Понятие и классификация банковских операций.

Банковские операции.

Прежде чем приступить к непосредственной характеристике операций коммерческих банков, мы должны определиться с трактовкой таких широко-используемых понятий, как «банковская операция», «банковская услуга», «банковский продукт». Эти понятия достаточно часто используются как си­нонимы.

Наиболее часто в экономической литературе в качестве синонимов ис­пользуются такие понятия, как «банковский продукт» и «банковская услу­га». Однако, на наш взгляд, такое использование данных понятий не совсем корректно.

В принципе, вся деятельность банка заключается в оказании услуг своим клиентам. Дизайн помещения, в котором находится подразделение банка, не­посредственно работающее с клиентами, консультация, полученная клиен­том, помощь в оформлении договора банковского вклада или кредитного до­говора, работа банкоматов и т. д. — все это банковские услуги. Но предостав­ление услуги еще не означает, что удовлетворена потребность в решении конкретной финансовой проблемы банковского клиента. Например, со­трудник банка может разъяснить клиенту условия предоставления кредита, оказав тем самым ему услугу, но отношения клиента и банка могут на этом и закончиться.

Таким образом, банковская услуга — это результат отдель­ных технических, технологических, интеллектуальных, профессиональных и других действий, направленных на удовлетворение потребностей клиен­тов банка.

Банковским услугам (как и другим видам услуг) присущи специфиче­ские характеристики, в частности: 1) абстрактность; 2) неотделимость услуги от источника; 3) непостоянство (неодинаковость) качества услуг; 4) протя­женность процесса предоставления услуги во времени и другие.

Абстрактность банковской услуги заключается, во-первых, в том, что они неосязаемы — их нельзя ощутить материально, увидеть и оценить до тех пор, пока клиент их не получит, во-вторых, банковские услуги сложны для восприятия — понимание сути банковских услуг требует от клиентов определен­ного образовательного уровня.

Неотделимость услуги от источника состоит в том, что услуга, в отличие от товара, не существует отдельно от того, кто ее оказывает. Традиционно банковские услуги оказываются банковскими служащими, квалификация которых различна. И хотя с ростом уровня технического оснащения банков все больше банковских услуг оказывается в автономном режиме, без непо­средственного участия персонала, контакт клиента и сотрудника банка и сей­час остается необходимым условием для получения многих банковских ус­луг, прежде всего сложных, индивидуализированных, требующих высокой квалификации.

Непостоянство качества банковских услуг означает, что их абсолютная идентичность, такая как, например, при серийном производстве материаль­ных благ в промышленности, невозможна. Прежде всего, это относится к не­автоматизированным услугам, которые предполагают интенсивное обще­ние клиентов с банковскими сотрудниками, имеющими разный уровень технических и коммуникационных навыков, по-разному относящимися к работе. Более того, один и тот же сотрудник может демонстрировать не­одинаковый уровень обслуживания в зависимости от ситуации, настрое­ния, самочувствия и т. д. С внедрением средств автоматизации значение влияние этой особенности снижается: банковский автомат оказывает услу­ги всем клиентам одинаково, независимо от времени дня, длины очереди, поведения или внешнего вида клиента. Непостоянство качества автомати­зированных услуг может возникать в основном в связи с различиями исполь­зуемых банками технологий.

Несохраняемость банковских услуг заключается в том, что они не могут храниться, их нельзя «заготовить впрок». Кроме того, постоянно изменяется их цена.

Отдельные услуги банка всегда складываются в комплекс услуг, предос­тавленных в определенной последовательности. Только комплекс банков­ских услуг способен удовлетворить конкретную финансовую потребность клиента, а значит, его и следует называть банковским продуктом.

Таким об­разом, банковский продукт — это взаимосвязанный комплекс специфических банковских услуг, предоставленных клиенту в определенной последователь­ности и удовлетворяющих его конкретную финансовую потребность.

Напри­мер, полученная клиентом информация о предоставляемом банком кредите, оформленный кредитный договор, открытый ссудный счет и т. д. — это бан­ковские услуги, а их совокупность, имеющая своим следствием для клиента возможность воспользоваться заемными средствами, — это банковский про­дукт.

Достаточно часто в отечественной литературе, посвященной банковско­му делу, отождествляются и понятия «банковская услуга» и «банковская опе­рация». Такое отождествление, на наш взгляд, также не совсем корректно. Понятие «услуга» даже семантически отличается от понятия «операция». Если первое используется для обозначения действия, движения, предполага­ет динамику какого-то процесса, то с помощью второго в экономике в целом и в банковском деле в частности обозначают то, что возникло в результате оп­ределенных действий.

Следовательно, банковская операция — это совокуп­ность взаимосвязанных действий по предоставлению клиенту данного банковского продукта или по формированию собственных средств коммерческого банка.

Например: совокупность действий сотрудников банка, консульти­рующих клиента по поводу условий предоставляемого банком кредита оформление кредитного договора, открытие ссудного счета — это банковская операция, а отдельный результат каждого из этих действий — это банковская услуга.

Банковские операции классифицируют по различным критериям. Один из российских финансово-кредитных словарей предлагает классифициро­вать банковские операции по:

1) функциональному назначению (кредитные расчетные, депозитные, валютные кассовые, операции с ценными бумага­ми, недвижимостью и др.);

2) степени значимости в структуре банковской деятельности — основные (кредитные, расчетные, депозитные, кассовые) и сопутствующие (все другие операции, обеспечивающие дальнейшее раз­витие банка);

3) времени возникновения — классические (традиционные) и новые. Классическим операциям относятся те из них, которые историче­ски сложились в процессе длительной эволюции банковского дела. Новые операции — это операции, которые в силу ряда причин (конкуренции, научно-технической революции и др.) появились за последние годы в арсена­ле кредитных учреждений;

4) субъектам отношений — операции с юридиче­скими и физическими лицами, межбанковские, операции;

5) направлению деятельности — инвестиционные, спекулятивные, розничные, оптовые, экспортно-импортные;

6) трудоемкости и стоимости операций;

7)характеру банковской деятельности — посреднические, управленческие.

Обслуживая денежный оборот, трансформируя риски, банки аккумулируют ресурсы (де­позитные операции), перераспределяют их с учетом срока и объема в виде кредитов (ссудные операции) тем субъектам, которые испытывают в денеж­ных, средствах дополнительную потребность. К управленческим (в том числе трастовым, доверительным) операциям банка относится управление инве­стиционным портфелем клиента, наличностью, имуществом и ценностями юридических и физических лиц.

Одной из наиболее значимых делений банковских операций по экономическому содержанию это на деление на активные, пассивные и комиссионно-посреднические.

Пассивные операции банков – это совокупность операций, обеспечивающих формирование ресурсов банка.

1. Прием вкладов и депозитов юридических и физический лиц.

2. Выпуск и продажа собственных ценных бумаг (акции, облигации) и финансовых инструментов (векселя, депозитные сертификаты).

3. Получение межбанковских кредитов, в том числе кредитов от Банка России.

При проведении пассивных операций банк выступает в роли должника.

Активные операции банка – это операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для получения прибыли.

  1. расчетные операции – операции по зачислению и списанию средств со счетов клиентов.
  2. кассовые операции – операции по приему и выдаче наличных денежных средств, осуществляющиеся с физическими и юридическими лицами.
  3. ссудные операции – операции по предоставлению кредитов физическим и юридическим лицам.
  4. инвестиционные операции.
  5. лизинговые
  6. дилерская деятельность на РЦБ - совершение сделок купли-продажи

ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и или продажи определенных ценных бумаг с обязательством их покупки и или продажи по объявленным им ценам.

  1. операции с иностранной валютой

При совершении этих операций банк выступает в роли кредитора.

Комиссионно-посреднические операции – это операции, которые банк выполняет по поручению своих клиентов, не отвлекая при этом на их осуществление ни собственных, ни привлеченных средств, за вознаграждение в виде комиссионных.

К ним относятся: расчетно-кассовые операции, брокерские операции с ценными бумагами, гарантийные операции, трастовые операции, информационно-консалтинговые, депозитарные.

Депозитарная деятельность — финансовые услуги, связанные с хранением сертификатов ценных бумаг и/или учёту и переходу прав на ценные бумаги. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, называется депозитарием. Лицо, пользующееся услугами депозитария по хранению ценных бумаг и/или учёту прав на ценные бумаги, именуется депонентом. Договор, регулирующий их отношения, именуется депозитарным (или договором о счете депо).

Согласно закону «О банках и банковской деятельности» необходимо отличать банковские операции и сделки.

К банковским операциям относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков - корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля - продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Кредитная организация помимо перечисленных в части первой настоящей статьи банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:

1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных и информационных услуг.

Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, законодатель разграничивает понятие банковской операции и сделки.

Суть различий между банковской операцией и сделкой с участием в ней кредитной организации сводится к следующему:

- операции осуществляет только одна сторона - кредитная организация. В отличие от этого сделку совершают две стороны - кредитная организация и её клиент;

- только кредитная организация должна иметь лицензию на проведение банковской операции.

- банковские операции составляют предмет правового регулирования для публичного права, а сделки преимущественно для частного;

- сделки между кредитной организацией и её клиентами регулируются нормами гражданского законодательства, а банковская операция - нормами банковского законодательства и нормативными актами Банка России.

- Банк России не вправе регулировать своими нормативными актами сделки между кредитными организациями и их клиентами. А федеральные органы исполнительной власти не вправе регулировать банковские операции. Но зато они имеют право своими нормативными актами регулировать сделки;

-несоответствие сделки нормативным актам Банка России не является основанием для признания её недействительной. А несоответствие сделки нормативным актам федеральных органов исполнительной власти влечет их недействительность;

-банковская операция- это регламентируемая банковскими законами и нормативными актами банка России технология реализации банковской сделки. Кредитная организация не вправе отступить от этой технологии. Что же касается совершения сделки, то её стороны действуют по своей воле и своим интересам, что отражается в условиях договора;

Банк России имеет право требовать от кредитной организации, чтобы осуществление банковской операции происходило в соответствии с установленными им банковскими правилами, а кредитная организация обязана придерживаться этих правил.

Наши рекомендации