Фин-ый ПиП, его сод.и зад.

Первые попытки гос-ва опр-ить осн виды расходов и источники их покрытия отн-ся к 16-17вв. Широкое распрастр-ие план-ие получило в СССР. ПиП использ-ся в целом для опр-я рац пропорций в развитии эк-ки, изменений в конкр периоды темпов роста отраслей, культуры и т.д.В пр-се фин ПиПа выявл-ся резервы увелич-я пр-ва продукции, сниж-я ее себест-ти, лучшего использ-я осн и оборотн фондов.

Фин.план-ние- научн.подход обоснов-я на опр.период движ-я фин.рес-сов и соотв-фин.отн-й.

В усл-ях тов-ден отн-ний, действия фин.рычагов обязат.частью эк.и соц.планорования стан-ся фин-ое. Оно дает полож.рез-ты т-о тогда, когда оно баз-ся на познании объективн.законом-тей разв-я об-ва, тенденциях движ-я фин.рес-сов. Первостеп.знач-е в план-нии имеет исп-ние прогресс.методов план-ния, оценки реш-й, многовариантность расчетов на основе новейш.техники.

Фин.план-ние- научн.подход обоснов-я на опр.период движ-я фин.рес-сов и соотв-фин.отн-й. Его объект – фин.деят-ть гос-ва и люб.хоз.субьекта. Его следует рассм-вать как целенаправл.деят-ть гос-ва и субъектов хоз-ния по обосн-ю эфф-сти принимаем.экэ и соц реш-ий с учетом их обесп-сти источниками фин-ния.

Первостеп.знач-е в план-нии имеет исп-ние прогресс.методов план-ния, оценки реш-й, многовариантность расчетов на основе новейш.техники. Поэтому следует развивать науку, тех-ку, квал-цию соотв.аппарата.

Пр-пы фин.план-ния:1)объективн.необх-сть его исп-ния 2)эфф-сть 3)комплексность и един-во целей 4)научность.

Задачи:1)воздействие на воспроизв.пр-сы, попытка сгладить соц.последствия стихийн.рын.сил с п-ю план-ния 2)повысить эфф-сть обществ.воспр-ва.

Система фин.планов.

Систематизация ФП осущ-с в зав-ти от разл.признаков:

1-исходя из построения фин.системы гос-ва:-общегос.(централиз.) и фин.планы п/п, орг-й(децентрализ)

2-в зав-ти от ур-ня, на котором они составляются:-первичные;-сводные

Первичные ФП -планы п/п, делятся на:

*ФП п/п сферы пр-ва. Осн.формой явл. расчетный баланс дох и расх (годовой ФП). Он является одним из разделов бизнес-плана. Разделы:

1. «дох.и поступл», в котором отражаются прибыль п/п, аморт.отчисл, дох.от выпуска ц.б., заемные средства, рес-сы, поступающие от др.п/п, вышестоящих орг-й, б-та,

2. «расх и отчисл» отражает распределение и использование прибыли п/п, др.собств., заемных, привлеч. источников.

*ФП учр-й и орг-й сферы обслуживания, функц-щих на усл-ях комм. расчета.

Также составляется расчетный баланс дох и расх.

*сметы расходов учр-й и орг-й, находящихся на бюдж. фин-и.

Смета – форма планового расчета, определяющая потребность учр-й в ден. рес-сах на предстоящий п-д (не больше 1 года) и напр-я расходоваия этих ресурсов. Она явл. важнейшим план.док-том, на его основе осущ-ся фин-е из бюджета. Она отражает одностор.форму отношений этих орг-й с гос.бюджетом. В смете указ-ся объем бюдж.ассигнований, предусм-й по орг-ям и учр-ям непроизв.сферы, а т.направления расходования этих средств исходя из особенностей отраслей непроизв сферы и основываясь на бюдж.классификации. Напр., на выплату зарплаты, начисления на зарплату, приобр-е инвентаря, расход мат-лов, на командир.расх, служебные разъезды, на стипендии, на оплату питния.

Кроме этого, учр- и орг-и непроизв сферы составляют смету дох и расх по внебюдж. д-ти в том случае, если они оказывают платные услуги и имеют на это лицензию. Такая смета сост-ся отдельно по каждому источнику внебюдж.ср-в. Она вкл. в себя 3 раздела:

1-доходы, 2-расходы, 3-налоги и отчисления.

Сводные ФП:

*общегос.ФП. (гос.бюджет, сметы целевых бюдж.фондов, формируемых на общегос. уровне);

*отраслевые ФП: расчетные балансы дох и расх, др. формы ФП Министерств, Ведомств, ассоциаций в сфере производства, а т. в сфере обслуживания;

*территориальные ФП: местные б-ты, т.е. б-ты областей, городов, районов и т.д.

В зав. от п-да, на который разрабат-ся ФП :

*долгоср.(перспективные) – больше 1 года;

*текущие(годовые)- на 1 год с разбивкой по кварталам;

*оперативные – на месяц с разбивкой по декадам или неделям. Осн.форма такого плана-платежный календарь, в нем сопоставляются дох и расх.

Взаимосвязь в системе ФП проявляетс в том, что первичные ФП являются частью сводных, на базе которых составлются общегос. ФП.

29 Этапы и мет.фин.план-ния.

Фин.план-ние- научн.подход обоснов-я на опр.период движ-я фин.рес-сов и соотв-фин.отн-й.

Этапы:

Анализ эк, институц,соц.стр-ры, ан-з произв-ых и фин.рез-тов за опр.период времени (оценка достигн.ур-ня, выявл-е отклонений и их причин,расчет исходн.позиций фин.плана)

Расчеты по всем видам доходов на план.период, опр-е направлений и объемов их исп-ния. Ан-з целесообр-сти и потр-сти в дополн.рес-сах и опр-е их источников.

Объед-е отд.расчетов в 1 док-т- фин.план.

Методология фин.план-ния баз-ся на принципах: 1)объективн.необх-сть его исп-ния 2)эфф-сть 3)комплексность и един-во целей 4)научность.

Методы:

1)экстраполяция – план.пок-ли опр-ся исходя из данных отчетн.периода, коррект-ся с учетом устойчив.динамики изменений, ичитывая план.ур-нь инфляции.

2)нормативный – фин.пок-ли рассч-ся на основе устан.норм и нормативов.

3)балансовый – увязка план.расходов с предполагаем.источниками доходов(предотвращ-е возможн-ти диспропорции д-дов и расходов)

Матем.моделирования- построение моделифин.отн-й. Сост-ся неск-ко вариантов будущего мероприятия и из них выбирается оптимальный.

Программно-целевой

Экспертн.оценки.

?. Развитие ФПл в соврем условиях.

В совр усл возрастает роль ФПл как на макроуровне с целью разраб науч базыпринятия решений в обл разв экон и соц сферы,так и на микроуровне с целью принятия обоснов решений в условиях риска предприн деят-ти.Реал-ция любого проекта,программы на уровне гос-ва и уровне предпр-ий зависит от его фин обеспеч и эти задачи реш в процессе ФПл.

ФПл на предпр-ии в соврем усл очень сложный комплексный процесс,кот проявляется,во-первых в разработке разл форм фин. планов.Рассмотренный расч баланс доходов и и рисков пред-тия,хоть и явл осно формой фин.планов,в то же время не учит весь объем ФРес,норм-емых и расх-емых на пред-тии.Например в нем не отраж краткоср кред и займы,выручка,не указаны налоги,уплач из выручки и отн на с/ст прод.Т.о. необ состав и др фин.плановдля оптим орган проц упр фин-ми.Одним из таких планов явл план движ ден.ср-тв по видам деят-ти пред-тия,в кот заранее предусмот меропр по привлеч ФРес и по сокр расходов в случае дефецита ФРес.Такой док-но может сост на год или квртал.

Можно также сост кред план,вал,налог,бюдж.Прогрессив направ явл бюджетирование, т.е.сост бюджета в узком смысле(в рамках пред-тия).

Бюджет-фин.план,отраж расх о дох по тек,инвест и фин деят-ти пред-тия.

В практике исп 2 осн вида бюджета: тек и капит.

Тек бюджет сост на срок до года и охват опер(тек) деят-ть пред-тия.

Капит бюджет на более длит срок и связан с инвест деят-тью.

В наст разраб на пред-тиях имеют различ горизонты пл-ния,поэтому возн потр-ть сост плана,отраж базовые составляющие разл видов планов и облад шир возм-ми его прим (бизнес-план).В завис от цели сост БизПл может включ различ разделы,но ФПлан (стратегия) явл обяз разделом.В состав этого раздела вхожит:прогноз объемов реал,пл-ние Д и Р,баланс ден расх и поступлений,прогноз баланса активов и пассивов,график достиж безубыт-ти.

Необ-ть и содер ФК.

Необ-ть ФК вытекает из объект необ-ти сущ-ния контр функции фин-ов. Без ФК эта функция не смогла бы реально прояв-ся. Раскр содерж ФК необ опр сферу его действия, объекты и субъекты.

Сферой действия ФК явл те экон-ден отношения,кот связаны с форм,расп и перерасп и исп ден дох и фин ден ср-тв на микро и макро уровнях.

Осн объектом ФК явл выступ ФРес,кот обр,аккум в конкр фондах ден ср-тв,расп-ся и исп в соотв с их цел назнач.Необ учит,что на конкрет источники ФРес оказывают влияние разнообр факторы,кот также будут явл объектами ФК(Прибыль,цена,с/ст).В учеб лит-ре объектом называют фин-хоз деят-ть.Можно рассмотреть ее в кач-ве объекта,но ФРес как объект знач шире.ФРес явл рез фин-хоз деят-ти.

Субъектами ФК выступ специализир фонды и орган,службы,наделенные контр функциями на разл ур-нях,а именно гос.органы и орг-ии,хоз органы,аудит орг,фин службы,предпр,орган.

ФК предст собой совок действий уполном органов,орг-ий,служб по обеспеч выполнения хоз субъектами,гражданами установленных форм фин отнош,методов,способов их орган-ии и разработке предпол по соверш фин.отнош.

Задачи ФК:

1).обесп эк интересов прав гос-ва,его органов,а также и всех других экон субъектами.

2).содействие сбалансир-ти между потр-тью в ФРес на всех уровнях и реализ объемами аккумул ФРес в конкрет периоде и на перспективу.

3).обеспеч своевремен-ти и полноты выполнения ФОбяз-тв всеми хоз.субъектами,гражд перед гос-ом (бюджетом,ЦелБюджФонд).

4).выявление резервов увел,роста фин рес на микро и макро уровнях.

Наши рекомендации