Основные разделы дисциплины

«Организация деятельности коммерческого банка»

Сущность банка и общие понятия системного подхода к изучению деятельности коммерческого банка.

Экономическая и правовая основа деятельности коммерческого банка. Функции банка, характер его продукта.

Организация планирования деятельности коммерческого банка.

Ресурсы коммерческого банка и его капитальная база.

Структура и качество активов коммерческого банка.

Доходы и прибыль коммерческих банков.

Ликвидность и платежеспособность коммерческого банка.

Основы организации учетно-операционной работы в коммерческом банке и его бухгалтерская отчетность.

Аудит банковской деятельности.

Пассивные операции коммерческого банка и организация его деятельности по привлечению средств.

Основы организации кредитного процесса в коммерческом банке.

Система оценки кредитоспособности клиентов банка.

Особенности организации отдельных видов банковских ссуд.

Формы обеспечения возвратности кредита.

Коммерческий банк как организатор и контролер денежного оборота.

Коммерческий банк как агент валютного контроля.

Деятельность банка на финансовом рынке.

Новые банковские продукты.

Основные разделы дисциплины «Инвестиции»

Экономическая сущность инвестиций и политика управления ими.

Финансирование инвестиций.

Цена инвестируемого капитала.

Организация и управление инвестиционным проектом.

Обоснование экономической целесообразности инвестиций.

Риски реального инвестирования.

Влияние реальных инвестиций на финансово-экономические показатели работы предприятия.

Оценка недвижимости.

Основы финансового инвестирования.

Доходность и риск финансового инвестирования.

Оценка инвестиционной привлекательности обыкновенных акций и облигаций.

Сущность и принципы портфельного инвестирования.

Основные разделы дисциплины

«Финансовая политика предприятия»

Теоретические и методологические основы финансовой политики. Государственная финансовая политика и ее влияние на финансовую политику предприятий.

Налоговая политика.

Финансовая политика предприятий и банков.

Финансовая стратегия предприятия и порядок ее разработки.

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Материалы курсовой работы должны излагаться четко, ясно, последовательно, при соблюдении логичности перехода от одной главы к другой и от одного параграфа к другому. В тексте работы необходимо выделять законченную мысль в самостоятельный абзац, применяя для этого «красную строку».

В курсовой работе изложение материала ведется от третьего лица. Не употребляются формы первого и второго лица, местоимения единственного числа.

Рекомендуемыми структурными элементами курсовой работы в общем случае являются следующие (в порядке их расположения при переплете работы).

1. Титульный лист.

2. Оглавление (если текст работы делится на главы) или содержание (в том случае, если текст работы делится на разделы).

3. Введение.

4. Основная часть (текст глав или разделов).

5. Заключение.

6. Список литературы (библиографический список).

7. Приложения.

Титульный лист курсовой работы является первой страницей, имеет единую форму и реквизиты для всех курсовых работ. Он оформляется по установленному образцу (прил. 1).

Оглавление включает в себя наименование всех разделов (глав) и пунктов (параграфов), имеющих наименования, с указанием страниц, на которых размещается их начало. При составлении плана работы необходимо основываться на целесообразности выделения всех глав. Каждая глава должна раскрывать отдельный аспект выбранной темы курсовой работы. В общем случае в курсовой работе выделяется 3 главы (простой план) (прил. 2).

В отдельных случаях, по согласованию с научным руководителем, допускается составление развёрнутого плана работы, включающего параграфы (прил. 3).

Следует ориентироваться на минимальный необходимый объём отдельных частей работы. Объём главы должен быть не менее 7-8 страниц печатного текста. Размер параграфа - не менее 4 страниц. Не должно быть диспропорции между объемами глав работы. По всей курсовой работе нужно выдерживать единообразие терминов, обозначений и условных сокращений. Названия глав и параграфов должны быть краткими, состоящими из ключевых слов, несущих необходимую смысловую нагрузку.

Введение курсовой работы должно содержать сведения:

- об актуальности темы работы,

- об степени ее научной разработанности,

- о цели и задачах,

- об объекте и предмете исследования,

- о структуре курсовой работы.

Объект - это то, что исследуется, то есть процесс или явление, породившие проблемную ситуацию. Предмет (определяется самим исследователем) - это то, что в границах объекта получает научное объяснение, или тот угол зрения («срез»), под которым изучается объект.

Проект введения пишется до начала работы над главами курсовой работы. Введение должно давать достаточно полное представление об изучаемых вопросах и проблемах темы исследования. Во введении обосновывается выбор темы: четко формулируются, в чем состоит ее актуальность, определяется степень ее разработанности, научной и практической значимости. Затем, обозначаются цель и задачи курсовой исследовательской работы, ее объект и предмет, приводится раздельный перечень отечественных и зарубежных авторов, чьи труды использованы в качестве теоретической и методологической базы исследования. Фамилии отечественных и зарубежных авторов, их цитаты, приводимые во введении, должны отражаться библиографическим оформлением трудов этих ученых в списке литературы. Далее указывается, какие сведения, факты, источники и т. д. послужили информационной базой при разработке курсовой работы: показатели финансовой и другой отчетности исследуемой организации за конкретный отчетный период; статистические и иные данные об источниках фактического материала, который использован в работе; а также законодательные и производные нормативные акты, которые послужили юридически-правовой основой курсовой работы.

Во введении студент только намечает цель и задачи исследования, а не объясняет пути к достижению цели и выполнению поставленных задач.

Рекомендуемый объем введения - 2 страницы машинописного текста.

Первая глава, как правило, носит общетеоретический характер. В ней рассматриваются теоретические аспекты темы исследования, в частности, экономическая природа поднимаемых вопросов, сущность проблемы, формы ее проявления, классификации, выявление исторического аспекта, дискуссионных вопросов. В этой главе производится обзор работ отечественных и зарубежных авторов, связанных с изучением теории и практики анализируемых в курсовой работе проблем и возможных направлений их решения, дается им оценка, обосновываются собственные позиции студента.

Для написания первой главы студент должен глубоко изучить все положения, раскрывающие теорию вопроса: его сущность, классификацию, роль, содержание, задачи, принципы, методы и методики исследования; способы обработки информации, наличие корреляционных связей.

Вторая глава (аналитическая) имеет сугубо практический характер. В ней проводится необходимый анализ практического положения изучаемой проблемы с использованием современных методов, включая экономико-математические и информационные технологии.

Во второй главе работы на основе изучения данных различной отчетности анализируемой организации, т. е. объекта исследования, с использованием методологических приемов и подходов проводится его анализ, а также оцениваются полученные результаты. Дается организационно-экономическая характеристика организации, структурному подразделению, элементу финансовой (бюджетной) системы или части финансового рынка, на материалах которых выполняется курсовая работа. Анализ должен проводиться за период не менее 3-х лет. Такой ретроспективный анализ позволяет изучить динамику исследуемых процессов; выявить тенденции и закономерности развития объекта; дать им объективную оценку; установить причины сложившегося положения; определить пути устранения недостатков. Практическая часть работы должна содержать самостоятельно проведенные студентом расчеты, составленный им иллюстративный материал: рисунки (графики, диаграммы, схемы), таблицы. Весь иллюстративный материал должен быть проанализирован и использован для подтверждения выводов по исследуемой проблеме. Таблицы и рисунки опосредуются выводами типа: «Из таблицы 2 видно, что ...».

Во второй главе проводится анализ исследуемой в работе проблемы по направлениям, выбранным автором, и в полном соответствии с утвержденным научным руководителем планом. Каждый параграф должен заканчиваться выводами по результатам проведенного анализа. При этом в выводах обязательно должны найти отражение нарушения, недостатки в деятельности объекта, вскрытые в ходе анализа.

При подготовке данной главы студент не ограничивается констатацией фактов, а выявляет тенденции развития объекта, анализирует причины, обусловившие недостатки, и намечает пути их возможного устранения. От полноты и качества выполнения анализа непосредственно зависит обоснованность сделанных студентом выводов и предложений. Основное требование самостоятельность. приведенных расчетов и выводов.

Третья глава является прикладной. В ней студент разрабатывает предложения по проблемам совершенствования работы исследуемого объекта в конкретном направлении развития финансово-кредитной системы, банковского менеджмента или управления финансами предприятия, улучшения его характеристик, экономических показателей и т.д. В третьей главе работы на основе обработанного практического материала и вскрытых в ходе анализа недостатков предлагаются конкретные пути решения проблемы, обосновываются выводы, оригинальные предложения по повышению эффективности предлагаемых мер и финансовых последствий их практической реализации. Основные предложения по совершенствованию (решению) исследуемой проблемы должны иметь практическое обоснование в виде экономических расчетов и прогнозов. Все предложения и рекомендации должны быть конкретными, осуществимыми на практике.

Каждую главу целесообразно завершать краткими выводами, что способствует усилению логики проводимого исследования.

В заключении кратко и логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, которые должны вытекать из содержания работы и носить обобщающий характер.

Из текста заключения должно быть ясно, что цель курсовой работы достигнута полностью, а поставленные задачи решены. Последовательность изложения выводов должна соответствовать порядку представления материала в тексте работы. Заключение завершается оценкой перспектив исследуемой проблемы в целом.

В заключении обязательно должны быть неформальные ответы на следующие принципиальные вопросы по выдвигаемой на защиту работе:

- какие теоретические и практически значимые выводы сделал студент в результате исследования темы;

- какие тенденции, пропорции, соотношения, процессы, нарушения и недостатки выявлены в финансово-кредитной области деятельности объекта исследования в результате проведенного анализа фактического материала;

- какие предложения и рекомендации с их кратким экономическим обоснованием разработаны в курсовой работе в ходе рассмотрения вопросов темы на примере объекта исследования.

Заключение не должно принимать форму своеобразного реестра или описания представляемой работы. Оно оформляется в виде связного, четкого, компактного текста. Рекомендуемый объём заключения - до 2 страниц машинописного текста.

Библиографический список должен содержать не менее 25 наименований литературных и других источников и оформляется в соответствии с принятыми стандартами. В библиографический список включаются актуальные материалы, изданные не раньше, чем за 5 лет до написания работы. В отдельных случаях допускается использовать материалы фундаментальных исследований, изданные за 10 - 15 лет до настоящего времени.

В библиографический список включаются только те источники,
которые использовались при подготовке выпускной квалификационной работы и па которые имеются ссылки в основной части работы. Все литературные и другие источники, включенные в список, должны быть последовательно пронумерованы и расположены в следующем порядке:

1) законодательные акты и постановления Правительства на федеральном уровне,

2) региональные нормативные документы,

3) научные и литературные источники в алфавитном порядке по фамилии авторов,

4) интернет-ресурсы.

Пример оформления библиографического списка представлен в прил. 4.

Приложения к работе являются вспомогательным материалом, не включенным в основную часть курсовой работы (таблицы, схемы, примеры заполнения форм отчетности, инструкции, образцы финансовых документов или их фрагментов и т.д.). Указанный материал включается в приложения с целью сокращения объема основной части работы, их страницы не входят в общий объем работы.

Каждое из них имеет в заголовке слово «Приложение ...» с соответствующим номером, расположенное в правом верхнем углу первой страницы. Конкретный состав приложений, их объем, включая иллюстрационный материал, определяются автором самостоятельно, исходя из целесообразности изложения материала. Объем приложений не ограничивается.

Связь приложений с текстом осуществляется с помощью ссылок на приложения, которые оформляются в сокращенном виде в круглых скобках со строчной буквы и с соответствующим номером, например: «... данные получены на основании баланса предприятия за 2010 год (прил. 4).

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РБОТЫ

Материалы курсовой работы должны излагаться четко, ясно, последовательно с соблюдением логичности перехода от одной главы к другой и от одного параграфа к другому.

В тексте работы необходимо выделять законченную мысль в самостоятельный абзац, применяя для этого «красную строку» (отступ 1,25 мм).

Следует использовать принятую научную терминологию, избегать повторений общеизвестных положений, имеющихся в учебниках. Уточнять необходимо только малоизвестные понятия или противоречивые, делая ссылки па литров, высказывающих разные мнения по поводу данных вопросов.

Стиль написания курсовой работы - безличный монолог, т.е. наложение материала должно быть представлено от третьего лица без употребления форм первого и второго лица и местоимений единственного числа. Во всей работе должно быть обеспечено единообразие терминов, обозначений и условных сокращений.

Приводимые в работе сведения из литературных источников (цифровые длимые, цитаты, общие выводы и положения, мнения авторов) должны иметь точные ссылки на источники информации. В ссылке указывается порядковый номер этого литературного источника по библиографическому списку курсовой работы, выделяемый квадратными скобками. Ссылки на иллюстрации, таблицы, формулы, приложения оформляются с указанием их порядкового номера, например: «...в параграфе 2», «... на рис. 8», «... в прил. 5» и т. д.

Оформление курсовых работ должно соответствовать требованиям, предъявляемым к оформлению научных работ. Перед сдачей на кафедру работа должна быть полностью оформлена, переплетена и подписана студентом на последней странице заключения.

Курсовая работа должна быть подготовлена в соответствии со следующими техническими требованиями;

- выполнение машинописным способом (на компьютере) на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210x297мм);

- рекомендуемый шрифт - (Microsoft Word) Times New Roman 14;

- межстрочный интервал - 1,5;

- размер полей рекомендуется следующий: левое - 30 мм, правое -10 мм, верхнее и нижнее - по 20 мм;

- фразы, начинающиеся с «красной строки», выделяют абзацным отступом, равным 12,5 мм (5 печатных знаков);

- номера страниц проставляют в середине верхнего поля листа арабскими цифрами при соблюдении сквозной нумерации по всему тексту работы. Точка после номера страницы не ставится. Титульный лист и оглавление включаются в общую нумерацию страниц, но номер страницы на них не проставляется. Нумерация начинается с третьей (или четвертой) страницы, т. е. с начала введения;

- нумерация названий глав и параграфов осуществляется по порядку в пределах всей работы и обозначается арабскими цифрами с точкой в конце. Введение и заключение не нумеруются. Параграфы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждой главы. Номер параграфа состоит из номера главы и номера вопроса, разделенных точкой, например, «1.3.» или «2.2.»;

- сокращения и условные обозначения в работе применяются только в соответствии с общепринятыми нормами.

Необходимые сноски и подстрочные примечания помещаются в конце соответствующей страницы и заканчиваются на границе нижнего поля.

Каждая новая глава и другие структурные элементы работы - введение, заключение, библиографический список, приложения, кроме параграфов, входящих в состав глав, - начинаются с новой страницы. Расстояние между заголовками главы и последующим текстом должно быть равно трем межстрочным интервалам (т.е. следует пропустить одну строку). Такое же расстояние должно быть между заголовком главы и параграфом. Расстояние же между последней строкой названия и первой строкой следующего заголовка, как правило, составляет не менее двух строк. Расстояние между строками заголовка остается таким же, как в тексте.

Заголовки структурных элементов курсовой работы (глав, введения, заключения, списка литературы) следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая. Заголовки параграфов следует также располагать в середине строки, но печатать обычным шрифтом, не подчеркивая, и без точки в конце. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Заголовки (названия) глав и параграфов должны включать от двух до четырнадцати слов (не более двух строк) и не должны быть расположены последней строкой на странице.

Главы и параграфы следует нумеровать арабскими цифрами. При этом главы нумеруются одной цифрой с точкой, например, 1., 2., 3. Параграфы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждой главы и нумероваться двумя цифрами с точкой, например, 1.1., 2.З., З.2., где первая цифра - номер главы.

Цифровой материал курсовой работы с целью обеспечения компактности, наглядности, сопоставимости необходимо оформлять в виде таблиц, которые дают возможность выявить и сформулировать определенные закономерности. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором о ней упоминается впервые, или на следующей странице. Как правило, после таблицы нужен обобщающий и объясняющий абзац типа: « Из таблицы видно, что ...».

Таблицы с последовательным увеличением нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста курсовой работы (например, Таблица 1, Таблица 2 и т. д.). Такая нумерация характеризуется как сквозная. Также нумерация таблиц может быть выполнена в пределах каждой главы, тогда первой цифрой проставляется номер главы, а за ней после точки - порядковый номер таблицы в данной главе (например, Таблица 2.12 - номер 12-й таблицы, размещенной во 2-й главе). Порядковый номер таблицы необходим для ее связи с текстом. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись: Таблица ... с указанием ее порядкового номера без значка № перед первой цифрой, без кавычек и без точки после номера (например, Таблица 17).

Таблицу снабжают тематическим заголовком, который помещают над таблицей, ниже надписи Таблица 17, начиная первое слово с прописной буквы и отцентровывая его перед началом самой таблицы. При необходимости переноса таблицы на следующую страницу нумерацию граф таблицы следует повторить и над ней справа до поля поместить надпись -Продолжение табл. 17.

Шрифт заголовка таблицы такой же, как и в тексте Times New Roman, кегль 14 пунктов через 1,5 интервала, информация внутри таблицы печатается шрифтом Times New Roman, кегль 12 (при необходимости - 10) пунктов через одинарный интервал.

На все таблицы в тексте должны быть ссылки, желательно перед самым их расположением. Не допускается помещать в текст курсовой работы без ссылки на источник те таблицы, данные которых уже были опубликованы в печати. Примечание к таблице размещается непосредственно под ней.

При написании курсовой работы необходимо использовать иллюстрации, при этом следует руководствоваться тщательно продуманным тематическим планом, который поможет избавиться от случайных иллюстраций и позволит уделить должное внимание иллюстрациям к важнейшим положениям работы. Каждая иллюстрация должна соответствовать тексту.

Все иллюстрации (рисунки, схемы, графики, диаграммы и т.д.) обозначаются сокращенным словом Рис. ..., которое располагается под рисунками перед подрисуночным названием, которое располагается по центру (например, Рис.1, или Рис. 2.1.). Иллюстрации можно помещать либо непосредственно в тексте, либо на отдельных листах.

Нумерация рисунков так же, как и таблиц, может быть выполнена в пределах либо всего текста работы, либо в пределах каждой главы. Если в работе приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут.

При необходимости в тексте работы могут использоваться «примечания», если необходимо сделать какие-либо разъяснения, дать определения или перевод терминов, указать источник информации. Примечания могут быть внутритекстовыми (помещаются в круглых скобках) или подстрочными, оформляемыми как подстрочная сноска. Подстрочное примечание располагается внизу страницы, меньшим размером шрифта и отделяется от основного текста прямой линией. Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзацного отступа и не подчеркивать. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами, проставляя точку после них.

Если в тексте курсовой работы используются формулы, то пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия, без отступа от левого поля.

Формулы следует выделять из текста в отдельную строку и располагать но центру, используя редактор формул. Выше и ниже каждой формулы должен быть интервал не менее 6 пт.

Формулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы или в пределах каждой главы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке до поля. Если в работе только одна формула, ее не нумеруют.

Особое внимание следует уделить составлению библиографического списка, который является существенной частью курсовой работы и отражает самостоятельную творческую работу автора В список литературы не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте и которые фактически не были использованы при написании работы. Не включаются также энциклопедии, справочники, научно-популярные издания.

Библиографический список строится по алфавиту относительно первых букв фамилий авторов. Законодательные и нормативные источники размещают в начале списка; иностранные источники размещают по алфавиту после перечня всех источников, написанных на русском языке (или переводных). Система расположения нормативно-правовых актов в списке должна соответствовать системе расположения нормативно-правовых актов федерального назначения в Собрании Законодательства Российской Федерации. Прочие нормативно-правовые акты располагаются в соответствии с их иерархической принадлежностью.

Список литературы имеет общую нумерацию, т.е. каждый источник имеет свой номер, который указывается в ссылке в тексте курсовой квалификационной работы.

При указании в основном тексте источника его номер и используемая страница заключаются в квадратные скобки. Например: [25, с. 55], что означает - 25 источник по порядку нумерации, 55 страница этого источника. Если ссылка на литературный источник размещена в нижней части страницы, то она оформляется как сноска.

В зависимости от назначения ссылки на источники и на литературу они могут быть трех видов: ссылки на цитируемые источники и литературу; ссылки на упоминаемые источники и литературу без их цитирования; рекомендуемые ссылки, когда автор отсылает читателя к тем источникам, в которых с большей полнотой раскрываются определенные положения или факты, упомянутые в работе.

Готовая курсовая работа с внесенными исправлениями в соответствии с замечаниями научного руководителя, оформленная, согласно изложенным требованиям, и отредактированная, должна быть переплетена и сдана на кафедру для проверки и рецензирования. Рекомендованный и утвержденный на заседании методического семинара кафедры срок сдачи работы на кафедру - не позднее, чем за 3 недели до экзаменационной сессии, или не позднее, чем за 2 недели до зачётной недели.

Наши рекомендации