Фонд социального страхования рф

Фонд социального страхования (ФСС) РФ ¾ это государственный централизованный внебюджетный фонд, предназначенный для госу­дарственного управления финансами социального страхования в РФ.

Социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, в случаях:

• признания их безработными;

• трудового увечья или профессионального заболевания;

• инвалидности;

• болезни;

• травмы;

• беременности и родов;

• потери кормильца;

• необходимости получения медицинской помощи, санаторно-ку­рортного лечения;

• наступления иных социальных страховых рисков, подлежащих социальному страхованию.

Денежные средства и иное имущество, находящиеся в опе­ративном управлении Фонда социального страхования, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду сана­торно-курортными учреждениями, являются федеральной собст­венностью.

Средства Фонда образуются за счет:

– страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

– страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

– страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

– доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

– добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

– ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

– прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

8. Бюджетный процесс: понятие, сущность, основные стадии. Участники бюджетного процесса в РФ

Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Участниками бюджетного процесса являются органы и лица, обладающие бюджетными полномочиями:

– Президент Российской Федерации;

– органы законодательной (представительной) власти;

– органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

– органы денежно-кредитного регулирования;

– органы государственного и муниципального финансового контроля;

– государственные внебюджетные фонды;

– главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

– бюджетные учреждения;

– государственные и муниципальные унитарные предприятия;

– кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов и государственных внебюджетных фондов;

– другие органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Состав участников бюджетного процесса определен БК и изменяется в зависимости от уровня бюджетной системы.

Реализация бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы последовательно проходит четыре стадии:

1. Составление проекта бюджета.

2. Рассмотрение проекта бюджета и утверждение бюджета.

3. Исполнение бюджета.

4. Составление, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.

Первым этапом бюджетного процесса является составление проекта бюджета.

Бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год определяется в Бюджетном послании Президента РФ.

Составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Проекты бюджетов непосредственно разрабатывают Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

В проекте закона (решения) о бюджете содержатся основные характеристики бюджета, к которым относятся: общий объем доходов, общий объем расходов и дефицит бюджета.

В проекте закона о бюджете должны содержаться также:

– прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;

– нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы;

– нормативы централизации доходов бюджетов других уровней бюджетной системы для целевого финансирования централизованных мероприятий.

В проекте закона (решения) о бюджете должны быть установлены следующие расходные показатели:

– расходы бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации;

– общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;

– расходы и доходы целевых бюджетных фондов;

– объемы финансовой помощи бюджетам других уровней, предоставляемой в форме дотаций и субвенций, в разрезе бюджетов, получающих финансовую помощь;

– распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов соответствующего бюджета;

– другие показатели, определенные Бюджетным кодексом, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления о бюджетном устройстве и бюджетном процессе.

2 этап. Рассмотрение и утверждение федерального бюджета.

Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 1 октября текущего года.

В первом чтении палата обязана рассмотреть его в течение 20 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством. При рассмотрении законопроекта в первом чтении обсуждаются его концепция, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, основные направления бюджетной и налоговой политики и основные характеристики федерального бюджета.

Государственная Дума рассматривает законопроект во втором чтении в течение 25 дней со дня его принятия в первом чтении. Предметом рассмотрения законопроекта во втором чтении являются: приложение к нему, устанавливается перечень главных администраторов доходов федерального бюджета; приложение, устанавливающее перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета; бюджетные ассигнования за исключением утвержденных в первом чтении условно утверждаемых (утвержденных) расходов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета в пределах общего объема расходов, утвержденных в первом чтении; приложение, устанавливающее распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов; программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов; программа государственных внутренних заимствований; программа государственных внешних заимствований; программа государственных гарантий в валюте Российской Федерации; программа государственных гарантий в иностранной валюте; приложение к долгосрочным целевым программам с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение указанных программ; текстовые статьи законопроекта.

Государственная Дума рассматривает законопроект в третьем чтении в течение 10 дней со дня его принятия во втором чтении. При рассмотрении в третьем чтении в соответствии с распределением бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета, предусмотренным отдельными приложениями, принятыми во втором чтении, утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.

Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, который рассматривает закон в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. При его рассмотрении закон голосуется на предмет его одобрения в целом.

Одобренный Советом Федерации закон в течение 5 дней со дня одобрения направляется Президенту для подписания и обнародования. В случае же его отклонения Советом Федерации закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию.

При отклонении Президентом РФ закона он передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. Федеральный закон о федеральном бюджете не вступает в силу до начала очередного финансового года в случае непринятия Государственной Думой проекта закона до 31 декабря текущего года. В этом случае Государственная Дума принимает федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в I квартале очередного финансового года.

3 этап. Исполнение бюджета.

Исполнение бюджета – важнейший этап бюджетного процесса, направленный на действия по мобилизации и использованию бюджетных средств. В этом процессе участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица.

Отчет об исполнении бюджетов осуществляется уполномоченным исполнительным органом и может быть оперативным, ежеквартальным, полугодовым и годовым. Отчет направляется в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом.

Ежегодно не позднее 15 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона.

По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета законодательный (представительный) орган принимает решение об утверждении либо отклонении закона (решения) об исполнении бюджета.

9. Межбюджетные отношения в РФ

Межбюджетные отношения представляют собой отношение между органами власти преимущественно разных уровней:

1) по разграничению на постоянной основе: расходных полномочий; налогов; других платежей, поступающих в бюджетную систему страны;

2) по межбюджетному распределению совместных налогов по временным нормативам между бюджетами бюджетной системы; перераспределению средств из бюджетов одного уровня бюд­жетной системы в другой.

Межбюджетное регулирование осуществляется органами власти вышестоящего уровня путем:

¾ вертикального выравнивания между разными звеньями бюджетной системы;

¾ горизонтального выравнивания в пределах одного и того же звена.

Принципами, на которых основываются межбюджетные отно­шения, являются:

¾ сочетание интересов всех участников межбюджетных отношений;

¾ распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

¾ разграничение (закрепление) на постоянной основе и распре­деление по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

¾ сокращение дотационности и количества дотационных бюджетов за счет оптимизации встречных финансовых потоков и наращи­вания налогового потенциала на соответствующих территориях;

¾ равенство: бюджетных прав субъектов РФ, бюджетных прав муници­пальных образований и всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюд­жетом, а местных бюджетов ¾ с бюджетом соответствующего субъекта РФ;

¾ выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

¾ применение в межбюджетных отношениях единых для всех су­бъектов федерации методологии и критериев, учитывающих их особенности;

¾ наличие ответственности органов власти разных уровней за со­блюдение обязательств, предусмотренных межбюджетными от­ношениями.

Принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом предполагает установление.

¾ единых для всех субъектов РФ нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ;

¾ единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.

Межбюджетные отношения в РФ включают:

¾ разграничение расходных полномочий и видов доходов (полностью или частично) на постоянной основе между бюджетами бюд­жетной системы;

¾ межбюджетное регулирование, предусматривающее: распределение между бюджетами регулирующих налогов по временным нормативам (на очередной год или не менее чем на 3 года); перераспределение средств из бюджетов одного уровня бюд­жетной системы в другой в разных формах.

Расходы распределяются между бюджетами исходя из следующих принципов:

¾ соответствие состава расходов компетенции органов власти РФ, субъектов РФ или органов местного самоуправления;

¾ учет подчиненности предприятий, организаций и учреждений при формировании расходов бюджетов;

¾ учет значения определенных мероприятий, масштабов и по­следствий их влияния на развитие общества для определения необходимости включения их в вышестоящий бюджет.

Разграничение расходных полномочий в РФ между органами вла­сти различных уровней осуществляется на основании Конститу­ции РФ, закрепляющей:

¾ перечень предметов ведения федерального центра;

¾ перечень предметов совместного ведения федерального центра с субъектами РФ ;

¾ сферу ведения субъектов РФ, к которой относится все то, что не отнесено к ведению федерального центра и предметам совместного ведения федерального центра и субъектов РФ.

Перераспределение средств осуществляется путем оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в форме предоставления:

• дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъек­тов РФ;

• субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов;

• бюджетных кредитов;

• бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ.

К бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся:

¾ составление и рассмотрение проектов, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государст­венных внебюджетных фондов, состав­ление отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ;

установление:

¾ общих принципов организации и функционирования бюд­жетной системы;

¾ основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;

¾ основ формирования доходов и осуществления расходов бюд­жетов бюджетной системы;

установление порядка составления:

¾ проектов, утверждения и составления федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, осуществления контроля за их исполнением и т.д.;

¾ сводов утвержденных бюджетов субъектов и местных бюджетов, отчетов об исполнении консо­лидированных бюджетов субъектов и иной бюджетной отчетности;

¾ проектов бюджетов бюджетной системы, утверждения и исполнения бюджетов, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осу­ществления контроля за их исполнением;

определение порядка установления и исполнения расходных обяза­тельств;

¾ определение порядка и установление нормативов отчислений до­ходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специаль­ными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

определение общих принципов:

¾ предоставления и форм межбюджетных трансфертов;

¾ основ кассового обслуживания исполнения бюджетов;

¾ осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов;

¾ установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

¾ определение общего порядка и принципов осуществления заим­ствований и предоставления гарантий РФ, субъектов РФ и муниципальных образо­ваний, погашения и обслуживания государственного (муници­пального) долга;

¾ осуществление государственных заимствований РФ, предоставление государственных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управ­ление государственным долгом и уп­равление государственными активами;

установление.

¾ основ бюджетной классификации РФ и общего порядка ее применения;

¾ бюджетной классификации РФ в части, относящейся к федеральному бюджету и государственным внебюджетным фондам;

¾ единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов и бюджетных учреждений, включая отчеты о кас­совом исполнении бюджетов;

¾ унифицированных форм бюджетной документации и отчет­ности для бюджетов и бюджетных учреждений;

¾ временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ;

¾ оснований, видов ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства;

¾ порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов;

¾ иные бюджетные полномочия.

К бюджетным полномочиям субъектов РФ относятся:

установление порядка:

• составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

• утверждения и исполнения указанных бюджетов;

• осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении;

¾ составление, рассмотрение проектов и утверждение бюджетов субъекта РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов;

¾ осуществление контроля за исполнением указанных бюджетов;

¾ установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов РФ утвержденных:

• местных бюджетов;

• отчетов об их исполнении;

• иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;

¾ установление и исполнение расходных обязательств субъекта РФ;

¾ установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от феде­ральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмот­ренных специальными налоговыми режимами, и (или) регио­нальных налогов;

¾ порядка и условий предоставления межбюджетных трансфер­тов из бюджета субъекта РФ;

¾ установление общего порядка и условий предоставления меж­бюджетных трансфертов из местных бюджетов;

¾ осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий субъекта;

¾ предоставление бюджетных кредитов, управление государствен­ным долгом и государственными активами субъекта;

¾ иные бюджетные полномочия.

К бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся:

¾ установление порядка составления и рассмотрения проекта ме­стного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

¾ установление и исполнение расходных обязательств муници­пального образования;

¾ определение порядка предоставления межбюджетных трансфер­тов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных тран­сфертов из местных бюджетов;

¾ осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципаль­ными активами;

¾ иные бюджетные полномочия.

Наши рекомендации