Коммерциализация образования

Современное образование

Система образования является одной из важнейших структур, управляемой государством, направленной как на социализацию каждого члена общества, так и на социализацию естественнонаучных знаний. Образование, предъявляя человеку моральные и духовные ценности, составляющие достояние общественной культуры или претендующие на включение в сокровищницы культуры, позволяет сформировать духовный облик человека. Содержание образования формируется на основе достижений человеческого познания. Доведение до сознания членов общества накопленных знаний обеспечивает не только поддержание достигнутого уровня цивилизации общества и функционирование производства, но и прогресс общества.

Обеспечение технологического совершенства, воплощенного в промышленные производства, - приоритетная задача общества, поэтому одной из главных задач, которую приходится решать в настоящее время каждому правительству, является задача предоставления своему народу приемлемого для людей доступа к образованию. Очевидно, что использование методов массового образования становится насущной потребностью.

Рыночные и обусловленные рынком силы оказывают серьезное определяющее влияние на все сферы жизни общества, в том числе и на образование. Это привело к чрезвычайному структурному разнообразию учебных учреждений по количеству учащихся, учебным планам, источникам финансирования, формам управления. Это разнообразие выражается в развитой возрастной, этнической, расовой структуре студенчества, множественности целей и мотивов получения образования.

Это разнообразие, с одной стороны, обуславливает существенную гибкость программ, позволяющую реагировать на запросы рынка в отношении специализации выпускников, а с другой, - обеспечивать получение университетами заказов на научные исследования. Современная университетская наука обеспечивает совмещение функций по производству и социализации знаний. Негативное влияние рынка, с точки зрения социализации знаний, очевидно - селекция содержания образования всегда подчинена прагматическим конъюнктурным соображениям либо группы лиц, либо, что особенно опасно, одной личности.

Подавляющая доля государственного сектора в образовании в большинстве стран мира - объективный факт, обусловленный необходимостью сохранения, накопления и передачи культурного наследия и единством образовательного процесса, преемственностью различных ступеней образования (школа, вуз, последипломное образование), требующих единой стратегии для снижения суммарных расходов.

Современное естествознание своими достижениями почти убедило общество в том, что степень процветания общества зависит исключительно от его научно-технического потенциала. Современное технократическое общество отличается сверхмощным развитием техники, вытеснением человека и человеческого труда из производства, интеллектуальными технологиями, оперировать которыми способен только интеллектуально развитый научно-технический персонал.

В США,- например, в системе образования принята за основу концепция (т.н. меритократическая концепция - технократическая утопия), которая утверждает, что в обществе в ходе эволюции утвердится принцип выдвижения на руководящие посты наиболее способных людей, отбираемых из всех слоев общества. Согласно ей, все учащиеся проходят /О тестирование - тестирование на интеллектуальность, по результатам которого отбираются кандидаты в будущую научно-техническую элиту. Таким образом, знания становятся орудием власти, а умение эффективно мобилизовать таланты для элитной социализации знаний - важным способом обрести эту власть.

Представляется немыслимым, чтобы промышленная компания, использующая наукоемкие технологии, могла сохранять свою конкурентоспособность на рынке без использования непрерывного образования персонала (последипломное обучение). Не только компании, но и каждый специалист всегда лично заинтересован в обновлении и развитии своих знаний для поддержания своей конкурентоспособности на рынке труда. Например, известно, что в области компьютерных технологий знания устаревают в течение трех лет и, следовательно, их нужно обновлять.

Новая парадигма образования - образование как основной механизм обеспечения выживаемости человечества. Ее основные черты таковы:

•гуманизация образования, ориентация на формирование нравственного облика индивидуума, с учетом того, что современный подход к образованию подразумевает неповторимый характер каждой личности, максимальное развитие потенциальных возможностей каждого человека;

• личностно-ориентированное образование, индивидуализированная подготовка, межцикловые принципы обучения;

•создание единого информационно-образовательного пространства - обеспечение мирового единства уровня образовательных программ и содержания курсов, уровня подготовки профессорско-преподавательского состава, наличие международной системы определения соответствия национальных дипломов (типа UK NARIC - the National Academic Recognition Information Centre for the United Kingdom - британского национального информационного центра академического признания дипломов);

• создание единого образовательного пространства в микро- и в макросоциумах в обществе, в семье, в школе, в вузе, на предприятии (для т.н. «корпоративного» образования персонала);

• использование новых образовательных технологий, например, виртуальных в отличие от традиционного «кампусного», т.е. обучения в университетском кампусе (англ. campus - университетский городок). Виртуальная технология обеспечивает массовое образование, т.к. ликвидирует различия в возможностях получения образования для каждого гражданина. Технологии «виртуального образования» позволяют самой отдаленной школе иметь доступ к ресурсам, 1 доступным ранее только в центральных библиотеках и в университетских центрах;

•широкое использование компьютерных технологий обучения, базирующихся на компьютерной информационной среде и телекоммуникационных сетях глобального масштаба.

Технологии образования, которые могут быть названы виртуальными, имеют стремительно нарастающую динамику во всем современном мире. Современный уровень развития цивилизации обусловил новые подходы к проблеме передачи {трансляции) знаний и профессиональных умений через систему образования. Понятие «виртуальный» используют как синоним понятиям «открытое и дистанционное образование» (open and distant learning), «дистрибутивное образование» (ditributed learning - распределенное, рассредоточенное образование), «сетевое образование» (networked learning - обучение в общей сети учебного учреждения), обучение в Интернет (Web-based learning) и компьютерное обучение (computer learning).

В некоторых регионах термин «виртуальное обучение» относят к обучению, которое использует радио и телеконференционные технологии, т.е. использование радио- и телевизионных обучающих программ, в которых обучение происходит в процессе свободного общения в студии студентов с известными профессорами, учеными, деятелями искусства и т.п.

Возникновение «виртуального обучения» напрямую связано с современной инфраструктурой информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Так, например, развитие почтовой системы привело к созданию корреспондентского - заочного обучения. С развитием радио- и телевизионной техники связи увеличилось количество обучающих программ, транслируемых из обучающих центров, что позволяет обеспечить массовость образования. Одной из баз виртуальной среды обучения стали «телецентры» или «центры телевизионного обучения». В ряде стран мира планируют добиться того, чтобы определенная доля телекоммуникационного времени была зарезервирована для использования в целях массового образования. Такие технологии широко используются в Северной Америке и в Австг.'.лии. Феномен Интернета вызвал энтузиазм и интерес к виртуальному образованию и у учебных заведений самого разного образовательного уровня, и у населения.

Собственно виртуальных институтов в строгом смысле этого понятия в мире пока немного, но много начинаний в учебных заведений всех рангов: от частных до государственных. Возможности доступа к знаниям любого уровня каждого человека и эффективность функционирования учебных заведений в «виртуальном режиме», в первую очередь, зависят от эффективности различных ИКТ.

Существует мнение, что в ближайшем будущем мы станем свидетелями нового явления в образовании - появления международных поставщиков знаний - провайдеров образования, которых будет немного, но которые будут доминировать на рынке образования, через обширные дистрибутивные сети и стратегическое партнерство с академическим сообществом. Уже сегодня растет число организаций, обеспечивающих такие услуги, как маркетинг в сфере образовательных услуг, тестирование и оценка знаний, индивидуальное и корпоративное планирование образования. Такие организации не выполняют функции обучения, но становятся дополнительной частью современных образовательных систем.

Стихийный механизм социализации знаний, таким образом, поддержан следующими возможностями, заложенными в «виртуальных технологиях» образования:

• организацией самообразования на основе гибких и удобных информационно-коммуникативных технологий для доставки знаний, с учетом постоянно снижающейся стоимости аппаратного обеспечения;

• повышением прессинга на учебные заведения, использующие традиционные модели обучения. Возрастает количество новых знаний, быстро устаревают уже социализированные знания. Люди ищут возможности получения образования, продолжающегося на протяжении всей их жизни, и в соответствии с индивидуальными обстоятельствами, они требуют возможности гибкого доступа к образовательным услугам из дома, с рабочих мест, из общественных центров обучения.

Использование ИКТ может не ограничиваться только сферой образования, но идея технически оснащенных современными средствами ИКТ общественных центров, которые по определению предполагают общедоступность, является одним из компонентов современной жизни.

Коммерциализация образования

Конкуренция явилась новым по сравнению с советским периодом институциональным состоянием в российской системе общего образования, став одним из главных следствий ее коммерциализации. Со стороны идеологов образовательной реформы на конкуренцию возлагаются задачи по оптимизации деятельности общеобразовательных учреждений, повышению качества образовательных услуг. Однако как общеобразовательные учреждения адаптируются в условиях конкуренции? Какие управленческие стратегии использует их руководство в поле конкурентной борьбы для поддержания/повышения собственной конкурентоспособности? Соответствуют ли реальные последствия конкуренции в системе общего образования декларируемым задачам?

Статистические данные демонстрируют неоднозначность ситуации: с одной стороны, в последнее десятилетие происходит снижение числа учеников (на 36%) и количества общеобразовательных учреждений (на 14%) в России. С другой стороны, выросло количество государственных и негосударственных лицеев и гимназий (на 37%)[9].

Появление новых факторов активизации конкуренции (демографический спад и подушевое нормативное финансирование, введение ЕГЭ и профильного обучения) привело к существенному изменению характера функционирования и развития российских общеобразовательных учреждений.

Конкуренция общеобразовательных учреждений содержит в себе две взаимосвязанные компоненты: экономической и символической борьбы. Экономическая борьба в поле конкуренции осуществляется посредством набора предлагаемых платных образовательных услуг и уровня цен на них. Символическая борьба проявляется в конструировании общеобразовательными учреждениями собственного имиджа, в котором актуализируются качества, привлекательные для их целевой аудитории.

Процесс позиционирования общеобразовательных учреждений в поле конкуренции происходит постоянно, определяя «лидеров», «середняков» и «аутсайдеров». Позиция, занимаемая общеобразовательным учреждением в поле конкуренции, начинает определять его позицию в образовательном пространстве, особенно в условиях детерминированности финансово-материального положения школы количеством учеников. Таким образом, конкуренция выступает значимым неформальным и латентным механизмом дифференциации общеобразовательных учреждений в локальном образовательном пространстве.

При всех издержках и рисках конкурентной борьбы она может быть названа функциональной как для самой системы общего образования, так и на более широком социокультурном фоне, поскольку выступает в роли катализатора замещения административной модели управления в общеобразовательных учреждениях на менеджериальную.

Государство, реализуя стратегию коммерциализации, оказывает самую сильную степень влияния на формирование поля конкуренции в образовании. Вполне очевидно, что без формирования и политического продвижения со стороны государства «квазирыночных» элементов в системе образования существенной активизации конкурентной борьбы не произошло бы.

В системе общего образования на формирование поля конкурентной борьбы повлияли следующие основные управленческие действия со стороны государства. Во-первых, это сокращенное, недостаточное бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений, вынудившее их руководителей находить дополнительные источники ресурсов, самыми значимыми из которых для большинства школ, лицеев и гимназий являются платные дополнительные образовательные услуги и помощь родителей. Тем самым для функционирования и развития общеобразовательных учреждений усиливается значимость учеников - представителей семей с повышенным объемом капитала, вследствие чего конкурентная борьба за них активизируется. Во-вторых, это образовательные реформы по модернизации общего образования, из которых особенно сильно на активизацию конкурентной борьбы влияет введение подушевого нормативного финансирования общеобразовательных учреждений. Принцип «деньги следуют за учеником» порождает значимость каждого обучающегося как источника финансовых средств[10].

Коммерциализация высшего образования

Обычно коммерциализация университета начинается с того, что кто-то из его сотрудников находит возможность заработать деньги. Речь может идти о щедром финансировании исследований в обмен на исключительное право коммерческого использования их результатов, о получении прибыли от заочного обучения или о заключении выгодного контракта с фирмой — производителем одежды, предлагающей наличные деньги и бесплатную спортивную форму для университетской команды в обмен на размещение на этой форме своей корпоративной эмблемы. Руководство университета, естественно, приветствует подобные инициативы, помогающие ему финансировать перспективные программы или покрывать бюджетный дефицит, который принимает порой угрожающие размеры. Оно охотно изучает предложения такого рода и подсчитывает возможные прибыли. Лишь затем, уже имея их в виду, университетские администраторы начинают всерьез размышлять, не могут ли эти предложения повредить основной деятельности университета. Именно в этот момент они пытаются сообразить, как организовать коммерческое предприятие таким образом, чтобы оно могло развиваться и, несмотря на сопряженный с ним риск, приносить деньги[11].

Перспективы прикладной науки и образования в России неразрывно связаны с их коммерциализацией, т.е. с инновационной деятельностью. Коммерциализация является внешним проявлением структурных комплексных преобразований внутри научных организаций и в учебных заведениях. Прикладная наука выступает производительной силой при условии структурных преобразований.

Преобладающий характер прошедшего периода не инновационной, а финансовой, иначе говоря, монетарной экономики для некоторых организаций и учебных заведений отразился на действовавших предпочтениях в форме выбора профиля прикладной науки и образования, а профессиональная подготовка при этом сместилась в область обучения финансистов, бухгалтеров, менеджеров и юристов.

Для реальной экономики, развитие которой является инновационной деятельностью, а коммерциализация прикладной науки и образования входит неотъемлемой частью, нужны специалисты не столько финансового, правового, гуманитарного или теоретического профиля, сколько профессионалы в различных отраслях промышленности.

Надо сказать, что наука и образование по теоретическим направлениям, а также по гуманитарным, как правило, не подлежат коммерциализации и требуется достаточный объем целевого финансирования из государственного бюджета.

Проблемный характер коммерциализации теоретической науки и образования заключается в том, что коммерческий заказ мог бы привести к изменению научного профиля, который стал бы не теоретическим, а прикладным. При данных обстоятельствах коммерциализация означала бы ликвидацию теоретических исследований или их трансформацию в прикладном направлении.

Например, не сложно понять мотивы ученого (физика, химика, биолога, филолога и др.), работающего по тому или иному теоретическому направлению исследований естественных законов, который не имеет достаточного правительственного финансирования, стремится к коммерциализации своей работы и предположительно получает заказ на выполнение прикладной задачи.

Ясно, что мотивы в данном случае сводятся к прекращению фундаментальных исследований и к освоению прикладного направления. Возможно, изменение профессионального профиля способного человека при коммерциализации предмета его работы будет решением личных экономических проблем. Но, кто же будет изучать естественные законы, что не менее важно с точки зрения интересов общества и государства.

Бюджетное финансирование учреждений теоретической науки и образования само по себе является исключительно важной задачей для правительства и общества, но не имеет отношения к инновационной деятельности, т.е. к коммерциализации науки.

Таким образом, можно определить следующие общие ограничения по вхождению в инновационную деятельность.

Осуществление самостоятельной инновационной деятельности, т.е. коммерциализация науки и образования, имеет проблемный характер в научных и учебных организациях теоретического профиля, а также в учреждениях по предмету финансовой экономики - не реальной и не инновационной.

Причем для поддержания фундаментальной теоретической науки, по-видимому, нет иной альтернативы, кроме бюджетного финансирования, если только по вопросам коммерциализации не учитывать возможность совместного участия организаций прикладной и теоретической науки. Имеется в виду, что коммерческий заказ на обучение теоретиков и соответствующие исследования может формироваться организациями прикладной науки и образования как часть более общей экономической задачи.

Инновационный потенциал технического университета, способность удовлетворять экономический спрос, содействовать продвижению финансовых активов в сектор реальной экономики, производству нематериального актива и повышению стоимости предприятий можно охарактеризовать следующими двумя критериями:

· общей прикладной направленностью науки и образования,

· многопрофильностью, учитывая, что нематериальный актив и развитие промышленных предприятий производятся обычно «на стыке» прикладных направлений.

Причем коммерциализация прикладной науки и профессионального образования, как внешнее проявление, подразумевает структурную внутреннюю перестройку в рамках университетского комплекса, формирование системы непрерывной многоуровневой подготовки и повышение экономической самостоятельности подразделений.

Многопрофильная по отраслевым направлениям и региональная структура технического университета является предпосылкой коммерциализации с организационной стороны.

Если по вопросам формирования организационной структуры ориентироваться на крупные зарубежные технические университеты, прикладные исследования и профессиональная подготовка в которых в основной части коммерциализированы, то характерной особенностью их устройства можно назвать экономическую самостоятельность входящих подразделений (институтов в составе университетов).

Экономическая самостоятельность подразделений зарубежного технического университета означает формирование собственного финансового результата в каждом из подразделений, объединенных по признакам профессионального и научного профиля, но в экономическом отношении выступающих как независимые лица. Действует координационный центр самостоятельных подразделений, являющийся университетом[12].

Очевидная привлекательность коммерческих предприятий для университетских спонсоров объясняется расчетом на получение университетом существенных дополнительных доходов. Попадая в руки университетской администрации, эти средства не служат обогащению частных инвесторов, а расходуются на такие благородные цели, как стипендии, покупка книг для библиотек, приобретение нового лабораторного оборудования или решение какой-либо заслуживающей внимания образовательной задачи. Особая ценность коммерческой прибыли заключается также в том, что в отличие от многих пожертвований, грантов и бюджетных ассигнований, получаемых университетами, она может быть использована для реализации любых программ, составленных их руководством.

Несомненно, коммерция не только принесла университетам деньги, но и создала новые стимулы, побуждающие их учитывать в своей деятельности интересы общества[13].

При всем положительном эффекте не стоит забывать и об отрицательных сторонах коммерциализации, которыми являются:

- Катастрофическое падение престижа науки и системы образования. В настоящее время на базе мелких частных предприятий и общественных организаций открылись тысячи различных псевдоакадемий. По стране гуляет значительное число безработных «академиков» с дипломами международного образца, выданными различными паранаучными сектами и общественными организациями. Всё это дискредитировало само понятие и феномен «академии».

- Имеются перекосы в области среднего образования. Здесь преобладает количество знаний над их качеством. Чего только сейчас не преподаётся, какими только ненужными знаниями не пичкаются наши школьники! К сожалению, есть уже исследования, показывающие, что всё это, наоборот, ведёт к деградационным процессам.

Как кажется, минусы коммерциализации в целом намного существеннее, чем ее плюсы. Однако соотношение отрицательного и положительного влияние зависит от субъективного мнения конкретного человека, готовящего оценку управленческому решению. История коммерциализации свидетельствует, что люди постоянно преувеличивали выгоды и пренебрегали опасностями — или, во всяком случае, их недооценивали. Подобной тенденции не приходится удивляться, учитывая сам характер преимуществ и недостатков коммерческой деятельности. Главное, чем она привлекательна для университета, — это возможность получить деньги, ибо в них администрация обычно видит прямое, осязаемое и крайне эффективное средство удовлетворения насущных потребностей. Напротив, те угрозы, которыми чревата коммерциализация, — моральное разложение профессоров, ухудшение нравственного воспитания студентов или падение общественного доверия к университету, — выглядят абстрактными и отдаленными. Негативных последствий может вообще не быть или же они обнаружатся не скоро — так стоит ли принимать их в расчет?

В сопоставлении с непосредственной выгодой, которую приносит коммерческая деятельность, многие ее минусы кажутся не столь уж важными, поскольку они причиняют вред не отдельно взятому университету, а тем ценностям, которые он разделяет со всеми высшими учебными заведениями, — такими как доверие общества к объективности научной экспертизы или свободный обмен мнениями между учеными. Обычно эти недостатки не связаны с какой-то конкретной деловой инициативой, но проявляются только как совокупный результат разнообразной коммерческой деятельности.

В тоже время, коммерциализация ведет к расширению рынка образовательных услуг, учитывающего запросы современного общества не только со стороны абитуриента, но и со стороны потенциального работодателя.

Взвешивая «за» и «против» при внедрении коммерциализации в своей организации, любое образовательное учреждение должно быть осмотрительно и дальновидно, если хочет сохранить традиционные ценности системы образования.

Наши рекомендации