Особенности подрядных работ для государственных или муниципальных нужд

Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд осуществляются для удовлетворения государственных или муниципальных нужд. Данные работы финансируются из бюджета или внебюджетных источников.

Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд осуществляются на основегосударственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязан выполнить строительные или иные работы, согласно контракту на выполнение подрядных работ, связанные со строительством или ремонтом объектов, и передать их результаты государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Предметом контракта являются результаты строительных и иных работ, связанных с ними (проектных, изыскательских, ремонтных и др. — п. 2 ст. 763 ГК РФ).

Особенности государственного или муниципального контракта:

  • по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования:
  • по муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (ст. 764 ГК РФ);
  • заказчиком по контракту выступает государственный орган, обладающий инвестиционными ресурсами, либо организация, наделенная правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком может быть лицо, являющееся предпринимателем и имеющее необходимую лицензию:
  • основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта определяются по правилам ст. 527 и 528 ГК РФ (основания заключения государственного или муниципального контракта);
  • содержание государственного или муниципального контракта, заключенного по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимые в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ, определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанною его победителем (п. 2 ст. 766 ГК РФ);
  • отношения по государственному или муниципальному контракту регулируются не только ГК РФ, но и законом о подрядах для государственных или муниципальных нужд, т.е. Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд».

Государственный или муниципальный заказчик обязан принять работы, оплатить или обеспечить их оплату.

В качестве государственного или муниципального заказчика соответственно могут выступать:

  • по государственному контракту — государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федератьного бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования;
  • по муниципальному контракту — органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (ст. 764 ГК РФ).

В качествезаказчика выступает либо государственный орган, либо организация, нацеленная соответственным государственным органом правом распоряжения государственными ресурсами.

В качествеподрядчика выступают как юридические, так и физические лица.

Государственный или муниципатьный контракт на подрядные работы содержитсущественные условия:

  • характеристику объекта;
  • объем и стоимость работ;
  • начальные и конечные сроки:
  • размер и порядок финансирования;
  • способ осуществления исполнения обязательств (п. 1 ст. 766 ГК РФ).

Изменение условий государственного контракта по срокам или иные условия допускаются при уменьшении средств соответствующего бюджета. выданного для финансирования работ (ст. 767 ГК РФ).

44. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;

3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;

5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.

(п. 7 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

1.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. - Федеральный закон от 29.12.2015 N 390-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации.

3. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги.

4. В случае наступления обстоятельств, которые предусмотрены пунктом 6 части 1 настоящей статьи и обусловливают невозможность исполнения государственным или муниципальным заказчиком бюджетных обязательств, вытекающих из контракта, заказчик исходит из необходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств, вытекающих из контракта, предметом которого является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (в том числе продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), и (или) по которому поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства исполнены.

5. При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

6. В случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.

7. При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

9. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи.

11. Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

12. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

14. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

15. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:

1) если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, такой специальный инвестиционный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, осуществляется в следующем порядке:

а) сторона специального инвестиционного контракта, которая заключила такой контракт от имени Российской Федерации (Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием), направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомление об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракты на поставку товара, обязательства по которым не исполнены на дату направления такого уведомления. Уведомление о расторжении специального инвестиционного контракта направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) заказчики не позднее трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте "а" настоящего пункта уведомления обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

в) расторжение контракта после принятия решения, указанного в подпункте "б" настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей;

3) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с государственным контрактом, заключенным согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, такой государственный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, осуществляется в следующем порядке:

а) сторона государственного контракта, которая заключила такой контракт от имени субъекта Российской Федерации согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомления об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракты, обязательства по которым не исполнены на дату направления таких уведомлений. Уведомление о расторжении государственного контракта, заключенного согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) заказчики в течение трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте "а" настоящего пункта уведомления обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

в) расторжение контракта после принятия решения, указанного в подпункте "б" настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей.

(часть 15 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

17. В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями пункта 6 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона.

18. Если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. При этом цена контракта, заключаемого в соответствии с частью 17 настоящей статьи, должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.

19. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

20. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

21. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

22. Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

23. При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

24. В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта заказчик осуществляет закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

25. Особенности порядка принятия сторонами контракта решения об одностороннем отказе от исполнения контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу могут быть установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

26. Информация об изменении контракта или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта или расторжения контракта.

45. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд целенаправленно формируется в нашем государстве уже с прошлого века.

Учитывая, что определяющими подходами и принципами контрактной системы в сфере закупок товаров работ услуг для государственных и муниципальных нужд является повышение эффективности и результативности осуществления закупок, предотвращения коррупции и злоупотреблений на каждом этапе закупки, как сопутствующая система процесса закупок, по определению формируется система мониторинга, аудита и контроля.

Эта комплексная система вписывается в принципы достижения эффективности, которыми руководствуется законодатель.

В частности, вводятся новые мероприятия, направленные на оценку обоснованности осуществления закупок, которые являются абсолютно самостоятельными процессами по мере своей завершенности, но в это же время каждое из них предваряет следующее или подготавливает новую ступень развития понимания нормативных правовых подходов по определенным вопросам и подходов к контролю этих процессов со стороны государства и общественности.

Любая из этих процедур направлена на устранение недостатков контрактной системы и на ее дальнейшее совершенствование. В этих целях законодатель обозначил общие задачи процесса:

  1. мониторинг,
  2. обобщение результатов деятельности,
  3. установление причин выявленных отклонений, нарушений и недостатков,
  4. подготовку предложений, направленных на устранение недостатков и
    на совершенствование контрактной системы,
  5. систематизацию информации,
  6. размещение в единой информационной системе (ЕИС) обобщенной информации о результатах мониторинга, аудита, контроля.

Если подходить комплексно, то мероприятия по мониторингу, аудиту и контролю можно условно обозначить единым термином «контроль».

Таким образом, изучение и анализ произведенных государственными, муниципальными заказчиками и другими заказчиками закупок и публикация полученных результатов в общем доступе могут привести к возникновению интереса контрольных органов к конкретным субъектам контроля.

Введение нового Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регулирующего деятельность по размещению закупок, усилило направление по регулированию ответственности и качества размещения закупок заказчиками. В частности, вводятся новые положения и мероприятия, направленные на оценку обоснованности осуществления закупок в комплексном варианте.

Такая оценка включает мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок. Это мероприятия, с которыми участники закупок, в том числе и заказчики, могут столкнуться в любой момент. То есть и при публикации планов закупок и планов-графиков для общего ознакомления, и после заключения контракта, или даже окончания его исполнения.

Приступая к рассмотрению этих процедур, во-первых, необходимо определить те ключевые вопросы, на которые в первую очередь надо дать ответы для заказчика и иных участников закупок:

— кто проводит мероприятия, и кто инициирует?

— характер процедур и каким документом регулируется?

— как оформляются результаты?

— каковы последствия для заказчиков?

Мониторинг закупок – абсолютно новая процедура, связанная с возможностями формируемой единой информационной системы. В основном процедура направлена на реформирование законодательного регулирования в сфере закупок, аналитического обеспечения, а не непосредственно деятельности конкретного заказчика.

Мониторинг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы – Минэкономразвития РФ. А на основе решений (актов) высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций может осуществляться мониторинг закупок для обеспечения соответственно нужд субъектов РФ и муниципальных нужд органами исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок и органами местного самоуправления.

Мониторинг предполагает подготовку и публикацию сводного аналитического отчета, в виде которого оформляются результаты мониторинга закупок по итогам каждого года. В нем должна быть дана оценка эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также должны быть определены меры по совершенствованию законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Положение о мониторинге вступает в силу только 01.01.2017 года [5], Министерство экономического развития реализует свое полномочие через участие в конференциях, проведение on-line семинаров. Также органом публикуются методические разъяснения, презентации с обзорами результатов функционирования контрактной системы (в частности уже опубликована презентация о достижениях 2014 года на официальном сайте министерства).

Принципы и механизм мониторинга закупок прописаны в ст. 97 Закона № 44-ФЗ.

Аудит в сфере закупок проводят Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований. Органы аудита в сфере закупок проверяют, анализируют и оценивают информацию о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по контрактам [5].

При проведении аудита указанные органы осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации. Вопросы, которые они ставят в ходе проверки, касаются законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

По результатам такой деятельности органы аудита устанавливают причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливают предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизируют информацию о реализации указанных предложений и размещают в единой информационной системе обобщенную информацию о таких результатах.

Правовые основы образования и функционирования Счетной палаты РФ заложены в ст. 101 Конституции РФ, которой установлено, что для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату.

Следовательно, Счетная палата представляет собой контрольный орган с особым конституционным статусом, который подотчетен российскому парламенту, а через механизмы народовластия – всем налогоплательщикам. В 2013 году вступил в действие Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» в новой редакции, в котором ей придается статус постоянно действующего высшего органа внешнего государственного аудита (контроля) и существенно расширяется перечень задач, функций и полномочий Счетной палаты. В ноябре 2013 года Коллегией Счетной палаты утверждены Стратегия деятельности Счетной палаты РФ на 2013–2019 годы и Основные (приоритетные) направления деятельности Счетной палаты РФ на 2014– 2016 годы.

Основные планируемые задачи:

— разработка общих принципов проведения аудита государственных закупок в соответствии с основными принципами аудита и основополагающими действующими международными актами. Особое внимание в данном контексте должно быть уделено прозрачности процесса закупок, управлению соответствующими рисками и предотвращению мошенничества и коррупции;

— подготовка практического руководства по проведению контрактного аудита с перспективой его преобразования в стандарт. Данное руководство будет охватывать весь цикл проведения закупок: планирование и подготовку закупок, ценообразование, соотношение цен и качества, оценку, проведение тендеров и выбор поставщиков, управление и оценку эффективности контракта;

— разработка пособий по аудиту государственных закупок в конкретных секторах и сферах.

Есть все основания рассчитывать на то, что эта деятельность Счетной палаты будет способствовать снижению злоупотреблений в указанной сфере и повышению прозрачности государственных закупок.

Контролю в сфере закупок отведена отдельная глава (гл. 5 Закона № 44-ФЗ). Согласно положениям данной главы, контроль в сфере закупок осуществляется:

  1. Уполномоченными государственными органами контроля.
  2. Государственными органами в отношении подведомственных им заказчиков (ведомственный контроль).
  3. Заказчиками.
  4. Гражданами и общественными объединениями (объединениями юридических лиц) (общественный контроль).

Субъекты контроля определены частью 2 ст. 99 Закона № 44-ФЗ и включают в себя всех задействованных авторов государственных закупок от заказчиков и его должностных лиц до операторов электронных площадок.

  1. Уполномоченные государственные органы контроля.

В соответствии со ст. 99 Закона N 44-ФЗ контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:

— федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;

— федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;

— органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии со ст. 269.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации. К ним относятся Росфиннадзор, органы (должностные лица) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций.

Контроль в сфере закупок осуществляется, в частности, в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов.

Вышеперечисленными органами (за исключением органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля) контроль в сфере закупок осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.

  1. Государственные органы в отношении подведомственных им заказчиков (ведомственный контроль). Порядок такого контроля устанавливается Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией [5].
  2. Заказчики. Согласно ст. 101 Закона N 44-ФЗ, заказчик обязан осуществлять контроль исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством РФ, в том числе за привлечением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
  3. Граждане и общественные объединения (объединения юридических лиц) (общественный контроль). Общественность вправе контролировать соблюдение законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечить возможность осуществления такого контроля. В рамках этого контроля общественные объединения и объединения юридических лиц вправе:

— подготавливать предложения по совершенствованию законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок;

— направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;

— мероприятием, которое дает возможность осуществления контроля исполнения законодательства о закупках является также возможность любого участника закупок (физ. или юр. лица) направить запрос о даче разъяснений положений аукционной или конкурсной документации, при этом не обязательно быть участником, подавшим заявку на участие в такой процедуре (но необходимо иметь аккредитацию на торговой площадке, если это аукцион);

— осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям Закона № 44-ФЗ;

— обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю;

— обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;

— обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством РФ [5].

Положение п. 3 ч. 3 ст. 102 Закона № 44-ФЗ предусматривает право общественных объединений и объединений юридических лиц, осуществляющих общественный контроль, также осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям данного Закона.

Наши рекомендации