Российские подходы и методики

Самошков, А. К.

С Бизнес-планирование : учебное пособие / А.К. Самошков. — Дубна : Гос. ун-т «Дубна», 2016. — 86 с.

ISBN

Учебное пособие посвящено вопросам, связанным с бизнес-планированием, в частности, основным аспектом реального инвестирования и его оценкой для уже действующей и вновь создаваемой организации. Также в пособии рассмотрены методики составления бизнес-плана, его разделы и особенности: учет фактора времени, неопределенности и риска, системы показателей оценки.

Пособие предназначено для студентов-бакалавров университета «Дубна», обучающихся по направлению «Менеджмент» профиль «Управление проектом». Кроме того, издание может быть использовано как базовая литература при изучении дисциплин «Бизнес-планирование», «Создание бизнес-приложений» для направлений «Прикладная информатика» (бакалавриат), «Экономика» (бакалавриат), «Математические методы анализа экономики» (магистратура) и «Экономика фирмы» (магистратура). Пособие также может применяться в обучении аспирантов и студентов заочной формы обучения экономических и неэкономических специальностей (бакалавриат) по программе курсов «Бизнес-планирование» и «Создание-бизнес приложений». Пособие будет полезно широкому кругу лиц, заинтересованным в осуществлении капиталообразующих инвестиционных проектов.

УДК

ББК

ISBN © Государственный университет
«Дубна», 2016

© Самошков А.К., 2016

Содержание

Введение. 6

Тема 1. Бизнес-планирование. 8

1.1. Терминология. 8

1.2. Цели бизнес-планирования. 9

1.3. Виды бизнес-планов. 10

Тема 2. Основные методики составления бизнес-планов. 11

2.1. Методика UNIDO.. 14

2.2. Российские подходы и методики. 18

Тема 3. Резюме. Титульный лист бизнес-плана. 20

Тема 4. Описание фирмы и выпускаемой ею продукции. 21

4.1. Описание фирмы.. 21

4.2. Описание отрасли. 21

4.3. Проектная команда. 22

4.4. Описание производимой продукции. 22

Тема 5. Маркетинг и сбыт продукции. 23

5.1. Общие положения. 23

5.2. Маркетинговая стратегия. 23

5.3. Конкуренты.. 24

5.4. Ценовая стратегия и политика. 25

5.5. SWOT-анализ. 25

Тема 6. Маркетинг и сбыт продукции. Определение объема спроса. 26

Тема 7. Маркетинг и сбыт продукции. Продвижение товара на рынок. 27

7.1. Реклама. 27

7.2. Маркетинговый план в натуральных и стоимостных единицах. 28

Тема 8. Производственный план. 30

8.1. Общие положения. 30

8.2. Технология производства. 31

8.3. Процесс производства. 31

Тема 9. Производственный план. Производственные площади и оборудование 32

9.1. Необходимые производственные площади и оборудование. 32

9.2. Сертификация. 35

9.3. Производственный план в натуральных единицах. 35

Тема 10. Организационный план. 37

10.1. Общие положения. 37

10.2. Структура подчиненности. 37

10.3. Штатное расписание. 37

10.4. Правовое обеспечение. 39

Тема 11. Финансовый план. 41

11.1. Общие положения. 41

11.2. Финансовые нормативы.. 42

11.3. Определение затрат на персонал. 42

11.4. Инфляция. 43

11.5. Ставка дисконтирования. 45

11.6. Расчет себестоимости. 45

11.6.1. Определение постоянных и переменных затрат на производство продукции 45

11.6.2. Калькуляция себестоимости. 47

Тема 12. Финансовый план. Отчеты.. 49

12.1. Общие положения. 49

12.2. Отчет об инвестициях. 49

12.3. План текущих затрат. 50

12.4. Оборотный капитал. 52

12.5. Отчет о собственных средствах. 53

12.6. Отчет о заемных средствах. 54

Тема 13. Отчет по рискам.. 56

13.1. Виды рисков. 56

13.2. Показатели риска и методы его оценки. 57

13.3. Методы снижения риска. 58

13.4. Анализ и планирование риска. 59

Тема 14. Финансовый план. Отчет о движении денежных средств. 60

Тема 15. Финансовый план. Баланс, Отчет о финансовых результатах. 62

15.1. Прогнозный баланс. 62

15.2. Отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках) 63

Тема 16. Оценка эффективности инвестиционного проекта. Основные показатели 64

16.1. Показатели эффекта. 64

16.2. Показатели доходности. 65

16.3. Показатели окупаемости. 67

16.4. Потребность в финансировании. 67

Тема 17. Оценка эффективности инвестиционного проекта. Финансовые показатели предприятий 70

Тема 18. Основные программные продукты.. 78

Тема 19. Основные ошибки при составлении бизнес-плана. 79

Библиографический список. 82

Введение

Актуальность бизнес-планирования обусловлена необходимостью наилучшего распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения поставленных целей при ведении бизнеса. Необходимо планировать действия, такие как создание или модернизация организации, игра на фондовом рынке, привлечение и погашение заемных средств и т.п. При этом оценивается целесообразность осуществления таких действий и определяется четкая цель, необходимые средства и сроки достижения результата. Для этого и используется процесс бизнес-планирования.

Процесс бизнес-планирования обычно завершается созданием бизнес-плана — документа, в котором описывается и обосновывается целесообразность выбранных действий и контроль за их выполнением. В российской практике в качестве исходной методологической базы для расчетов по бизнес-плану служат «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов», выпущенные в 2000 году. В них объясняется необходимость расчета коммерческой и общественной эффективности (для социально значимых проектов). В данном пособии разбираются вопросы, связанные с бизнес-планированием и расчетом коммерческой эффективности участия в проекте.

В пособии раскрываются отдельные темы, которые в комплексе составляют основу бизнес-планирования в организации. Темы 1—2 посвящены общим вопросам бизнес-планирования: терминологии, общей схеме, методам составления и оценки бизнес-планов. Тема 3 посвящена оформлению бизнеса-плана и составлению выводов по нему. Темы 4—7 описывают процесс создания маркетингового плана, в т. ч. описание организации, отрасли, проектной команды, продвижения товара на рынках и определение величины спроса на описываемую продукцию. Темы 8—10 раскрывают процесс обоснования производственного плана: технологию производства, необходимые здания, сооружения, оборудование, кадровый состав и юридические документы, необходимые для создания и ритмичной работы фирмы, план производства в натуральных и стоимостных показателях. Темы 11—17 посвящены способам построения финансового плана: определению финансовых нормативов, величины инфляции, ставки дисконта, риска, показателям и способам оценки эффективности инвестиционных проектов, а также составлению финансовых отчетов (о движении денежных средств, прогнозного баланса и прогнозного отчета о финансовых результатах). В теме 18 кратко описываются основные программные продукты для составления бизнес-планов. В теме 19 приводятся основные ошибки бизнес-планирования и методы оценки достоверности и точности бизнес-планов.

Таким образом, в пособии дается полное и комплексное описание процесса создания бизнес-планов организации, а также основы теории бизнес-планирования.

Тема 1. Бизнес-планирование

Терминология

Бизнес-планирование — это процесс увязки целей организации и имеющихся ресурсов для выполнения задач предприятия или развития бизнеса.

Бизнес-планирование является элементом общей теории планирования, и для получения конечного результата использует те же принципы, методы и алгоритмы. Этот процесс венчает составление бизнес-плана и осуществление запланированных действий и контроля за их выполнением.

Процесс бизнес-планирования для новой (вновь создаваемой) и действующей организаций имеют несколько схожих черт. И в том и в другом случае определяются и оцениваются цели действующей организации, т.е. стратегия и политика в инвестиционной, операционной и финансовой деятельности. Далее проводится анализ доступных ресурсов на рынках реального и финансового капитала, а также прочих рынков (труда, технологий и т.п.). Оптимизация деятельности при помощи бизнес-планирования проводится путем составления бизнес-планов с учетом неопределенности и риска.

Особенности планирования бизнеса в уже существующей организации определяются наличием денежных потоков от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности предприятия, особенностями выпуска продукции на предприятии и в отрасли, стадиями жизненного цикла и т.п.

В данном пособии будет рассматриваться бизнес-планирование для новой организации. При этом будут подробно освещены лишь вопросы реального инвестирования. С остальными вопросами можно ознакомиться, например, в [20].

Бизнес-план — это документ, содержащий описание и обоснование действий, связанных с бизнес-планированием. Это краткое, точное и доступное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее желаемый результат и определить средства для его достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить, как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления.

Бизнес-планирование тесно связано с понятием инвестирования. Инвестирование— акт вложения денежных средств с целью получения определенного результата.

Виды инвестиций:

− реальные инвестиции (капиталообразующие) могут быть в форме материальных активов, капитального ремонт основных фондов, изменения оборотных активов;

− финансовые инвестиции (операции с ценными бумагами);

− прочие инвестиции (вложения в интеллектуальную собственность, НИОКР) и т.д.

Далее необходимо определить цели и задачи бизнес-планирования.

Цели бизнес-планирования

Стратегические цели:

− сформулировать четко цели организации и оценить их реализуемость и эффективность;

− определить общую последовательность действий и политику организации;

− выявить имеющиеся ресурсы, пути их получения и использования.

Тактические цели:

− определить направления использования ресурсов в рамках выбранных стратегий;

− описать пути получения дополнительных ресурсов, их объем и стоимость;

− осуществить подбор кадров;

− сформировать структуру предприятия и наметить пути ее совершенствования;

− спрогнозировать дальнейшую деятельность организации;

− составить план деятельности организации;

− реализовать контроль за исполнением планов.

Операциональные цели:

− количественная (желательно, стоимостная) оценка выбранных действий;

− реализация выбранных стратегий в конкретных условиях места и времени;

− контроль за исполнением прогнозов и планов.

Основные задачи бизнес-планирования включают в себя:

− раскрытие конкретных направлений деятельности фирмы;

− определение целевых рынков и места фирмы на этих рынках;

− формулирование долговременных и краткосрочных целей фирмы, стратегии и тактики их достижения;

− назначение лиц, ответственных за реализацию стратегии;

− определение состава и показателей товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям;

− оценку производственных и торговых издержек;

− выявление соответствия имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

− определение состава маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и пр.;

− оценку финансового положения фирмы и соответствия имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

− прогнозирование трудностей, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Виды бизнес-планов

В уже существующей организации (имеющегося или готового бизнеса) составляется либо полный бизнес-план предлагаемых стратегий и мероприятий, либо тематический документ, содержащий лишь наиболее важные моменты (темы). Например, прогнозный баланс и отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о состоянии кредиторской и дебиторской задолженности и т.п. В этом случае некоторые разделы бизнес-плана, такие как маркетинговый план и производственный план, считаются заранее известными, а ранее определенные (заданные) тенденции функционирования предприятия считаются постоянными. К примеру, можно допустить, что продукция организации будет полностью закупаться уже имеющимися потребителями, поэтому дополнительного маркетингового исследования не проводится.

Оценка действий по бизнес-плану осуществляется либо приростным методом, либо сравнительным в ситуации «с проектом» и «без проекта». Подробнее можно ознакомиться в [6, с. 718—731].

В новой организации (при запуске нового бизнеса) составляется полный бизнес-план предлагаемых стратегий и мероприятий, их оценка осуществляется на основании оценки коммерческой эффективности инвестиционных проектов. Подробнее можно ознакомиться, например, в [4; 15]. Для составления бизнес-плана на практике используются специальные методики, в которых описывается последовательность действий при проведении такой оценки. Подробнее выделенные аспекты описываются в теме 2.

Тема 2. Основные методики составления бизнес-планов

Типовая структура бизнес-плана содержит следующие разделы:

1. Резюме.Содержит краткое изложение сути проекта и представление ключевых фактов и показателей.

2. Информация об инициаторе проекта и предпосылках проекта. Включает данные о компании, ее финансовом состоянии, компетенциях и истории работы на рынке.

3. Представление проекта (продукта). Представляет собой описание того, что планируется сделать, что уже сделано, какими характеристиками будет обладать продукция или объект,

4. Маркетинговый анализ. Может охватывать несколько разделов бизнес-плана, посвященных рынку и организации продаж.

5. Технологии и операционный план.Включает все операционные аспекты проекта: технологические решения, оборудование, материалы, организацию производства, правовые вопросы.

6. Бюджет и финансовый анализ.Представляет собой обоснование структуры доходов и затрат проекта, прогнозный бюджет и анализ эффективности.

7. Анализ рисков.Включает описание наиболее существенных рисков проекта и анализ их возможного влияния на результат.

В виде схемы структуру можно представить так, как показано на рис. 1.

Российские подходы и методики - student2.ru

Рис. 1. Структура бизнес-плана

В различных странах необходимость ведения дел (например, руководство организацией, корпорацией, регионом, государством) требовала наличия методик, которые бы описывали процесс планирования мероприятия. Такие методики были как в странах со стационарными экономическими системами (СССР, США, Западная Европа), так и с нестационарными системами (РФ, некоторые страны Восточной Европы).

В СССР процесс планирования обычно начинался с выдвижения идеи и составления ТЭО — технико-экономического обоснования проекта, которое делалось при помощи Методических рекомендаций (такие рекомендации были как для страны в целом, так и для отдельных отраслей [21]) и отраслевых стандартов.

В Мировом Банке (World Bank) разрабатывались специальные методики оценки эффективности (см. подробнее [22]) и методики составления бизнес-плана [24].

В РФ на данный момент (2015 год) нет жестких требований к составлению бизнес-плана. Но в качестве исходного документа должны использоваться «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов» [15].

Процесс составления бизнес-плана должен быть детализирован, т.е. учитывать следующие основные пункты:

− разделы бизнес-плана и их содержание;

− учет временной ценности денег;

− учет инфляции;

− учет неопределенности и риска;

− учет временной ценности денег;

− система критериев (показателей) оценки;

− выбор варианта стратегии или действий по бизнес-плану.

Основные методики:

1. Методическое пособие по разработке бизнес-планов. Рекомендации для торгово-промышленных палат (по заказу Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике) за 2010 год.

2. Методика UNIDO (United Nations Industrial Development Organization).

3. Методика ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития).

4. Методика BFM Group (Bureau of Financial Modeling).

5. Методика KPMG и т.п.

Нормативные документы:

1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями и дополнениями).

2. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (официальное издание Минэкономики и Минфин РФ).

Основным документом при составлении бизнес-плана за рубежом долгое время являлась методика UNIDO, которая была фактически первым документом, который полно и относительно точно отражал подходы к оценке эффективности проектов в странах с рыночной экономикой. Рассмотрим подробнее некоторые наиболее важные элементы этой методики.

2.1. Методика UNIDO

Методика ЮНИДО — первый документ в мире, систематизирующий все этапы подготовки и описания бизнес-плана промышленной организации. На английском языке оно было опубликовано в 1978 г. коллективом авторов во главе с Werner Berens и Peter M. Hawranek под заголовком “Manual for the preparation of industrial feasibility studies”, а на русском издано в 1995 году, как «Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований». Далее будет рассмотрено новое, переработанное и дополненное издание — «Руководство по оценке эффективности инвестиций».

Обзор исходной книги — «Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований» представлен в [23].

Рассмотрим подробнее методику, предложенную в «Руководстве по оценке эффективности инвестиций» [24].

1. Предынвестиционные исследования:

1.1. Определение инвестиционных возможностей.

1.2. Анализ альтернативных вариантов проекта и предварительный выбор проекта — предварительное технико-экономическое обоснование (ПТЭО)

1.3. Подготовка (формулирование) проекта — Технико-экономическое обоснование (ТЭО, фактически, бизнес-план).

1.4. Заключение по проекту

1.5. Решение об инвестировании (оценочное заключение)

2. Инвестиционный цикл:

2.1. Установление правовой, финансовой и организационной основ для осуществления проекта.

2.2. Приобретение и передача технологий, включая основные проектные работы.

2.3. Детальная проектная проработка и заключение контрактов, включая участие в тендерах, оценку предложений и проведение переговоров.

2.4. Приобретение земли, строительные работы и установка оборудования.

2.5. Предпроизводственный маркетинг, включая обеспечение поставок и формирование администрации фирмы.

2.6. Набор и обучение персонала.

2.7. Сдача в эксплуатацию и пуск предприятия.

3. Эксплуатационный цикл.

ТЭО состоит из следующих частей:

1. Резюме(краткий обзор всех основных вопросов содержания каждой главы).

2. Предпосылки и история проекта (спонсоры, история, стоимость уже проведенных исследований).

3. Анализ рынка и концепция маркетинга:

3.1. Определение основной идеи, целей и стратегии проекта.

3.2. Спрос и рынок:

3.2.1. Структура и характеристики рынка.

3.2.2. Оценка существующих размера и потенциала отрасли (с указанием рыночных лидеров), ее рост в прошлом, оценка будущего роста (с указанием основных программ развития), территориальное размещение промышленности, важнейшие проблемы и перспективы, общее качество товаров.

3.2.3. Импорт в прошлом и его будущие тенденции, объем и цены;

3.2.4. Роль отрасли в национальной экономике и политике, приоритеты и цели, связанные с отраслью.

3.2.5. Приблизительный существующий размер спроса, его рост в прошлом, основные определяющие факторы и показатели.

3.3. Концепция маркетинга, прогноз продаж и бюджет маркетинга:

3.3.1. Изложение концепции маркетинга, выбранных целей и стратегий.

3.3.2 Ожидаемая конкуренция для проекта со стороны существующих и потенциальных местных и зарубежных производителей и поставщиков;

3.3.2. Местонахождение рынков и продуктовая целевая группа;

3.3.3. Программа продаж;

3.3.4. Предполагаемые годовые поступления от продаж основных и побочных продуктов (местных и зарубежных).

3.3.5. Предполагаемые годовые затраты на стимулирование сбыта и маркетинг.

3.4. Требуемая производственная программа (основные и побочные продукты, предполагаемые годовые затраты на удаление отходов).

4. Материальные ресурсы (приблизительная потребность, существующее и потенциальное положение с поставками, грубая оценка годовых затрат на местные и импортируемые материальные ресурсы):

4.1. Сырье.

4.1.1. Обработанные промышленные материалы.

4.1.2. Компоненты.

4.1.3. Вспомогательные производственные материалы (сами материалы и коммунальные услуги, особенно потребность в электроэнергии и других энергоносителях).

5. Местоположение и окружающая среда:

5.1. Предварительный выбор и оценка (если возможно) стоимости земли.

5.2. Предварительная оценка воздействия проекта на окружающую среду.

6. Проектно-конструкторские работы:

6.1. Определение производственной мощности предприятия (достижимая нормальная производственная мощность).

6.2. Количественные соотношения между продажами, производственной мощностью и материальными ресурсами.

6.3. Предварительное определение рамок проекта.

6.4. Технология и оборудование:

6.4.1. Технологии и процессы в их соотношении с производственной мощностью.

6.4.2. Описание технологии и технологический прогноз.

6.4.3. Воздействие технологий на окружающую среду.

6.4.4. Грубая оценка местной и зарубежной технологии.

6.4.5. Примерная планировочная схема предполагаемого оборудования (основные компоненты):

6.4.5.1. Производственное оборудование.

6.4.5.2. Вспомогательное.

6.4.5.3. Сервисное.

6.4.5.4. Запчасти, быстроизнашивающиеся предметы, инструменты.

6.4.5.5. Грубая оценка инвестиционных затрат на оборудование (отечественное и зарубежное) в соответствии с приведенной классификацией.

6.5. Гражданское строительство:

6.5.1. Примерная схема работ по гражданскому строительству, расположение зданий, краткое описание строительных материалов, которые должны применяться (подготовка и освоение участка, здания и специальные сооружения гражданского строительства, наружные работы).

6.6. Грубая оценка инвестиционных затрат на работы по гражданскому строительству (в местной и иностранной валюте), в соответствии с вышеприведенной классификацией.

7. Организация и накладные расходы:

7.1. Примерная организационная схема (общее руководство, производство, продажи, администрация).

7.2. Предполагаемые накладные расходы (общезаводские, административные, финансовые).

8. Трудовые ресурсы:

8.1. Предполагаемые потребности в трудовых ресурсах, с разбивкой на рабочих и служащих, а также на специальности (местные/ иностранные).

8.2. Предполагаемые годовые затраты на трудовые ресурсы с учетом вышеприведенной классификации, включая накладные расходы на оклады и зарплату.

9. Календарное осуществление проекта:

9.1. Предполагаемый примерный календарный план осуществления проекта.

9.2. Предполагаемые затраты на осуществление проекта.

10. Финансовый анализ и инвестиции:

10.1. Полные инвестиционные затраты (приблизительна оценка потребностей в оборотном капитале, оценка основного капитала).

10.2. Финансирование проекта (предполагаемая структура капитала и предполагаемое финансирование (местное и иностранное), издержки финансирования).

10.3. Производственные издержки (значительные по величине статьи издержек, которые должны быть классифицированы как расходы на материалы, на персонал и накладные расходы, а также как постоянные и переменные издержки).

10.4. Финансовая оценка, основанная на следующих оценочных величинах: срок окупаемости, простая норма прибыли, точка безубыточности, внутренняя норма доходности, анализ чувствительности.

10.5. Оценка с точки зрения национальной экономики (экономический анализ затрат и выгод):

10.5.1. Предварительный анализ (влияние иностранной валюты, создаваемой добавленной стоимости, абсолютной эффективности, эффективного протекционизма, влияние занятости).

10.5.2. Определение существенных перекосов в отношении рыночных цен (иностранной валюты, рабочей силы, капитала):

10.5.2.1. Оптимальная промышленная диверсификация и оценка влияния создания рабочих мест.

ПТЭО отличается от ТЭО глубиной проработки, но проводится по тем же пунктам. Таким образом, методика составления бизнес-планов промышленных организаций является технико-экономическим обоснованием проекта по методике ЮНИДО.

Помимо иностранных методик в российской практике применяются и отечественные подходы.

Российские подходы и методики

К сожалению, в настоящее время в РФ нет утвержденных требований к составлению бизнес-планов. В целом, последовательность оценки отражена в [15]. Можно выделить следующие подходы к составлению бизнес-планов:

1. На уровне государства:

− Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов [15] за 2000 год.

− Методическое пособие по разработке бизнес-планов. Рекомендации для торгово-промышленных палат (по заказу Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике) [25] за 2010 г.

2. На уровне отрасли:

− Методика консалтинговой компании «Про-Инвест-Консалт», отраженная в программе Project Expert.

− Методика фирмы АЛЬТ, отраженная в программе «Альт-инвест».

3. На уровне региона:

− Методика расчета показателей и применения критериев эффективности инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Утверждена Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации № 139 и Министерства финансов Российской Федерации №82н от 23 мая 2006 года [29].

− Приказ об утверждении методики и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Российской Федерации, министерство регионального развития РФ [30].

4. На уровне отдельной организации:

− Инструкции № 2-И «О порядке предоставления и учета в ОАО «Россельхозбанк» кредитов на инвестиционные цели», утвержденной решением Правления ОАО «Россельхозбанк» (протокол № 69 от 10.08.2007), (приказ ОАО «Россельхозбанк» от 10.09.2007 № 276-ОД) (в редакции приказа ОАО «Россельхозбанк» от 23.01.2009 № 31-ОД) [26].

− Требования к составлению бизнес-плана в отдельных организациях, например – Внутрикорпоративные правила оценки эффективности НИОКР СТО ГАЗПРОМ РД 1.12-096-2004 [27].

− Требования к составлению бизнес-плана на уровне отдельной организации.

Кроме того, отдельными регионами и отраслями разрабатываются собственные требования к составлению и обоснованию бизнес-планов. Подробнее с некоторыми выше обозначенными документами можно ознакомиться, например, в [28].

После рассмотрения теоретических основ бизнес-планирования далее будут подробно разобраны элементы составления бизнес- планов. В частности, в теме 3 рассматриваются рекомендации по составлению резюме бизнес-плана.

Тема 3. Резюме. Титульный лист бизнес-плана

Бизнес-план должен быть читаемым, т.е. хорошо оформленным и понятным тем лицам, для которых он составляется, поэтому все выводы и расчеты должны быть подтверждены реальными данными. Например, желательно обосновывать расчеты форвардными контрактами, документами, подтверждающими динамику цен, изменения объемов и т.п. Такие документы обычно можно получить в специализированных консалтинговых компаниях или институтах, занимающихся исследованиями интересующих рынков. К примеру, сведения о сельскохозяйственном производстве можно найти, обратившись к официальным данным Росстата или в ИКАР (Институт конъюнктуры аграрного рынка).

Создание бизнес-плана начинается с Титульного листа. В нем указываются название проекта, название организации-инициатора и организации- исполнителя, продолжительность проекта и авторы бизнес-плана с указанием контактной информации.

В случае необходимости составляется Соглашение о конфиденциальности. В нем указывается, что данные являются коммерческой тайной и не подлежат разглашению третьим лицам.

Затем приводится Содержание с указанием страниц разделов бизнес-плана.

Следующий шаг — Резюме. Его объем обычно составляет до 5 страниц. В нем очень кратко приводятся следующие сведения:

− данные об инициаторе проекта;

− данные о фирме, на которой будет осуществляться проект;

− суть проекта;

− маркетинговые особенности (выход на рынок, отраслевые особенности, ценовая стратегия, цены, основные конкуренты, планируемые объемы продажи продукта, основные потребители и т.п.);

− производственные особенности (технологии производства, количество работников, оборудование, здания и сооружения, затраты на производство и сбыт и т.п.);

− финансовые особенности (затраты на производство, чистая прибыль, требуемые инвестиции, схема финансирования, график погашения кредитов, величина рисков, величины основных показателей проекта — ЧДД, ВНД, срок окупаемости и т.п.).

Обычно резюме составляется после того, как произведены все расчеты по проекту и имеются обоснованные данные по всем разделам бизнес-плана. Пример приведен в [3, с. 32]. Далее переходят к составлению плана маркетинга (сбыта продукции).

Наши рекомендации