Денежно-кредитная политика
Главной целью денежно-кредитной политики в ближайшие три года являетсяснижение инфляции без ущерба для устойчивости экономического роста.Предполагается последовательное снижение темпов инфляции с 15 процентов в2002 году до 5,5-7,5 процента в 2006 году.Снижение инфляции должно быть обеспечено не только мерами денежно-кредитнойполитики, но и мерами государственного контроля за проводимыми структурнымипреобразованиями (в том числе тарифной политикой в сфере естественныхмонополий).Динамика обменного курса рубля будет определяться как внешними условиями, таки политикой Банка России, направленной на то, чтобы в благоприятные дляплатежного баланса периоды темпы роста реального курса рубля не превышалироста производительности труда, а в случае временного ослабления платежногобаланса не происходило значительной девальвации рубля.Кроме того, необходимо принятие следующих мер:создание условий для полной конвертируемости рубля;сочетание контроля за исполнением основных параметров денежной программы сболее активным управлением ликвидностью банковской системы на основе развитияинструментов денежно-кредитного регулирования;постепенный переход к более активному использованию процентной политики дляобеспечения макроэкономической стабильности;реализация денежно-кредитной политики в условиях режима плавающего валютногокурса, позволяющего обеспечить соответствие курса рубля фундаментальнымэкономическим факторам, поддерживать объем золотовалютных резервов страны нанеобходимом уровне;сглаживание неоправданно резких колебаний обменного курса на внутреннемвалютном рынке. Приоритетом налоговой политики в среднесрочной перспективе должна статьразработка законодательных норм, направленных на повышение инвестиционной иинновационной активности, опережающее снижение налоговой нагрузки наобрабатывающие отрасли и сферу услуг, стимулирование экспорта несырьевыхтоваров, оптимизацию фискальной нагрузки на сырьевой сектор. Необходимоповысить стимулирующую функцию налогов, снизить базовую ставку налога надобавленную стоимость и средние ставки единого социального налога, а такжесделать эффективным налоговое администрирование и одновременно снизитьадминистративную нагрузку на налогоплательщиков.Основные направления реформирования налоговой системы в среднесрочный периодбудут включать:совершенствование администрирования отдельных налогов (прежде всего налога надобавленную стоимость и единого социального налога), снижение бремениналогового администрирования (в том числе в части налогового учета);снижение с 2004 года базовой ставки налога на добавленную стоимость до 18процентов;введение налоговых платежей, взимаемых в рамках специальных налоговыхрежимов, включающих систему налогообложения для участников соглашений оразделе продукции;упрощение порядка подтверждения нулевой ставки по экспортным поставкам и приосуществлении международных перевозок грузов, а также последующего возмещенияналога на добавленную стоимость;реформирование отдельных видов налогов и отмену неэффективных налогов исборов, в частности:совершенствование системы поимущественных налогов (с введением с 2004-2005годов соответствующих глав Налогового кодекса Российской Федерации) за счетсокращения перечня налогооблагаемого имущества, пересмотр принципов оценкиимущества физических лиц для целей налогообложения, переход наналогообложение земельных участков исходя из их кадастровой стоимости,обеспечение возможности перехода в перспективе к налогу на недвижимость,заменяющему налог на имущество и земельный налог;отмену с 1 января 2004 г. налога с продаж;пересмотр перечня региональных и местных налогов и сборов, включая отменуцелевых сборов на содержание милиции, сбора с владельцев собак, сбора запарковку автотранспорта;совершенствование платежей, связанных с использованием природных ресурсов,имея в виду введение водного налога и сбора за право пользования объектамиживотного мира и водными биологическими ресурсами;установление особого режима налогообложения судовладельцев, эксплуатирующихсуда, включенные в международный реестр морских судов;снижение с 2005 года налоговой нагрузки на фонд оплаты труда за счет сниженияэффективной ставки единого социального налога (при условии поддержанияфинансовой устойчивости пенсионной системы). Основными целями бюджетной реформы на среднесрочный период являютсястимулирование структурной перестройки экономики, диверсификации ееструктуры, снижение фискальной нагрузки на экономику, повышениеблагосостояния населения.Для достижения этих целей необходимо принятие следующих мер:закрепление доходных и разграничение расходных полномочий за каждым уровнембюджетной системы Российской Федерации на долгосрочной основе;формирование бюджетов всех уровней в рамках среднесрочного планирования;выработка критериев эффективности бюджетных расходов и подготовка на этойоснове предложений по оптимизации их структуры;завершение процесса перевода региональных и муниципальных бюджетов наказначейское исполнение и реформирование системы исполнения муниципальныхбюджетов;создание действенного механизма для перевода средств региональных и местныхвнебюджетных фондов в бюджеты соответствующих уровней;отмена законодательных решений, финансовое обеспечение которых становитсяневозможным в рамках существующих доходных ограничений;ограничение роста непроцентных расходов;оптимизация сети бюджетных учреждений исходя из условия выполнения имигосударственных функций и задач;обеспечение контроля со стороны главных распорядителей средств федеральногобюджета за обязательствами находящихся в их ведении организаций и учреждений.Преобладание долга, номинированного в иностранной валюте, является серьезнымфактором риска, ставящим управление долгом в жесткую зависимость от валютнойполитики и состояния платежного баланса, а также от сохраняющихся рисковограничения доступа на внешние рынки заимствований по не зависящим отРоссийской Федерации причинам.В этой связи приоритет при осуществлении государственных заимствований долженбыть отдан в долгосрочном плане внутренним заимствованиям.Политика в области государственного долга в среднесрочной перспективе будетбазироваться на следующих принципах:снижение расходов на обслуживание государственного долга;завершение урегулирования долга бывшего СССР;увеличение удельного веса внутреннего долга в структуре государственного долга;ограничение принятия новых обязательств по привлечению кредитов иностранныхгосударств и займов международных финансовых организаций;прекращение заимствования по неэффективно используемым займам;концентрация привлекаемых средств на реализацию проектов в областиинфраструктуры, имеющих общегосударственное значение;размер государственного долга и его структура должны обеспечивать выполнениеРоссийской Федерацией обязательств по его погашению и обслуживанию, а такжегарантированную возможность рефинансирования долга независимо от состояниябюджета и прогнозируемого изменения внешнеэкономической конъюнктуры вконкретный период;активное управление государственным долгом с целью снижения рисков, связанныхс его структурой, и стоимости его обслуживания;увеличение сроков рыночных внутренних заимствований без существенного ростадоходности инструментов, в том числе с целью формирования уровня процентныхставок по субфедеральным и корпоративным займам, повышение ликвидности рынкагосударственных ценных бумаг за счет увеличения объемов новых выпусков;разработка и внедрение новых видов государственных облигаций с учетоминтересов различных групп инвесторов, в том числе в связи с проведениемпенсионной реформы.Для снижения зависимости экономики и федерального бюджета отвнешнеэкономической конъюнктуры предусматривается создание в федеральномбюджете стабилизационного фонда за счет накопления дополнительных доходовбюджета, связанных с благоприятной мировой ситуацией на рынке нефти. Созданиестабилизационного фонда позволит обеспечить выполнение государственныхобязательств независимо от мировой конъюнктуры на товары сырьевого экспорта.Механизм формирования и расходования стабилизационного фонда будет определенв законодательном порядке.
Налоговая политика
Бюджетная политика