Статья 4. Этические конфликты и их разрешение
4.1. При оценке степени соблюдения основных принципов профессиональному бухгалтеру, возможно, потребуется разрешить конфликт, причиной которого является применение основных принципов поведения.
4.2. Приступая к формальному или неформальному процессу разрешения конфликта профессиональный бухгалтер в качестве части такого процесса должен самостоятельно или совместно с другими лицами рассмотреть:
а) уместные факты;
б) имеющиеся этические проблемы;
в) основные принципы, имеющие отношение к вопросу;
г) установленные внутренние процедуры;
д) альтернативные действия.
4.3. Рассмотрев указанное, профессиональный бухгалтер должен определить образ действий, совместимый с основными принципами поведения. Профессиональный бухгалтер также должен взвесить последствия возможных действий. Если проблема остается неразрешенной, то профессиональный бухгалтер должен проконсультироваться с соответствующими лицами в профессиональной организации или в организации, в которой он работает по найму, с целью получения помощи для разрешения конфликта.
Профессиональному бухгалтеру следует документировать суть проблемы, детали любых обсуждений ее и решений, принятых по этой проблеме.
4.4. Если значительный конфликт не поддается разрешению, профессиональный бухгалтер может обратиться за профессиональным советом в соответствующую саморегулируемую организацию профессиональных бухгалтеров или к юридическим консультантам и таким образом получить рекомендации по разрешению этической проблемы, не нарушая при этом конфиденциальности. Например, профессиональный бухгалтер может столкнуться со случаем мошенничества, сообщая о котором он может нарушить обязательство о соблюдении конфиденциальности. В таком случае профессиональный бухгалтер должен рассмотреть возможность получения юридической консультации, чтобы определить, обязан ли он сообщать о данном факте компетентным органам.
4.5. Если все возможности исчерпаны, а этический конфликт остается неразрешенным, профессиональный бухгалтер должен (когда это возможно) отказаться быть ассоциированным с предметом, ставшим причиной этого конфликта. Профессиональный бухгалтер может решить, что в данных обстоятельствах следует отказаться от конкретных обязательств или полностью сложить с себя обязанности в рамках задания (договора) профессиональной организации или нанявшей его организации.
Конфликт интересов
4.6. Публично практикующий профессиональный бухгалтер должен предпринимать разумные шаги для выявления обстоятельств, в которых может возникнуть конфликт интересов. Такие обстоятельства могут привести к возникновению угрозы нарушения основных принципов. Например, в случае, если профессиональный бухгалтер является непосредственным конкурентом клиента либо участвует в совместном бизнесе или аналогичной деятельности с основным конкурентом клиента, может возникнуть угроза нарушения принципа объективности. Угроза нарушения принципа объективности или принципа конфиденциальности может также возникнуть, если профессиональный бухгалтер оказывает услуги клиентам, между которыми существует конфликт интересов или спор, имеющие отношение к предмету услуг.
4.7. Профессиональный бухгалтер должен оценить серьезность всех угроз. В этом случае ему следует принять во внимание факт существования деловых интересов или отношений с клиентом или третьей стороной, которые могут привести к возникновению таких угроз до установления или продолжения поддержания отношений или принятия конкретного задания. Если такие угрозы не являются явно незначительными, необходимо обдумать и по мере необходимости принять меры предосторожности для устранения таких угроз или сведения их до приемлемого уровня.
4.8. В зависимости от обстоятельств, ведущих к возникновению такого конфликта, меры предосторожности обычно включают:
а) уведомление клиента о деловых интересах или деятельности, которые могут представлять конфликт интересов, и получение согласия клиента на действия в таких обстоятельствах;
б) уведомление всех соответствующих сторон о том, что профессиональный бухгалтер оказывает двум или более сторонам услуги, касающиеся предмета, который вызывает конфликт интересов этих сторон, и получение согласия всех этих сторон на продолжение таких действий;
в) уведомление клиента о том, что профессиональный бухгалтер при оказании запрашиваемых услуг работает для многих клиентов (например, в конкретном секторе рынка или по конкретному виду заданий), и получение согласия на действия при таких обстоятельствах.
4.9. Также должны быть рассмотрены следующие меры предосторожности:
а) привлечение к работе независимых групп профессиональных бухгалтеров;
б) применение процедур, препятствующих доступу к информации (например, строгая физическая изоляция групп друг от друга, конфиденциальное и безопасное хранение информации);
в) использование четких инструкций по вопросам безопасности и конфиденциальности для членов групп, ответственных за задание;
г) применение предупреждений о соблюдении правил конфиденциальности, подписанных сотрудниками и руководителями профессиональной организации.
4.10. Если конфликт интересов создает угрозы нарушения одного или более основных принципов (например, принципов объективности, конфиденциальности и профессионального поведения), которые нельзя с помощью мер предосторожности устранить или свести до приемлемого уровня, то профессиональный бухгалтер должен вынести решение о невозможности принять такое задание или о необходимости прекратить выполнение одного или нескольких конфликтующих заданий.
4.11. Если профессиональный бухгалтер запросил согласие клиента на работу для третьей стороны (которая в данный момент может являться или не являться его клиентом) над предметом, который вызывает конфликт соответствующих интересов, и такое согласие не было получено, то профессиональный бухгалтер должен отказаться от продолжения работы для одной из сторон над этим предметом.
Потенциальные конфликты
4.12. У профессионального бухгалтера, работающего по найму, существуют профессиональные обязательства по соблюдению основных принципов поведения. Однако бывают случаи, когда обязанности в нанявшей его организации и обязательства по соблюдению основных принципов вступают в конфликт. В нормальных условиях профессиональный бухгалтер должен придерживаться легитимных и этичных целей и задач работодателя, правил и процедур, направленных на их выполнение. Однако при угрозе нарушения основных принципов профессиональный бухгалтер должен решить, как ему следует реагировать в сложившихся обстоятельствах.
4.13. Следствием обязанностей перед организацией-работодателем может являться то, что профессиональный бухгалтер будет испытывать давление, которое вынуждает его вести себя или действовать таким образом, что может возникнуть прямая или косвенная угроза нарушения основных принципов. Такое давление может быть как явным, так и скрытым и может оказываться непосредственным руководителем, старшим руководителем, директором или другим лицом в составе организации. Профессиональный бухгалтер, работающий по найму, может подвергнуться давлению с целью заставить его:
а) действовать в противоречии с требованиями законов или нормативных актов;
б) действовать в противоречии с техническими или профессиональными стандартами;
в) способствовать неэтичной или противозаконной стратегии получения доходов;
г) лгать или иным способом вводить в заблуждение (в том числе храня молчание) других лиц, в частности:
- аудиторов организации-работодателя или
- представителей контрольных органов;
д) выпускать самому или быть иным способом причастным к выпуску финансовой или другой отчетности, в которой существенно искажаются факты, в том числе, например, заявления, сделанные в отношении:
- финансовой отчетности;
- соответствия нормам налогообложения;
- соблюдения требований законодательства;
- отчетности, требуемой органами, регулирующими порядок обращения ценных бумаг.
4.14. Необходимо оценить серьезность угроз, возникающих вследствие такого давления (например, угрозы шантажа), и, если они не являются явно незначительными, следует предусмотреть и по мере необходимости принять меры предосторожности для их устранения или сведения до приемлемого уровня. К таким мерам относятся:
а) получение консультации или в самой организации, или у независимого профессионального юриста, или в соответствующем профессиональном органе;
б) применение имеющихся в организации официальных процедур для разрешения споров;
в) обращение за юридической консультацией.