Собенности оценки ликвидационной стоимости предприятия

В настоящее время существует множество определений ликвидационной стоимости, различия между которыми достаточно существенны с точки зрения практической работы. Мы остановимся на определениях государственного стандарта России ГОСТ Р 51195.0.02-98 («ликвидационная стоимость — стоимость имущества при его вынужденной распродаже») и стандарта Российского общества оценщиков СТО РОО 20-03-96 («ликвидационная стоимость, или стоимость при вынужденной продаже, — это денежная сумма, которая реально может быть получена от продажи собственности в сроки, слишком короткие для проведения адекватного маркетинга в соответствии с определением рыночной стоимости»).

Ликвидационная стоимость подразделяется на три вида:

1. Упорядоченная ликвидационная стоимость. Распродажа активов предприятия осуществляется в течение разумного периода времени, чтобы можно было получить высокие цены за продаваемые активы. Для наименее ликвидной недвижимости предприятия этот период составляет около 2 лет.

2. Принудительная ликвидационная стоимость. Активы распродаются настолько быстро, насколько это возможно, часто одновременно и на одном аукционе.

3. Ликвидационная стоимость прекращения существования активов предприятия. В этом случае активы предприятия не распродаются, а списываются и уничтожаются, а на данном месте строится новое предприятие, дающее значительный экономический либо социальный эффект. В этом случае стоимость предприятия является отрицательной величиной, так как требуются определенные затраты на ликвидацию активов предприятия.

На основании общих правил о ликвидации юридических лиц, установленных в ст. 61-65 ГК РФ, главное отличие ликвидации юридического лица (предприятия) от его реорганизации в любой форме заключается в том, что ликвидация не предполагает правопреемства, т. е. перехода прав и обязанностей ликвидируемого предприятия к другим субъектам.

Добровольная ликвидация юридического лица (предприятия) возможна по решению его участников. ГК РФ (п. 1 ст. 61) прямо предусматривает следующие основания ликвидации юридического лица по решению его участников:

а) истечение срока, на который создано юридическое лицо;

б) достижение цели, ради которой оно создавалось;

в) признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов при условии, что эти нарушения носят неустранимый характер, а также по иным основаниям, которые могут определяться как усмотрением акционеров, так и указанием закона.

Существует возможность добровольной ликвидации (самоликвидации) предприятия, в частности в связи с банкротством. В соответствии со ст. 24 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», при отсутствии возражений кредиторов должник, являющийся юридическим лицом, может объявить о своем банкротстве и добровольной ликвидации.

Следует полагать, что акционеры — владельцы голосующих акций — вправе в установленном порядке принять решение о ликвидации предприятия в связи с нецелесообразностью продолжения его деятельности по любым определяемым ими причинам.

Расчет ликвидационной стоимости предприятия включает несколько основных этапов.

1. Анализируется ряд статистических и бухгалтерских документов, к которым относятся: бухгалтерские отчеты на конец каждого квартала, статистические отчеты, промежуточный ликвидационный баланс инвентарные карточки. На основании комплексного финансового анализа делается экспертный вывод о достаточности средств на покрытие задолженности.

2. Формируется оцениваемая масса имущества. Отдельно рассматриваются следующие группы активов:

- Наиболее ликвидные (оборотные активы).

- Менее ликвидные (необоротные активы).

3. Формируется сумма задолженности компании.

4. Разрабатывается календарный график ликвидации. При этом необходимо учитывать, что продажа различных видов активов компании (недвижимого имущества, машин и оборудования, товарно-материальных запасов) требует различных временных периодов исходя из степени ликвидности и требуемого уровня экспозиции на рынке.

5. Обосновываются размеры затрат.

Выделяются: затраты, связанные с ликвидацией, и затраты, связанные с владением активы до их реализации. К числу затрат, связанных с ликвидацией, в первую очередь относятся комиссионные оценочным и юридическим фирмам, а также налоги и сборы, которые платятся при продаже. К числу затрат, связанных с владением активами до их продажи, относятся расходы на охрану объектов, управленческие расходы по поддержанию работы компании до завершения его ликвидации и т.п.

6. Оценивается реализуемое имущество. Оценка имущества, подлежащего реализации, осуществляется с помощью использования всех Подходов оценки. В практике наиболее часто используемым Подходом для оценки объектов недвижимости является Сравнительный подход.

7. Определяется ставка дисконтирования с учетом планируемого срока реализации. Причем ставка дисконтирования может устанавливаться для каждого вида оцениваемого актива индивидуально с учетом ликвидности (значительны скидки на низкую ликвидность) и риска возможной «непродажи».

8. Строится график реализации имущества, на основании которого определяется совокупная выручка от реализации текущих, материальных и нематериальных активов.

9. По итогам реализации погашается накопленная сумма текущей задолженности за период ликвидации (электроэнергия, отопление и т.п.) и осуществляются выплаты по обязательствам.

При этом требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с которой распределение имущества каждой следующей очереди осуществляется после полного распределения имущества предыдущей очереди.

10. Конечным действием является оценка ликвидационной стоимости, приходящейся на долю собственников (акционеров). Федеральный закон от 26.12.95 г. № 208 ФЗ «Об акционерных (с изменениями от 13.06.96 г.) предусматривает четкий порядок распределения оставшихся сумм.

Таким образом, ликвидационную стоимость определяют путем вычитания из скорректированной суммы всех активов баланса суммы всех текущих затрат, связанных с ликвидацией компании, и величины всех принимаемых обязательств.

По формуле это выглядит так: V = Vактивов+CF-Cost-Q, где Vактивов – текущая стоимости активов предприятия, CF прибыль (убытки) ликвидационного периода, Cost - стоимость затрат на ликвидацию, Q - стоимость долговых обязательств предприятия.

При формулировании окончательного вывода относительно ликвидационной стоимости предприятия еще раз анализируются факторы, приведшие к банкротству предприятия. Если ситуация банкротства обусловлена низким уровнем управления, то корректировка полученной в результате расчетов величины ликвидационной стоимости не производится. Если же причиной банкротства явилось местоположение объекта, внешние условия, как-то: общая экономическая ситуация, налоговая политика и т. п., то полученная величина ликвидационной стоимости корректируется в сторону уменьшения.

адача

Клиент хочет накопить на своем счете 500 тыс. руб., осуществляя в конце каждого года равные вклады в банк под сложную процентную ставку 22 % годовых. Какой величины должен быть вклад, чтобы клиент мог накопить требуемую сумму за три года?.

Решение:

Fv = Sv * ( 1 + R * (Td / Ty) ), где

Fv — итоговая сумма;

Sv — начальная сумма;

R — годовая процентная ставка;

Td — срок вклада в днях;

Ty — количество дней в году.

Fv = Sv * ( 1 + R * (Td / Ty) )

500 000 = Sv * (1 + 0,22*(3*365*3/365)

Sv = 301204 руб.

Список литературных источников

1. Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В. Оценка бизнеса. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с: ил. – (Серия "Учебное пособие").

2. Попков В.П., Евстафьева Е.В. Оценка бизнеса. Схемы и таблицы: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2007. – 240 с.: ил. – (Серия "Учебное пособие").

3. Иванова Е.Н. Оценка стоимости недвижимости: учеб. пособие /Е.Н.Иванова; под ред. М.А.Федотовой. – М.: КНОРУС, 2007. – 344 с.

4. Ронова Г. Н., Королев П. Ю., Осоргин А. Н., Хаджиев М. Р., Тишин Д. И. Оценка стоимости предприятий: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2009. – 157 стр.

5. Бусыгин Д. Ю., Бусыгин Ю. Н., Антипенко Н. А. Инвестиционный анализ: математический инструментарий для принятия бизнес-решений: Учебное пособие. – Минск: Друк-С, 2009. – 112 стр.

6. Пожидаева Т.А. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие /Т.А.Пожидаева. – М.: КНОРУС, 2007. – 320 с.

Наши рекомендации