Проблемы унификации и дифференциации в аграрном праве
Классификация источников аграрного права
Под источ-ми АП понимается внеш. форма выражения гос. воли народа в унифицир.и дифференцир. НПА компетентных органов гос-ва, с/х обществ. орг-ий, предназнач. для регулир. и охраны обществ. отношений, складыв. в сфере с/х деят-ти. Особенности источников: для АП как комплексной отрасли хар-но наличие не только комплексного предмета использ. различных методов правового регулир. обществ.отнош., но и признание в качестве источников АП, к-ые не входят ни в одну из основных отраслей права. В этом состоит специфика АП, большинство норм к-го устанавл-ся комплексом НПА, предназнач. спец. для регул-я агр. отнош.. АП как комплексная отрасль включает в себя нормы гражд., админ., труд. и др. основных отраслей права. Нет единого кодифицирю нормативного акта
Классиф. на: унифицированного (относящиеся либо ко всем сельскохоз. формированиям) и дифференцированного (либо к отдельным их видам) хар-ра. Связано в основном с наличием в агр. секторе двух основных видов с/х формирований - колхозов и совхозов, правовой статус и произв.-хоз. деят-ть к-ых регулировалась, помимо унифицир. нормат. актов, и актами дифференцир., относящимися к каждому из них в отдельности.
По субъектам агр. правоотнош. источники АП могут быть подразделены на акты, определ. правовое полож. крестьянских (фермерских) хоз-в, с\х производственных и непроизводственных кооперативов, акцион. обществ, с\х товариществ и т.п.
По предмету прав. регул-я источники АП могут классифиц. на такие виды, как нормативные акты о гос. регул. с/х, о с/х землепользовании, произв.-хоз. деят-ти агр. коммерческих орг-ий, финансах и кредитах, договорных отношениях и т.д.
Особое юр. значение имеет классиф. источников АП по их юр. силе и органам, принявшим тот или иной нормативный акт по агр. вопросам. По данному основанию источники АП могут быть классиф. на законы и подзаконные акты, а также более дробно - на законы, указы, постановления, приказы, распоряжения, инструкции и т.д.
Помимо вышеназванного деления источников АП в аграрно-правовой лит-ре утвердилась и так называемая трехчленная классиф. их на НПА гос-ва, акты санкционир. и делегированные, причем последних двух видов в АП значит. больше, нежели в других отраслях. Именно в данных формах с/х коммерч. и некоммерч. орган-ии осуществляют предоставленную им законом функцию правотворчества и, как отмечается в лит-ре, роль таких актов в современных условиях неуклонно повышается, что обусловлено либерализацией хоз. жизни и демократизацией соц.-экономич. отношений.
Проблемы унификации и дифференциации в аграрном праве
Источники АП делятся на акты унифицир. и дифференцир. хар-ра.
Особенность актов унифицир. хар-ра состоит в том, что они одноврем. адресуются ряду или группе субъектов, провозглаш. и юридич. закрепляют принципы, к-ые лежат в основе прав. полож. и прав. регул-я их деят-ти. Унификация в АП позволяет охватить всю совокупность обществ. отнош., составляющих предмет АП, учитывая его комплексный хар-р, более полно и детально осуществлять их правовое регулир-е. Возрастание роли унифицир. НА среди источников АП обусловлено необходимостью создания единых прав. условий осуществл. с/х деят-ти для всех участников агр. правоотнош. Процесс унификации нашел свое отражение в законодат. о земельной и аграрной реформе, разгосударствлении и приватизации предприятий АПК, о селекции, животноводстве и растениеводстве. К унифицир. источникам АП относятся, например, ГК РБ, Кодекс РБ о земле, Закон «Об аренде», Закон «О ветеринарном деле». Примером унифицир. НА могут также служить Декрет Пр. «О введении единого налога для производителей с/х продукции», Указ Пр. РБ «О мерах по дальнейшему развитию с/х производства» и многие др.
В отличие от унификации, к-ая осущ., как правило, по предмету прав. регул-я, дифференц. в АП имеет противоположную направленность и осуществл. по субъектам агр.х правоотнош.. Дифференц. акты зак-ва – это НПА, в основе к-ых лежит дифференц. правового регулирования агр. отношений с учетом специфики и особенностей в статусе и деят-ти субъектов агр. предпринимательства. Важнейшим дифференц. актом агр. зак-ва явл. Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», к-ый фактически положил начало развитию агр. предприним. К дифференц. источникам АП относятся также указы Пр. РБ «О мерах по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств и усилению их гос. поддержки» и «О некоторых мерах по совершенствованию регулирования деят. крестьянских (фермерских) хозяйств». Важное место среди дифференц. актов агр. зак-ва занимает Указ Пр. «О некоторых вопросах организ.-прав. обеспеч. деят-ти колхозов».
Для многих источников АП хар-но также наличие в них одновременно как норм унифицир., так и дифференцир. хар-ра. Т.о., источники АП можно рассматривать как внешн. форму выражения норм права в унифицир. и дифференцир. НПА компетентных органов гос-ва, с/х орган-ий, предназнач. для урегули. агр. отношений, возник. в процессе осуществления с/х деятельности.