Экономическая сущность и функции финансов. Состав финансовых отношений.

Финансы – совокупность эконом-их отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (в целях обеспечения благосостояния населения и экономического роста).

Централизованные финансы – это отношения, возникающие у государства в процессе формирования, распределения и использования целевых денежных фондов.

Децентрализованные финансы –форма организации денежных отношений, движения фондов денежных средств, формируемых на уровне различных предприятий, организаций, иных субъектов хозяйственной деятельности, домохозяйств и отдельных граждан.

Экономическая сущность финансов включает в себя совокупность денежно-распределительных отношений, без которых невозможно осуществить кругооборот производственных фондов.

Функции:

1. Распределительная. Состоит в том, что вновь созданная в экономической системе стоимость подлежит распределению в соответствии с потребностями общества и государства. Реализация этой функции обеспечивает государство.

2. Контрольная. Состоит в постоянном контроле за полнотой, правильностью и своевременностью получения доходов и осуществлением расходов из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

3. Регулирующая, сводится к тому, что государство с помощью системы финансовых рычагов оказывает воздействие на развитие хозяйствующих субъектов, отраслей, регионов в нужном обществу направлении. Посредством распределения денежных средств государство стимулирует или сдерживает развитие определенных социально-экономических процессов (налоги, дотации, % за кредит).

2. Финансовые ресурсы: понятие, виды, источники образования.

Финансовые ресурсы – это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств, т. е. это деньги, обслуживающие финансовые отношения.

Источники финансовых ресурсов на макроуровне (государства):

– валовой внутренний продукт (ВВП);

– доходы от внешнеэкономической деятельности;

– национальное богатство;

привлеченные (заемные) ресурсы.

Источники финансовых ресурсов на микроуровне (организация, предприятие):

– источники собственных финансовых ресурсов (деятельность предприятия; богатство предприятия - оборудование и др.);

– средства предприятия, которые приравниваются к собственным (зарплата, отпускные деньги);

– привлеченные средства (заемные средства, средства от продажи акций и облигаций);

– средства, получаемые предприятиями в порядке перераспределения (от министерств, вышестоящих инстанций, из бюджета; страховые возмещения).

Основные виды финансовых ресурсов на макроуровне: налоги кредиты из разных источников, отчисления во внебюджетные фонды, платежи населения в местный бюджет, прочее.

Основные виды финансовых ресурсов на микроуровне: прибыль, амортизация, кредитные инвестиции, страховые возмещения, выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, финансовые ресурсы по перечислению от вышестоящих структур, бюджетные субсидии, прочие.

3. Финансовая система РФ: понятие, состав, характеристика отдельных звеньев.

Финансовая система РФ – совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система РФ включает в себя:

1. Государственную бюджетную систему.

2. Внебюджетные специальные фонды.

3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне).

4. Фонды страхования (имущественного и личного);

5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Финансы предприятий - это совокупность денежных отношений, связанная с формированием, использованием децентрализованных денежных фондов в результате кругооборота производственных фондов и участия в воспроизводстве рабочей силы.

Финансы государства - это совокупность денежных отношений, которые проявляются в формировании и использовании в централизованных денежных фондах в целях удовлетворения общественных потребностей.

Финансы населения - совокупность денежных отношений, связанных с формированием бюджета домохозяйств в целях удовлетворения личных потребностей.

Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Главными источниками финансирования являются налоги (75%) и пошлины (25%).

Внебюджетные фонды - средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет, за счет целевых налоговых отчислений.

Государственный кредит - это непосредственно кредит, продажа облигаций и других ценных бумаг.

Фонды страхования - это фонды, формируемые для осуществления социального, имущественного, личного страхования и страхования вкладов.

4. Государственные внебюджетные фонды: состав, значение источники формирования.

Госуда́рственный внебюдже́тный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда.

Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются:

1) бюджет ПФРФ

2) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

3) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС).

ПФРФ создан, для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение.

Задачи ПФРФ:

– целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения;

– организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

– капитализация средств Фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

– контроль за своевременным и полным поступлением в Фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

Источники ПФРФ:

– страховые взносов;

– средств Федерального бюджета;

– сумм пеней и иных финансовых санкций;

– доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

– добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

– иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

ФОМС– один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об ОМС граждан в Российской Федерации».

Среди основных функций фонда:

– Выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования.

– Финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.

– Контроль за целевым использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.

Средства обязательного медицинского страхования формируются за счет:

1) доходов от уплаты:

а) страховых взносов на обязательное медицинское страхование;

б) недоимок по взносам, налоговым платежам;

в) начисленных пеней и штрафов;

2) средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование;

3) средств бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемых в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

4) доходов от размещения временно свободных средств;

5) иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

ФСС РФ –один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

Функции:

– страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: выплата пособий по временной нетрудоспособности (оплата "больничных"), пособий по беременности и родам, единовременных пособий при постановке на учет в ранние сроки беременности, единовременных пособий при рождении, ежемесячных пособий по уходу за ребенком;

– страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

– обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение;

– обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами;

– оплата родовых сертификатов.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования являются:

– страховые взносы;

– межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

– денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

– доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

– иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

5. Государственный долг: понятие, виды, инструменты управления.

Госуда́рственный долг –результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета.

Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.

Внутренний долг — обязательства перед резидентами в рублях.

Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:

– кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

– государственных ценных бумаг;

– договоров о предоставлении государственных гарантий;

– переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) идолгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга. Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.

Инструменты управления:

– консолидация — объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;

– конверсия государственного займа — изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;

– конверсия внешнего долга — средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;

– новация — замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

Наши рекомендации