Риски управления разными видами бизнеса
Вертикальная интеграция предполагает добавление нового вида деятельности, для которого компании могут потребоваться дополнительные организационные активы и компетенции. Например, если корпорация Dell займется производством жестких дисков или процессоров, ей придется создать организацию совсем другого типа, нежели тот, который требуется для сборки и продаж готовых компьютеров. Pepsico, например, решила уйти из ресторанного бизнеса, поняв, насколько деятельность ресторанов быстрого обслуживания, таких как KFC, Тасо Bell и Pizza Hut, отличается от производства фасованных товаров. Другим способствовавшим принятию данного решения фактором была конкуренция с собственными крупными покупателями (сеть пиццерий Round
Часть IV. Стратегии роста
Table Pizza отказывалась продавать «Pepsi», поскольку Pepsico принадлежал главный конкурент, Pizza Hut). К тому же управление интегрированной организацией создает дополнительные сложности.
Снижение стратегической гибкости
Инициируемое вертикальной интеграцией отвлечение внимания от центрального вида бизнеса и его рынка приводит к снижению стратегической гибкости компании. Если рынок находится на подъеме, интеграция может способствовать улучшению конечных товаров. С другой стороны, если рынок находится на стадии упадка, интеграция может вызвать резкое падение прибыли. Кроме того, в процессе интеграции увеличивается высота выходных барьеров. Если позиция компании ослабнет, дополнительные инвестиции в вертикальную интеграцию затруднят или не позволят ей уйти с рынка. Далее, когда один вид деятельности фирмы попадает в зависимость от другого, отказываться от последнего тем более нецелесообразно.
Альтернативы интеграции
Существует несколько альтернатив интеграции, как то: долгосрочные контракты, соглашения об эксклюзивном дилерстве, владение активами партнеров, стратегические альянсы, лицензирование и франчайзинг. Например, винодельня может заключить долгосрочный договор с виноградником, что будет выгодно обеим сторонам. Соглашения об эксклюзивном дилерстве, связывающие производителя и дистрибьютора или розничную сеть, могут обеспечивать необходимый обмен информацией, координацию стратегий, эффективное оформление сделок и движение товара. Автопроизводитель может иметь в собственности специализированное оборудование, используемое его поставщиками, в результате чего между ними формируются технологические и финансовые взаимосвязи, гарантирующие стабильность поставок. В то же время большинство альтернатив сопряжено с собственными проблемами, особенно если учесть происходящие со временем изменения ситуации и баланса власти; но при этом они обеспечивают преимущества интеграции при меньшем объеме присущих ей недостатков. Рассматривая вопрос о вертикальной интеграции, в большинстве ситуаций следует проанализировать и альтернативные пути.
Хотя при вертикальной интеграции показатель чистой прибыли как доли выручки от реализации увеличивается, о норме возврата инвестиций (ROI) этого сказать нельзя (возрастает объем инвестиций). В одном исследовании 1650 компаний был сделан вывод о том, что наибо-
Глава 13. Стратегии роста: проникновение на товарный рынок... 379
лее прибыльными являются предприятия с крайней (либо полной, либо вообще отсутствующей) степенью вертикальной интеграции.7
Было показано, что зависимость между уровнем вертикальной интеграции и прибыльностью имеет V-образный характер. Отсюда можно заключить, что производителям следует избегать промежуточного положения. Компания, объединяющая в себе системы, но доверяющая производство внешним фирмам, стремится к минимизации инвестиций, снижает цены и максимизирует гибкость. Высокоинтегрирован-ная фирма максимизирует преимущества вертикальной интеграции.
Идея
Мы рассмотрели пять путей роста. Каждый из них содержит несколько вариантов стратегий, варьирующихся от инкрементальных приращений до действительно грандиозных идей (рис. 13.3).