И эффективной в краткосрочном аспекте.
Если вы добиваетесь результатов, ваша организация результативна. Если
при этом вы занимаетесь администрированием, ваша организация эффек-
Тивна. Если вы обеспечиваете P и A, ваша организация будет результативной
и эффективной в краткосрочном аспекте.
Некоторые используют термины «управление» и «администрирование»
как синонимы. Я предпочитаю использовать слово «управление» для обо-
значения управленческого процесса в целом, обозначая словом «админи-
стрирование» его отдельные составляющие, связанные с внедрением и ор-
ганизацией. Любой руководитель должен быть администратором. Но верно ли об-
ратное? Можно ли сказать, что любой администратор — это руководитель?
Нет. Помимо администрирования руководитель должен уметь планиро-
вать — решать, какую работу нужно сделать, — а это функция E. И эти
функции несовместимы.
A-функция осуществляется не в вакууме. Чтобы обслуживать клиентов
организации, администратор должен быть нацелен на получение результа-
тов, то есть быть P-ориентированным. Чтобы организация откликалась на
изменение потребностей клиентов, он должен быть гибким, а это требует
E-ориентации. При этом он должен хорошо ладить с людьми, а значит об-
ладать I-ориентацией.
Заметьте, я говорю «ориентирован», а не «сосредоточен». A-руководитель
сосредоточен на администрировании, но должен содействовать P, привет-
ствовать Eи сотрудничать с I. Поэтому P-, E-и I-функции в его коде обо-
значаются строчными буквами — pAei.
pAei-менеджер — хороший администратор, но еще лучше, если он име-
ет код pAeIи является потенциальным лидером. Изредка встречаются PAeI-
администраторы, которые блестяще выполняют сразу три функции. Лидера
с кодом PAEI, как уже отмечалось выше, попросту не существует.
Администратор pAei
Администратор методичен и любит, чтобы рабочая среда была продумана
и хорошо организована. Когда у вас возникает идея, связанная с бизнесом, —
особенно если это безумная идея или если вы опасаетесь, что она окажется
безумной, — вы отправляетесь к такому менеджеру, чтобы он охладил ваш
пыл. Он сумеет оценить суть дела. Он задаст вопросы, которые не прихо-
дили вам в голову. Он увидит все подводные камни, которые вы не учли.
Дайте ему прочесть бизнес-план, и он порвет его в клочья. И вы будете ему
благодарны! Предвидя проблемы, можно решить их, прежде чем они пере-
росли в кризис, или отказаться от несостоятельного плана и снизить затра-
ты и убытки в долгосрочной перспективе.
Хороший администратор с первого взгляда видит проблемы, заложенные
в идее. Люди говорили мне про таких руководителей: «Он найдет волосок
внутри яйца, не разбив скорлупы» или «Он чует неладное за милю».
Хороший администратор всегда в курсе происходящего, иначе он не
сможет спать спокойно. Он зорко следит за деталями. Он очень организован
и беспокоится о том, чтобы работа была выполнена и доведена до конца. Его
память феноменальна (или подкреплена инструментами, которые избавляют
его от необходимости рассчитывать только на собственную память), и во
время работы он следит, чтобы система функционировала как полагается.
Администратор постоянно беспокоится, но его беспокойство всегда
уместно. Его волнует точность и сохранность информации. Он тревожится,
что организация может лишиться накопителей информации, баз данных
или интеллектуальной собственности.
Адвокат-консультант pAei-типа — это тот, кто вам нужен, если требу-
ется составить контракт. Но не просите его представлять ваши интересы в
суде. Он проиграет дело. Он блестяще составит договор, но если вы наме-
рены возбудить иск, куда лучше подыскать изобретательного paEi-адвоката,
способного убедить других, что ночь — это день, и превратить ваши пас-
сивы в активы. Хороший администратор незаменим в растущей организации. Молодая
компания развивается слишком бурно и сразу во многих направлениях, и в
отсутствие Aможет легко сделать ложный шаг и разориться, какое-то время
не сознавая, что она — банкрот.
Предприниматель нуждается в хорошем администраторе более, чем кто-
либо другой. Aпомогает ему избежать неприятностей — следит за деталями,
которые склонен упускать из виду E, говорит Eправду, опуская его на зем-
лю, держит Еза руку, когда тот идет по шаткому мосту, и охлаждает пыл
предпринимателя, перевозбужденного от избытка идей.
Хороший Априкрывает ваши тылы. Он следит, чтобы ворота замка
были закрыты и враг — хаос — не проник внутрь.
Однако он не производит того, ради чего существует организация.
Администрирование сродни обслуживанию. A-функция осуществляется
для кого-то или для чего-то. Администрация обслуживает тех, кто добива-
ется результатов, то есть удовлетворяет нужды рынка.
Бюрократ -A—
Что происходит, если руководитель ориентирован исключительно на A, а P,
Eи Iостаются на нуле?
Что волнует -A--? Если Героя-одиночку интересует что, -A-- волнует как.
Такого менеджера я называю Бюрократом: «Неважно, что мы делаем; важ-
но, как мы это делаем».
Бюрократ — самый узнаваемый из четырех типов руководителей, пред-
ставляющих неправильный менеджмент. И конечно, его проще всего вы-
смеять.
Чрезвычайно яркий образ Бюрократа создал Герман Вук, автор романа
«Восстание на “Кейне”». Герой романа, капитан Куиг, сделал карьеру не бла-
годаря умению командовать экипажем или управлять судном, а потому, что
следовал правилам.
«Возможно, я не самый смышленый и сговорчивый офицер, — говорит
он самому себе, — но я беру свое упорством. Мне приходилось справляться
и с задачами потруднее. Я не пользовался особой популярностью, но я при-
дирался, брюзжал, кричал и угрожал, пока не добивался… чтобы все было
сделано по уставу» (курсив мой) [3].
Давайте перечитаем слова капитана Куига еще раз и проанализируем
сказанное с учетом выполнения PAEI-функций.
«Возможно, я не самый смышленый [не E] и сговорчивый [не I] офицер,
но я беру свое упорством [P]. Мне приходилось справляться и с задачами
потруднее [P]. Я не пользовался особой популярностью [не I], но я при-
дирался, брюзжал, кричал и угрожал [P], пока не добивался… чтобы все
было сделано по уставу» [типичный A].
Хотя A-функция — неотъемлемая часть процесса управления, избыток
администрирования может оказаться контрпродуктивным. Чем выше цен-
трализация системы, тем больше административной (а не управленческой)
работы выполняют менеджеры среднего звена. Это способствует бюрокра-
тизации, которая затрагивают большую часть иерархической структуры
компании.
Поведение
Какие черты отличают -A-- или Бюрократа?
Бюрократ тратит уйму времени на детали. Он считает, что лучше вы-
полнять работу правильно, чем выполнять правильную работу. Иными
словами, он предпочитает образцово неверный образ действий приблизи-
тельно верному.
Почему? Потому что Бюрократ предпочитает не рисковать. Он не желает опозориться, приняв неправильное решение. Ему хочется надежности и порядка. Его заблуждения образцово точны.
Когда он приходит на работу? Вовремя. Когда он уходит с работы? Во-
время. Как выглядит его стол? Он в идеальном порядке, все бумаги сложены
аккуратными стопками.
Он хочет, чтобы все было безупречным и подконтрольным, и может
потратить уйму времени и средств на проверку мелочей, которые того не
стоят. Такой перфекционизм способен задушить компанию.
У Бюрократа всегда под рукой схема организационной структуры — при
этом ему не нужны бумаги, он помнит ее наизусть. Он без труда находит
нужные правила и процедуры, а если таковых не существует, изобретает их
на ходу. «С нынешней минуты в действие вступает новый корпоративный
принцип», — провозглашает он. Он управляет с помощью распоряжений,
как правило письменных. Он не выносит, когда его подчиненные нарушают
правила, даже если это необходимо, чтобы добиться нужного результата.
Свободное время
Мы видели, что Pненавидит свободное время. Если ему нечего делать, он
непременно подыщет себе занятие. Бюрократ в свободное время выявляет
посягательства на систему. Когда ему удается обнаружить нарушение, он
разрабатывает новый бланк, новый вид отчетности или новое правило,
чтобы не допустить повторного нарушения.
Сомнения
Как и Герой-одиночка, Бюрократ все понимает буквально. Чтобы поверить
во что-то, -A-- непременно нужно увидеть это своими глазами. Он не любит
рисковать и поэтому редко открывает для себя что-то новое.
Eчасто говорит: «Я не вполне уверен, но мне кажется…» Вряд ли вы услы-
шите подобное от -A--. Предприниматель, разглядев в тумане большое ухо,
огромную ногу и широкую спину, восклицает: «Ага, похоже, это слон». Он за-
полняет пустоты в информационном тумане с помощью воображения и де-
лает вывод. -A-- не способен к догадкам. Большое ухо, большая нога и широ-
кая спина не станут слоном, пока туман не рассеется. И тогда, потрогав и об-
нюхав слона, Бюрократ недоверчиво скажет: «Хм, может быть, это и слон».
Бюрократ считает, что, пока есть сомнения, строить догадки недопустимо.