МСУ как основа конст.строя России, и его место в системе народовластия.

Понятие МП и МСУ. Соотношение понятий.

МП как отрасль права представляет собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с организацией МСУ, решение вопросов местного значения непосредственно и (или) через органы МСУ, выполнением отдельных гос.полномочий, взаимодействием с гос и властными структурами, защита прав МСУ. Законодательство большинства гос-в, в т.ч.и Конст РФ, устанавливает, что управление публичными делами осуществляется гражданами не только через гос.органы, но и органы МСУ. МСУ в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных законами РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы МСУ вопросов местного значения. В РФ МСУ составляет одну из основ конст.строя. Конституционное признание МСУ соответствует требованию Европейской Хартии МСУ, согласно которому принцип МСУ должен быть признан во внутреннем законодательстве и по возможности в конституции гос-ва. МСУ осущ-ся на всей территории РФ в границах муниципальных образований.

Основное назначение МСУ, определяемое в ст. 130 Конст РФ, состоит в обеспечении самостоятельного решения населением вопросов местного значения. Решение вопросов местного значения осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций. Это проявляется в установлении и изменении границ муниципальных образований, определении территорий муниципальных образований и наименования органов МСУ, установлении символики муниципальных образований, разработке программ развития муниципальных образований, решении вопросов, связанных с развитием эк-ки, с/х. МСУ осущ-ся гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы МСУ(ч. 2 ст. 130 Конст РФ). МСУ самостоятельно в пределах своих полномочий, то есть вопросы местного значения решаются по его усмотрению, исходя из интересов населения соответствующей территории.

МСУ как основа конст.строя России, и его место в системе народовластия.

МСУ в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных законами РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы МСУ вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.Основы МСУ:1.Правовые; 2.Финансово-экономические; 3.Территориальные; 4.Организационные. Правовая основа МСУ – это совокупность НПА и отдельных правовых норм, регулирующих вопросы местного значения. В 1998 году РФ ратифицировала Европейскую хартию МСУ и она положила начало МСУ в РФ. Правовую основу составляет Конституция РФ (глава 8), Конституции (уставы) субъектов, ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ»,Указы Президента, Постановление Правительства, Решение Конст.суда РФ «по вопросам МСУ», Законы субъектов. Значение норм о МСУ в Конституции:1.Конст признает и гарантирует МСУ как особый уровень власти в гос-ве, специфическую форму осуществления народовластия, при этом отнеся МСУ к основам конст.строя РФ.2.Конст определяет пределы правового регулирования, организации МСУ для фед.органов гос.власти. 3.Конст закрепляет в соотв с Европейской хартией важнейшие начала организации МСУ, которые являются правовой основой развития всего МСУ. 4.Конст устанавливает важнейшие гарантии прав МСУ.

Территориальные основы МСУ – представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию МСУ. К таким вопросам относятся, например, формирование, состав и граница территории МО, порядок их установления, изменения и т.д.

Вопросы организации власти неразрывно связаны с территориальным устройством гос-ва, поскольку деятельность органов гос.власти осущ-ся и распространяется на определенной территории. МСУ является специфическим уровнем власти и особой формой его осуществления, организованной на самостоятельных принципах, которые отличаются от принципов гос.системы управления. В решении вопросов территориальной организации МСУ должны учитываться следующие принципы: 1.Осуществление МСУ на всей территории РФ; 2.Население не зависимо от его численности не может быть лишено права на осуществление МСУ; 3.Обеспечение эк-ких и организационных условий; 4.Целостность территории МО и возможность их объединения при наличии общих границ; 5.Учет мнения населения, проживающего на данной территории. Организационные основы – это совокупность правовых норм, закрепляющих структуру органов МСУ, порядок, формы и принципы их деятельности, а также регулирующих организацию муниципальных служб.

Наши рекомендации