Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации

Российская Федерация по форме государственного устройства является федеративным государством. Существует три уровня органов государственного и местного управления. Поэтому для такого государственного устройства характерна особая система финансовых взаимоотношений этих органов.

Бюджетный федерализм – это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов федерации и органами местного самоуправления в бюджетной сфере.

Принципы бюджетного федерализма:

1) законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;

2) обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

3) обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;

4) самостоятельность и равноправие каждого бюджета, входящего в бюджетную систему.

В процессе применения этих принципов возникают межбюджетные отношения, которые представляют собой взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Идеальная модельбюджетного федерализма предполагает, что объем доходных полномочий членов федерации должен полностью соответствовать объему расходных полномочий, закрепленному за данным уровнем государственной власти. Однако это возможно только теоретически, а на практике между расходными полномочиями и доходными возможностями существует разрыв, так называемый финансовый дисбаланс (вертикальный и горизонтальный).

Несбалансированность бюджетов «по вертикали» определяется тем, что объем функций, возлагаемых на субфедеральные органы власти, как правило, превышает их возможности по финансированию необходимых расходов за счет доходных источников.

Несбалансированность бюджетов «по горизонтали» связана с неравномерностью экономического развития территорий, соответственно дифференциацией их доходных (налоговых) потенциалов. Указанные различия возникают в силу не зависящих от самих территорий причин: наличия природных ресурсов, численности и плотности населения, природно-климатических особенностей и т.п.

Поэтому бюджетный федерализм предполагает вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетных возможностей органов государственной и местной власти с помощью межбюджетных трансфертов (дотаций, субсидий, субвенций) и бюджетных кредитов.

Межбюджетные трансферты – это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов при недостаточности собственных доходов. Эти средства выделяются в основном на выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований.

Субвенции - это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления целевых расходов.

Субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на безвозмездной и безвозвратной основе для финансирования целевых расходов на условиях долевого участия.

Бюджетные кредиты - это бюджетные средства, которые предоставляются другим бюджетам на возвратной возмездной основе для покрытия расходов, предусмотренных программами кредитования. Бюджетный кредит как форма выравнивания используется значительно реже, чем другие формы.

Учитывая, что такие меры для одних территорий выигрышны, а для других – проигрышны, к ним прибегают лишь, если территориальная дифференциация выходит за определенные пределы, когда становится реальностью утрата устойчивости социально-экономического развития государства в целом.

Применение механизмов межбюджетного выравнивания чревато снижением заинтересованности субсидируемых органов власти в проявлении собственных «налоговых усилий», т.е. в действиях по реализации и наращиванию собственного налогового потенциала территорий. Поэтому нерациональная система межбюджетного выравнивания может способствовать закреплению такого положения, при котором территории с большими расходами и недостаточными «налоговыми усилиями» будут получать растущие субсидии.

Система межбюджетного выравнивания призвана решать следующие задачи:

- устранять «вертикальные диспропорции» (ликвидировать несоответствия между объемом расходных обязательств субфедеральных органов власти и величиной закрепленных за бюджетами данных уровней доходных поступлений);

- сглаживать «горизонтальные диспропорции» (сближать уровни бюджетных расходов «богатых» и «бедных» территорий);

- стимулировать территориальные «налоговые усилия» (побуждать территориальные органы власти к мобилизации дополнительных бюджетных доходов на основе более полного использования и развития их собственного доходного потенциала);

- ориентировать бюджетную политику территориальных властей на реализацию общегосударственных приоритетов.

Контрольные вопросы

Наши рекомендации