Таб. Классификация хозяйственных средств организации

По видам и размещению По источникам формирования хозяйственных средств
I. Внеоборотные активы Источники собственных средств
1. Основные средства * здания, сооружения, транспорт.средства 1.Уставный складочный капитал
2. НМА (нематериальные активы) * авторские права, товарные знаки, компьют.программы 2. Добавочный капитал
3. Долгосрочные финансовые вложения * вклады в уставные капиталы других предприятий, приобретение акций и облигаций, долгосрочные займы, выданные другим организациям 3. Резервный капитал
4. Доходные вложения в материальные ценности * имущество, предоставляемое в лизинг либо по договору проката 4. Нераспределенная прибыль
II. Оборотные активы. 5. Резервы
1.Производственные запасы * сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, запасные части, и др.
2.Готовая продукция   6. Целевые финансирование и поступления
3. Товары  
4. Незавершенное производство  
5. Краткосрочные финансовые вложения * вложения в уставные капиталы, акции, облигации и др. ценные бумаги.
6.Расходы будущих периодов * затраты текущего периода, но относятся к следующим отчет. периодам (расходы по подписке на периодические издания; уплаченные вперед суммы арендной платы; затраты на ремонт основных средств, и др. Обязательства организации (заемные источники средств)
7.НДС по приобретенным ценностям
8. Средства в текущих расчетах * сумма долгов покупателей и заказчиков, подотчетных лиц и прочих дебиторов. 1.Краткорочные обязательства
9. Денежные средства * деньги на счетах в банках, денежные переводы, наличные деньги и денежные документы (авиабилеты, путевки, почтовые марки и др.) в кассе организации 2. Долгосрочные обязательства

Основные средства — это совокупность материально-вещест­венных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превыша­ющего 12 мес, или обычного операционного цикла, если он превы­шает 12 мес. При этом стоимость основных средств принципиаль­ного значения не имеет. К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины, оборудование, вычисли­тельная техника, транспортные средства, инструмент, производ­ственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности и пр.

Особенностью основных средств является то, что они участву­ют не в одном, а в нескольких кругооборотах капитала. В процес­се эксплуатации они постепенно изнашиваются и переносят свою стоимость на издержки производства (готовый продукт) или обра­щения по частям.

Процесс переноса стоимости основных средств в затраты орга­низации в течение нормативного срока использования называется амортизацией.

Нематериальные активы — это объекты долгосрочного вложе­ния, не имеющие вещественной материальной формы, но способ­ные как приносить их владельцу непосредственный доход, так и обеспечивать необходимые условия для его извлечения. Немате­риальные активы, так же как и основные средства используются в хозяйственном обороте организации в течение длительного пери­ода, т. е. свыше одного года. К нематериальным активам относят­ся: исключительные авторские права на патенты, товарные знаки, ноу-хау, компьютерные программы; на произведения науки, лите­ратуры, искусства, организационные расходы и др.

Стоимость нематериальных активов, так же как и стоимость основных средств, погашается равномерно, путем ежемесячной амортизации их стоимости, исходя из установленного организа­цией срока их полезного использования.

Долгосрочные финансовые вложения — это вложения свобод­ных денежных средств организации на срок более одного года, осуществляемые с целью получения доходов по ним. К ним отно­сятся вклады в уставные капиталы других организаций, приобре­тение акций и облигаций, долгосрочные займы, выданные другим организациям, и др.

К доходным вложениям в материальные ценности относится имущество, предоставляемое в лизинг либо по договору проката.

Оборотные активы отличаются от средств длительного исполь­зования (основных средств, нематериальных активов) тем, что они могут быть обращены в деньги или полностью использованы в ближайшем будущем (в течение одного года или операционного цикла). Они участвуют в одном акте производства, их стоимость сразу переносится на издержки производства (готовый продукт) или обращения и полностью списывается на затраты организации. К ним относятся: материально-производственные запасы (МПЗ), готовая продукция, товары, затраты в незавершенном производ­стве, расходы будущих периодов, налог на добавленную стоимость (НДС) по приобретенным ценностям, средства в текущих расче­тах, денежные средства.

Производственные запасы представляют собой часть МПЗ ор­ганизации (сырье, основные и вспомогательные материалы, по­купные полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо, запас­ные части и др.), используемую в качестве предметов труда при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, предназначенных для продажи, или для управленческих нужд.

Готовая продукция — это часть МПЗ организации, предназна­ченная для продажи, являющаяся конечным результатом произ­водственного процесса, законченная обработкой (комплектаци­ей), технические и качественные характеристики которой соот­ветствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством РФ.

Товары представляют собой часть МПЗ организации, приоб­ретенную или полученную от других юридических и физических лиц и предназначенную для продажи или перепродажи без допол­нительной обработки.

Незавершенное производство — это продукция (работы), не прошедшая всех стадий обработки, предусмотренных технологи­ческим процессом. В затраты незавершенного производства вклю­чаются также полуфабрикаты собственного изготовления, пред­назначенные для дальнейшей обработки, переработки в данной организации; неукомплектованные изделия, не прошедшие испы­тания и технической приемки.

Краткосрочные финансовые вложения — это вложения денеж­ных средств или иного имущества в другие организации на срок не более 12 мес в целях получения дохода или контроля над их деятельностью. К ним относятся вложения в уставные капиталы, акции, облигации и другие ценные бумаги.

Расходы будуищх периодов представляют собой затраты, произве­денные в текущем отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам и подлежащие равномерному списанию на те­кущие затраты в течение периода, к которому они относятся (рас­ходы по подписке на периодические издания, уплаченные вперед суммы арендной платы, затраты на ремонт основных средств и др.).

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценно­стям — это суммы НДС, уплаченные поставщикам при покупке МПЗ и подлежащие в соответствии с налоговым законодатель­ством возмещению из бюджета при соблюдении определенных условий.

Средства в текущих расчетах — это дебиторская задолжен­ность юридических и физических лиц данной организации (сум­ма долгов покупателей и заказчиков, подотчетных лиц и прочих дебиторов).

Денежные средства — сумма денег на счетах в банках (расчет­ных, валютных, специальных и др.), денежные переводы, налич­ные деньги и денежные документы (путевки, авиабилеты, почто­вые марки и др.) в кассе организации.

Источники формирования хозяйственных средств организа­ции. К таким источникам относятся: уставный (складочный), до­бавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль. К ис­точникам хозяйственных средств приравниваются также целевые финансирование и поступления.

Уставный (складочный) капитал — это первоначально инвестированный капитал, формируемый за счет вкладов учредителей (участников) и соответствующий установленному размеру в учре­дительном договоре.

Добавочный капитал — собственный капитал организации, об­разовавшийся в результате дооценки внеоборотных активов, без­возмездно полученных ценностей, который отображает эмиссион­ный доход акционерного общества.

Резервный капитал формируется за счет части прибыли орга­низации и предназначен для покрытия возможных убытков орга­низации, а также для выплаты дивидендов, погашения облигаций организации и выкупа собственных акций.

Нераспределенная прибыль представляет собой разность между доходами и расходами организации и отображает собственный капитал организации, сформированный в результате ее текущей эффективной деятельности.

Резервы необходимы организации для покрытия расходов и платежей. Они создаются организацией за счет себестоимости или прибыли для равномерного включения в расходы отчетного периода затрат на оплату отпусков, выплату вознаграждений за выслугу лет и по итогам года, ремонт основных средств и т.д.

Целевые финансирование и поступления — это средства, пред­назначенные для финансирования целевых мероприятий. Они выделяются различными государственными и негосударствен­ными организациями на конкретные мероприятия, носят строго целевой характер и могут быть использованы лишь по назначе­нию.

Обязательства организации.Заемные источники средств (обя­зательства) являются внешними источниками ресурсов организа­ции. В зависимости от срока погашения различают краткосрочные и долгосрочные обязательства.

Краткосрочные — это обязательства, которые подлежат по­гашению в течение одного года, а долгосрочные — в срок более одного года.

К краткосрочным обязательствам относятся: краткосрочные кредиты банков; краткосрочные займы, полученные от юриди­ческих и физических лиц; кредиторская задолженность работ­никам организации по оплате труда, поставщикам за товарно­материальные ценности (ТМЦ), финансовым органам по налогам, фондам социального страхования и обеспечения по страховым взносам, другим юридическим и физическим лицам.

К долгосрочным обязательствам относятся: долгосрочные кре­диты банков; долгосрочные векселя, выданные кредиторам, по­ставщикам за полученные ТМЦ, профие долгосрочные займы.

Классификация хозяйственных средств (2)

1) по сферам нахождения: производство, обращение, внепроизводственная сфера;

2) по источникам формирования: собственные средства (капи­тал и резервы), заемные средства (кредиты, займы, кредиторская задолженность);

3) по оценке финансовых способностей: возможности предпри­ятия (оборотные и внеоборотные активы), обязательства предпри­ятия (долгосрочные и краткосрочные обязательства);

4) по источникам образования: собственные источники (капи­тал, прибыль, целевые финансирование и поступления), кредиты (краткосрочные, долгосрочные и не погашенные в срок), займы (краткосрочные и долгосрочные), кредиторская задолженность (бюджету, внебюджетным фондам, работникам, по товарным опе­рациям, прочая кредиторская задолженность);

5) по видам имущества: внеоборотные активы (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, долго­срочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы), оборотные активы (запасы, дебиторская задолженность, краткос­рочные финансовые вложения, денежные средства, прочие обо­ротные активы).

МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Метод бухгалтерского учета — это совокупность приемов и способов, с помощью которых определяется предмет (объект) бух­галтерского учета.

Каждый отдельный прием или способ является элементом мето­да бухгалтерского учета. К ним относятся: бухгалтерский баланс, счета и двойная запись, документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, бухгалтерская отчетность.

Бухгалтерский баланс является способом обобщения и группи­ровки хозяйственных средств организации по видам и размеще­нию, источникам формирования и целевому назначению в денеж­ном измерителе на определенный момент времени. Он содержит информацию об имущественном и финансовом положении орга­низации.

Бухгалтерский счет — это специальный прием, который позво­ляет осуществлять экономическую группировку хозяйственных средств и текущий учет однородных хозяйственных операций. Бухгалтерский счет открывается на каждый отдельный объект учета. Совокупность счетов представляет собой систему форми­рования и сохранения информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Система двойной записи на счетах основывается на принципе двойственности и состоит в том, что каждая хозяйственная опе­рация должна быть зарегистрирована дважды: по дебету одного и кредиту другого счета в одной и той же сумме.

Документация — это способ первичного отображения объек­тов бухгалтерского учета путем их документального оформления. На каждую хозяйственную операцию или группу однородных операций составляют оправдательный документ, который явля­ется материальным носителем первичной учетной информации и служит в дальнейшем основанием для регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Инвентаризация — это проверка фактического наличия иму­щества и финансовых обязательств организации и сопоставление полученных данных о них с данными бухгалтерских счетов в це­лях установления достоверности учетных показателей и их уточ­нения при выявленных расхождениях.

Оценка представляет собой способ денежного выражения иму­щества и обязательств организации путем суммирования затрат для их отображения в бух.учете и отчетности.

Калькуляция — это способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготов­ленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Бухгалтерская отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации, финансо­вых результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Она является завершающим этапом учетного процесса и включает в себя бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, а также дополняется другими отчетными данными с пояснениями в соответствии с требованиями стандартов бух.учета.

Вопрос 6.

Для руководства хозяйственной деятельностью организации необходимо иметь информацию о хозяйственных средствах, которыми распоряжается организация, а также об их составе, размещении, источниках средств и их целевом назначении. Необходима экономическая группировка средств. Эти сведения отражаются в бухгалтерском балансе.

Основой построения бухгалтерского баланса является двойственная группировка объектов бухгалтерского учета (имущества) — по их функциональной роли в процессе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности и источникам формирования."

Информация о двойственной группировке объектов бухгалтерского учета получает в балансе упорядоченное отражение в обобщенном виде в денежном измерителе.

Балансовое обобщение предполагает синтетический, обобщенный характер информации, позволяющий свести частные показатели, отдельные информационные взаимосвязи в едином измерителе в целостную систему обобщенных данных.

Бухгалтерский баланс представляет собой способ экономической группировки имущества по его составу и размещению и источникам его формирования на 1-е число месяца, квартала, года.

Следовательно, в бухгалтерском балансе имущество организации

рассматривается с двух позиций: по составу и размещению и по источникам образования.

По внешнему виду бухгалтерский баланс представляет собой таблицу: в левой ее части показывается имущество по составу и размещению — актив баланса. В правой части отражаются источники формирования этого имущества — пассив баланса, т.е.

Таким образом всегда соблюдается равенство сумм левой и правой сторон баланса.

Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья, которая соответствует виду (наименованию) имущества, обязательств, источнику формирования имущества. Статьей бухгалтерского баланса называется показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств организации. Балансовые статьи объединяются в группы, а группы — в разделы исходя из их

экономического содержания.

Различают баланс-брутто и баланс-нетто. В настоящее время используется форма баланса, которая определена в соответствии с требованиями Международных бухгалтерских стандартов, что соответствует балансу-нетто.

Бухгалтерский баланс-нетто предусматривает два раздела в активе и три раздела в пассиве. В активе первый раздел называется ≪Внеоборотные активы≫, второй раздел — ≪Оборотные активы≫.

Пассив состоит из трех разделов: ≪Собственный капитал≫, ≪Долгосрочные обязательства≫, ≪Краткосрочные обязательства≫.

Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой баланса.

Показатели баланса в денежной оценке подразделяются на начало года и на конец отчетного периода. Фактически в нем фиксируется стоимость остатков имущества, материалов, задолженности, сформированный капитал, фонды, займы, кредиты и прочие долги. Отсюда и

потребность деления его на две части: активную и пассивную.

Баланс фиксирует общее состояние средств на определенную дату, поэтому при помощи его невозможно контролировать движение отдельных видов этих средств, их источников. Для систематического наблюдения за каждым видом средств, хозяйственных процессов, источников средств в текущем учете применяют систему счетов бухгалтерского учета.

Наши рекомендации