Цель и задачи бухгалтерского учета в оптовой торговли

Основные принципы учета товаров в оптовой торговли

Цены на товары как важнейшая учетная категория при расчетах с поставщиками и покупателями. Оценка товаров в бухгалтерском учете.

В1

Оптовая торговля - вид торговли, основной целью которого является последующее использование товаров в предпринимательской деятельности или на цели, не связанные с личным, семейным и домашним потреблением.

Основным статистическим показателем деятельности торговых организаций является оптовый товарооборот.

Оптовый товарооборот - показатель объема продаж товаров не собственного производства без их видоизменения юридическим лицам и предпринимателям с целью из дальнейшей перепродажи или собственного использования.

Важнейшими объектами учета и отчетности, связанными с этим показателем являются товары, выручка от реализации товаров, валовая прибыль, расходы, связанные с реализацией товара, прибыль от реализации товаров.

Товары - часть краткосрочных активов (материальных запасов организации), полученных от других юридических и физических лиц и предназначенных для продажи без дополнительной обработки. Товары в бухгалтерском учете классифицируются по признакам:

1. По принадлежности:

a) Принадлежащие организации на правах собственности

b) Не принадлежащие на правах собственности

2. По стране происхождения:

a) Отечественные

b) Товары иностранного производства

3. В зависимости от вида торговли:

a) В оптовой торговле

b) В розничной торговле

c) В общественном питании

4. По наименованиям

Основная цель бухгалтерского учета - формирование своевременной информации о поступлениях и выбытиях товаров, определение выручки от реализации товаров и сравнение доходов и расходов.

Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:

· Контроль за выполнением договоров с поставщиками и правильностью документального оформления, приемки и оприходования товаров.

· Контроль за соблюдением действующего порядка формирования цен на товары.

· Обеспечение достоверного учета, поступления и выбытия товаров.

· Формирование в системе учета показателей о доходах и расходах.

· Обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей.

В2

Надлежащую организацию учета товаров на предприятиях торговли обеспечивает соблюдение следующих принципов:

o Принцип материальной ответственности: обязанность работника возместить в установленном размере причиненный ущерб по его вине. При приеме на работу торговая организация заключает договор с материально-ответственным лицом о материальной ответственности. Существует индивидуальная материальная ответственность, бригадная (коллективная) материальная ответственность. При коллективной ответственности ущерб возмещают все члены бригады пропорционально их заработной платы.

o Принцип документального оформления хозяйственных операций. Этот принцип реализуется путем применения необходимых первичных документов для учета движения товаров. Порядок регламентирован приказом президента РБ номер 14 " О некоторых вопросах применения первичных учетных документах"," законом бухгалте

o Принцип периодичности материально-ответственных лиц. Формы и сроки отчетности устанавливает администрация организации.

o Принцип использования в учете денежных и натуральных измерителей.

В3

Ценообразование - процесс по установлению, регулированию цен и контроля за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами индивидуальными предпринимателями и другими субъектами хозяйствования. Государственную политику в области ценообразования осуществляет президент РБ на основании конституции. Правовые основы государственной политики в области ценообразования определены законом о ценообразовании. Основными видами цен являются свободные и регулируемые цены.

Свободные цены складываются под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции. Свободные цены - цены, которые формируются в зависимости от состояния рынка и устанавливаются без государственного вмешательства.

Регулируемые цены - цены, которые устанавливаются субъектами ценообразования, осуществляющими регулирование цен и тарифов. Их 3 вида: фиксированные (установленные в твердовыраженной денежной единице) цены, предельные цены (тарифы),которые ограничены верхним и нижним пределами, предельные торговые наценки (на социально-значимые товары- отдельные виды молока, хлеба... ).

Согласно закону о ценообразовании, цены подразделяются на отпускные и розничные цены. Отпускная цена - цена, установленная изготовителем либо первым импортером ввезшим товар на территорию РБ. Розничная цена - цена, установленная на товары, предназначенные для продажи в розничной торговли. Розничные цены формируют организации розничной торговли, за исключением товаров, на которые установлены единые розничные цены. Отпускная цена изготовителя формируется на основании затрат на производство продукции и прибыли для покрытия затрат. Организации-изготовители и импортеры при определении отпускных цен обязаны обосновывать их экономическими расчетами в форме плановых калькуляций.

Для возмещения текущих затрат (расходов) торговых организаций применяется торговая надбавка. Торговая надбавка устанавливается в процентах к отпускной цене производителя либо первого импортера. Она предназначена для покрытия затрат розничной торговли и оптовой торговли.

Розничная цена определяется путем суммирования отпускной цены изготовителя (первого импортера), торговой надбавки и НДС.

Пример

Отпускная цена изготовителя-100, 80 - затраты, 20-прибыль. Торговая надбавка-50%(50),НДС 20%(30 денежных единиц). Розничная цена 180 денежных единиц единиц.

По товарам на которые установлены фиксированные розничные цены для возмещения затрат торговых организаций применяется торговые скидки, которые установлены в процентах к розничным ценам. Элементы розничной цены по товарам, реализуемым по фиксированным ценам:

o Розничная цена 9900,

o торговая скидка 20%-9900*20%:100% (1980),

o цена приобретения товара торговой организацией-9900-1980=7920,

o НДС в цене товара (10%)- 900(9900*10%:110%). В отпускной цене поставщика 720(7920*10%:110%),в торговой скидке 180(1980*10%:110%)

Установленная торговая скидка по товарам, реализуемым по фиксированным ценам, подразделяется на торговую скидку для оптовых организаций и торговую скидку для розничных организаций.

Для покрытия расходов оптовые организации реализуют товары по ценам с оптовой надбавкой. Оптовая надбавка устанавливается в процентах к отпускной цене изготовителя или первого импортера. При расчете с поставщиками и покупателями имеют место следующие виды цен:

· Цена приобретения товара - стоимость товара подлежащая оплате поставщика не включая НДС

· Цена реализации товара

§ с НДС

§ Без НДС

Пример

Оптовая организация приобретает товары у предприятия-изготовителя. Отпускная цена изготовителя 100 денежных единиц, НДС 20%. Оптовая организация реализует товары с оптовой надбавкой 10%, НДС 20%-22. Отпускная цена реализации с НДС 132 денежных единиц. Разница между продаж ной стоимостью товара без НДС и ценой приобретения - валовая прибыль торговой организации (10 денежных единиц).

В оптовой торговле валовая прибыль - оптовые надбавки, относящиеся к реализованным товарам. При реализации товаров по фиксированным ценам источником валовой прибыли для торговых организаций - торговые скидки, установленные в процентах к розничным ценам.

Товары включаются в состояние товарных запасов, порядок оценки запасов предусмотрен инструкцией номер 133. Запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость запасов, приобретенных за плату определяется по сумме фактических затрат на их приобретение. Организации, осуществляющие розничную торговлю, могут оценивать приобретаемые товары по розничным ценам. Порядок оценки товаров в текущем учете предусматривается в учетной политике.

Тема 17: Документальное оформление и учет поступления товаров в оптовой торговли

Наши рекомендации