственные ресурсы, обеспечить нужной информацией кредитора, рассчитать объем инвестиций и срок их окупаемости.

Бизнес-план предприятия может разрабатываться на один год, в котором детально рассматриваются вопросы хозяйственной деятельности предприятия, или укрупненно, на 4-летний период. При подготовке инвестиционных проектов бизнес-планы разрабатываются на период их осуществления. Бизнес-план включает описание предприятия, его потенциал, оценку внутренней и внешней среды в бизнесе и времени, конкретные данные о стратегии маркетинга и развития бизнеса, отмечаются также возможности рисков.

Основное требование к бизнес-плану — его реальность. Его составлению должны предшествовать анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, рынка и технико-экономические исследования различных альтернатив развития предприятия на основе общепринятых международных стандартов. Источником средств для финансирования разработки бизнес-планов предприятий, научно-технических и инвестиционных проектов, а также проведения их независимой экспертизы могут быть: собственные средства предприятий; внебюджетные фонды министерств, ассоциаций, союзов; средства потенциальных инвесторов.

Бизнес-план выполняет четыре функции. Первая связана с возможностью его использования для разработки концепции, стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима как в период создания предприятия, так и при выработке новых направлений деятельности. Вторая — это функция планирования, позволяющая оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы развития предприятия, выполнение бизнес-плана. Третья — позволяет привлекать денежные средства {ссуды и кредиты). Четвертая — способствует привлечь к реализации планов предприятия потенциальных партнеров, которые смогут вложить собственный капитал или имеющиеся у них новейшие технологии. Бизнес-план должен убедить потенциального инвестора в возможности получить прибыль, вступив в коммерческие отношения с данным предприятием.

Структура и объемы разделов бизнес-плана определяются разработчиком самостоятельно с учетом особенностей применяемой (осваиваемой) технологии, рынка, конкурентоспособности и новизны продукта (услуг), степени проработанности тех или иных вопросов. Структура бизнес-плана характеризуется следующими разделами.

Резюме. В нем в сжатой форме излагается суть предлагаемого плана развития предприятия, его преимущества, приводятся основные итоги маркетинговых исследований и финансово-экономических расчетов: объем продаж, затраты на производство, прибыль и уровень рентабельности вложений и срок, в течение которого гарантируется возврат заемных средств; выводы и рекомендации, касающиеся всех основных аспектов реализации бизнес-плана.

1. Описание предприятия. В этом разделе указываются цель плана (инвестиционного проекта); перечисляются основные его параметры — номенклатура продукции, мощность предприятия и место его размещения, ориентация проекта (рынок или сырье), график осуществления проекта; предлагаются основные мероприятия по разработке проекта, включая научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы, а также представляется информация об осуществленных исследованиях и изысканиях в этих направлениях.

2. Продукция. В этом разделе представляется информация о продукции, показывается новизна решения технических, технологических, потребительских и прочих проблем. Обязательно приводится сравнительный анализ изделий конкурентов, показываются проймущества производителя и потребителя предлагаемой продукции.

3. План маркетинга. Анализ рынка является ключевым мероприятием для определения масштабов инвестиционной и производственной программы, производственной мощности, требуемой технологии осуществления проекта. В данном разделе необходимо показать степень изученности рынка и принципиальные схемы сбыта продукции. Так как в условиях инфляции, общего спада производства все более реальным становится перепроизводство продукции, то необходимо показать не только как произвести данную продукцию, но и как ее эффективно реализовать на рынке, отметить принципиальные подходы к реализации стратегии сбыта. Для обоснования выбранной стратегии необходимо дать оценку внешней среде предприятия: рынку труда, технологиям, продукции, конкуренции, общую оценку рынка, насыщенности товарами-конкурентами, покупательной способности, ценовым ограничениям, спросу и его формированию, возможности изменения потребительских свойств товара, национальным особенностям, налоговому законодательству, влиянию других факторов внешней среды. На основе проведенного анализа и исследований в бизнес-плане формируется стратегия производства и сбыта продукции.

4. Научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы. В этом разделе на основе анализа и учета всех внешних и внутренних факторов производства характеризуются оптимальные рамки проекта, обосновывается его выбор, приводится перечень компонентов проекта, (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), определяются необходимые технологические процессы, виды и количество требуемого оборудования и машин. При выборе технологии учитываются следующие аспекты: характер требуемой технологии, источники и пути приобретения (лицензирование, закупки, совместные предприятия).

5. Производственный план. Данный раздел отражает экономический и технический потенциал предприятия, способный обеспечить производственную программу. Особое внимание уделяется материально-техническому обеспечению проекта, представляются альтернативные варианты поставки материальных ресурсов, оборудования. Кадровое обеспечение предприятия включает вопросы технологии набора, обучения и переподготовки кадров, в том числе уровень управленческих кадров, консультантов, экспертов данного бизнес-плана. Важное значение уделяется правовой защите производства: сертификации, патентованию, лицензированию, защите торговой марки и др.

6. Организационный план управления предприятием. В этом разделе кратко освещается проблема производственного менеджмента. Особое внимание обращается на гибкость системы управления в случае изменения рыночных условий, объема производства или сбыта продукции как в производственном, так и региональном отношениях. Здесь же представляется принципиальная схема принятия оптимальных решений по управлению.

7. Реализация проекта. Стадия осуществления проекта охватывает период от принятия инвестиционного решения до начала промышленного производства, включая такие этапы, как проведение переговоров и заключение контрактов, разработку документации проекта, строительство объектов и пуск производства. Главной целью этого раздела является определение финансовых последствий стадии реализации проекта с целью обеспечения его достаточными средствами как до начала производства, так и после него. Поэтому особое внимание уделяется выбору метода финансирования (собственные средства, акционерный капитал, кредит). В связи с тем что в фазе осуществления проекта совершается ряд одновременных и взаимодействующих операций по инвестированию, имеющих различные финансовые последствия, для их оценки необходимо подготовить оптимальную программу и график сроков реализации проекта.

8. Финансовый план. Он является одним из важнейших разделов бизнес-плана, отражающих достоверные итоги его осуществления. В нем определяются как инвестиционные, так и производственные издержки, учитывается, что прибыльность у проекта в конечном счете будет зависеть от их размеров и структуры и графика его осуществления. В него включаются следующие подразделы: планы по прибыли, движению денежных потоков, анализ безубыточности, рентабельности, динамичности, финансовый анализ отдельных видов продукции, чувствительность проекта к различным изменениям, риск и намечаемые меры по его снижению. Финансовая оценка проекта осуществляется на основе таких критериев рентабельности, как чистая дисконтированная стоимость, внутренняя норма прибыли, период погашения задолженности, простая норма прибыли. Особое внимание уделяется показателям объема продаж и себестоимости продукции.

9. Юридические аспекты. В данном разделе рассматриваются юридические аспекты осуществления проекта, права и обязанности сторон.

Приложения. Это не регламентируемый по объему раздел, в который включаются все дополняющие основное содержание материалы (спецификации, техническое описание сертификата, патента, результаты маркетинговых исследований и т.д.), а также помещаются данные на руководителя предприятия (инвестиционного проекта), инвесторов, экспертов, консультантов проекта, рекламные материалы и пр.

8. Каковы общие требования к организации бухгалтерского учета на малом предприятии?

Бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объекты учета:

-имущество
-обязательства и источники их образования

-хозяйственные операции

Основные методы бх/учета:
- документация

- инвентаризация
- бухгалтерские счета
- двойная запись
- баланс
- оценка
- калькуляция
- бухгалтерская отчетность

Бухгалтерский учет ведется в единой иностранной валюте – рубли.

Бухгалтерский учет ведется:

-непрерывно, с момента регистрации до момента ликвидации.

-сплошной учет, принцип двойной записи

-все операции совершены на конкретную дату

Первичные документы:

В момент совершения операции бывает: по завершению операции; регистрируются в журнале; реквизиты; содержание; подписи.

Хранение:

1.Квартальная отчетность – не менее 3-х лет.

2.Расчетная и платежная ведомость – не менее 5 лет.

3.Годовая отчетность – не менее 110-ти лет.

Инвентаризация.

Для достоверности бух/учета малые предприятия обязаны проводить инвентаризацию. Порядок и сроки определяются руководителем, за исключением в случаях, когда инвентаризация обязательна согласно законом.

Допущения в бух/учете:

1)Последовательность применения учетной политики

2)Временная определенность фактов хозяйственной деятельности

3)Имущественное обособленности, актив и обязательства выдуться отдельно

4)Непрерывности деятельности

Основные требования:

-Требование полноты( все факты хоз/деятельности)

-Требования приоритета(содержание перед формой)

-Непротиворечивость(аналитические данные должны соответствовать синтетическим)

-Своевременность

-Осмотрительность(признаны все доходы и расходы)

-Рациональность

9. Охарактеризуйте учетную политику малых предприятий: структура и основные элементы.

Учетная политика предприятия – это документ, который должен быть на каждом предприятии. В Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н. дано понятие учетной политики, а также определено, какая информация должна содержаться в учетной политике. Как указано в ПБУ 1/2008, учетная политика организации – это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, а именно первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Каждая организация в обязательном порядке должна самостоятельно разрабатывать учетную политику, законодательство позволяет применять различные способы учета по отношению к одинаковым объектам, например, установлены различные способы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов. Поэтому организация должна самостоятельно выбрать наиболее удобный для себя способ начисления амортизации и записать свое решение в специальном документе – учетной политике организации.

Учетную политику организации формирует главный бухгалтер организации, а утверждает руководитель организации соответствующим приказом.

Учетная политика обязательно должна содержать:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, который включает синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов (например, бухгалтерская справка);

- порядок проведения инвентаризации (сроки, причины);

- методы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота (документооборот оформляется отдельным документом, в приказе об учетной политике дается ссылка на утвержденный документооборот) и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями (кто визирует первичные документы, ответственные исполнители и т.п.).

Один из важных аспектов учетной политики – выбор метода признания доходов (расходов), рекомендовано использовать два способа отражения выручки в учете – «по оплате» (кассовый метод) и «по отгрузке» (метод начисления).

Применение кассового метода признания доходов и расходов в бухгалтерском учете возможно только теми организациями (за исключением банков), у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал. В учетной политике для целей налогообложения метод признания доходов и расходов определяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом требований ст. ст. 271 – 273 Налогового кодекса РФ. В учетной политике предприятия отражаются не только метод признания доходов и расходов для бухгалтерского учета, но в обязательном порядке и момент определения выручки в целях налогообложения.

Таким образом, предприятия на сегодняшний день, как правило, формируют две учетные политики – одна в целях бухгалтерского учета, а другая в целях налогового учета.

Организация имеет право принять одну учетную политику (например, для бухучета) – по методу начисления, а другую – по кассовому методу.

Учетная политика для бухгалтерского учета отражает методы отражения в учете тех или иных операций, и впоследствии по данным бухгалтерского учета формируется бухгалтерская (балансовая) прибыль.

Учетная политика для налогового учета, в соответствии с ней предприятие отражает доходы и расходы для формирования базы для налогообложения прибыли, а также НДС, «налоговая» прибыль может совершенно не совпадать с «бухгалтерской» прибылью.

Предприятие не может поменять учетную политику в середине календарного (финансового) года. По мере возникновения дополнительных объектов учета могут быть внесены дополнительные пункты и разделы в учетную политику.

Изменения учетной политики допускаются при изменении законодательства, при разработке организацией иных приемов и способов учета, при существенных изменениях условий хозяйствования. Вновь созданная организация должна разработать учетную политику и передать ее в налоговую инспекцию в течение 90 дней со дня своей регистрации. В качестве приложений к учетной политике должен иметься перечень используемых счетов бухгалтерского учета и формы регистров налогового учета. По возможности учетную политику для целей налогообложения следует оформить отдельным документом, так как она регулируется совсем другим законодательством, чем бухгалтерская.

Учетная политика предприятия – это документ, который в первую очередь призван выражать и защищать интересы предприятия.

10. Охарактеризуйте порядок документирования хозяйственных операций: формы первичных учетных бухгалтерских документов, виды учетных регистров используемых па предприятии. Документооборот.

Формы бух/учета – совокупность учетных регистров, применяемых для отражения хоз/операций.

Учетные регистры применяются для обобщения классификаций, содержащихся в первичных учетных документах.

Формы бух/учета для МП:

Наши рекомендации