Бюджетный процесс и полномочия его участников
С юридической точки зрения бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета конкретного уровня.
С экономической точки зрения бюджетный процесс есть процесс, во-первых, определения бюджетных доходов и расходов и достижения их сбалансированности, а во-вторых, мобилизации доходов и осуществления расходов.
В ходе бюджетного процесса обеспечивается определение возможных доходов бюджета, взимаемых в виде налоговых и неналоговых платежей. На этой стадии важно определить, как влияют те или иные налоги на деятельность хозяйствующих субъектов, насколько эффективны эти налоги для обеспечения поступлений денежных средств в бюджет.
Оценка объема необходимых бюджетных доходов неразрывна от оценки необходимых расходов бюджета. Признание каких-либо расходов неизбежно влечет за собой поиск дополнительных источников доходов. Иными словами, подготовке бюджета должна предшествовать разработка основных направлений финансовой политики.
Законодательство определяет круг участников бюджетного процесса и их полномочия.
В соответствии со статьей 164 Бюджетного кодекса РФ участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются:
-Президент РФ;
-Государственная дума Федерального собрания РФ;
-Совет Федерации Федерального собрания РФ;
-Правительство РФ;
-Министерство финансов;
-Министерство по налогам и сборам;
-Центральный банк;
-Счетная палата;
-Государственные внебюджетные фонды;
-Главные распорядители и распорядители бюджетных средств.
-Непосредственную разработку проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов.
Оно обладает следующими бюджетными полномочиями:
-составляет проект федерального бюджета и представляет его в правительство РФ;
-принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
-по поручению правительства РФ представляет сторону государства в договорах о предоставлении кредитов за счет средств федерального бюджета;
-составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;
-разрабатывает прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;
-разрабатывает по поручению правительства РФ Программу государственных внутренних и внешних заимствований;
-осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями;
-проводит проверки финансов получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, кредитов и гарантий;
-ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
-осуществляет управление государственным долгом РФ;
-составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ;
-ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из средств федерального бюджета.
Действующее законодательство предоставляет особые полномочия министру финансов по обеспечению процесса исполнения бюджета. Он, в частности, утверждает сводную бюджетную роспись, а также лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств; предоставляет бюджетные ссуды; имеет право сокращать расходы федерального бюджета в размере, не более 5% утвержденных поступлений в федеральный бюджет; имеет право перераспределять ассигнования между главными распорядителями средств федерального бюджета и статьями функциональной и экономической классификаций расходов в пределах 10% утвержденных расходов.
Продолжительность бюджетного процесса, который включает четыре стадии, длится около трех лет:
1)составление проекта бюджета, исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления
Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
2) рассмотрение и утверждение занимают около года, Государственная дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в чтениях.
3) исполнение, или бюджетный период, - с 1 января по 31 декабря (календарный год), В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами.
4) составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение - восемь месяцев.
Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов разного уровня РФ, а также контроль за исполнением и ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ регулируется Законом РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РФ» и Бюджетным кодексом РФ. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
2. Выберите правильные ответы на поставленные вопросы: