И приватизации государственной собственности

Разгосударствление - передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами.

Приватизация - приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.

В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления ею.

Объекты приватизации:

- государственное и общественное жилье;

- государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий;

- государственное имущество, сданное в аренду;

- доли (паи, акции), принадлежащие Республике Беларусь и административно-территориальным единицам в имуществе субъектов хозяйствования.

Не подлежат разгосударствлению и приватизации предприятия (объединения), организации и виды имущества, отнесенные законодательством к перечню объектов, которые могут находиться только в собственности государства.

Объектами первоочередной приватизации являются:

- предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

- предприятия легкой и пищевой промышленности;

- предприятия автотранспорта (за исключением пассажирского);

- предприятия деревообрабатывающей промышленности;

- предприятия, организации строительства и промышленности строительных материалов;

- предприятия, осуществляющие переработку сельскохозяйственной продукции, обслуживающие сельскохозяйственное производство и выпускающие продукцию производственно-технического назначения для обеспечения переработки;

- убыточные предприятия всех отраслей народного хозяйства, кроме тех, приватизация которых запрещена;

- государственное имущество, сданное в аренду.
Субъекты приватизации:

- граждане Республики Беларусь и Российской Федерации;

- негосударственные юридические лица;

- юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50 процентами членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

- иностранные инвесторы;

- лица без гражданства.

При осуществлении приватизации республиканской собственности интересы государства как собственника представляет и защищает Министерство экономики, а объектов, находящихся в коммунальной собственности, - местные исполнительные и распорядительные органы (в дальнейшем - органы приватизации).

Предложение на разгосударствление и приватизацию объекта государственной собственности подается в соответствующий орган приватизации. Инициатива о проведении разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности может исходить от Правительства Республики Беларусь, республиканского органа государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации, местных исполнительных и распорядительных органов, трудовых коллективов и субъектов приватизации.

Предложение о приватизации объекта государственной собственности рассматривается соответствующим органом приватизации в месячный срок со дня его поступления.

Решение органа приватизации в недельный срок после его принятия в письменной форме сообщается субъекту, подавшему предложение на разгосударствление и приватизацию

Решение содержит согласие, сроки и условия проведения приватизации или мотивированный отказ.

На предприятии для разработки проекта создания открытого акционерного общества в процессе приватизации государственной собственности создается Комиссия по преобразованию предприятия в открытое акционерное общество Комиссия по преобразованию проводит проверку полноты и правильности инвентаризации и переоценки государственного имущества, готовит предложения об условиях использования объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе предприятия, определяет стоимость государственного имущества и величину уставного фонда создаваемого открытого акционерного общества

Отраслевая комиссия по преобразованию предприятий в открытые акционерные общества (в дальнейшем - отраслевая комиссия) создается для координации работ по преобразованию предприятий в открытые акционерные общества и контроля за их ходом.

При положительном решении о приватизации соответствующий орган приватизации создает комиссию по приватизации, которая организует выполнение работ, связанных с приватизацией, устанавливает срок подготовки заключения о возможности приватизации данного объекта. Этот срок не может превышать шести месяцев с момента подачи предложения.

На основании заключения комиссии орган приватизации:

- принимает окончательное решение о приватизации государственного объекта;

- принимает решение об оценочной стоимости приватизируемого объекта, об окончательных сроке и условиях продажи;

- готовит информацию о каждом объекте, предлагаемом к приватизации, для ее опубликования.

Не позднее чем за один месяц до продажи объекта приватизации в республиканском или местном периодическом печатном издании должно быть опубликовано информационное сообщение об объекте, подлежащем продаже.

В указанные в информационном сообщении сроки лица, желающие приобрести приватизируемые объекты, должны подать заявление в соответствующий орган приватизации. Лица, не подавшие своевременно заявление, к приватизации данного объекта не допускаются.

Приватизация осуществляется следующими способами:

1) продажа объектов государственной собственности на аукционе, по конкурсу;

2) продажа акций, принадлежащих государству, в том числе на льготных условиях в соответствии с законодательством Республики Беларусь (преобразование государственного предприятия в открытое акционерное общество);

3) выкуп арендованного имущества арендным предприятием (внесение государственного имущества, сданного в аренду, в уставный фонд открытого акционерного общества, создаваемого на базе арендного предприятия).

Оплата приватизируемого объекта может производиться единовременно или в рассрочку платежей с учетом инфляции на условиях договора.

Для оплаты объекта приватизации наряду с денежными средствами используются именные приватизационные чеки.

Совершенная сделка по приобретению приватизируемого объекта оформляется договором между органом приватизации и новым собственником (субъектом приватизации) в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Договор определяет:

- порядок и сроки передачи объекта;

- форму и сроки платежа;

- взаимные обязательства сторон по дальнейшему использованию объекта;

- другие условия, устанавливаемые по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

Договор после его подписания в течение 10 дней должен быть зарегистрирован в соответствующем органе приватизации.

Права владения и пользования переходят к новому собственнику после регистрации договора. Право распоряжения объектом наступает с момента выдачи свидетельства.

Свидетельство о праве собственности выдается республиканским органом государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации при приватизации объектов республиканской собственности и местным исполнительным и распорядительным органом по объектам собственности административно-территориальных единиц в течение месяца после полной оплаты объекта в соответствии с договором и представления необходимых документов.

Тема 7

Договор и санкции в хозяйственных отношениях (общие положения)

Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Договор будет признан заключенным только в том случае, если в нем будут отражены все существенные условия договоров данного вида.

Существенными являются условия, которые законодательством признаются необходимыми и достаточными для заключения договора. В ГК для каждого вида договоров устанавливаются свои существенные условия, без достижения соглашения по которым договор считается не заключенным.

Обычные условия - условия, предусмотренные для договора определенного вида, которые действуют, даже если стороны не указали об этих условиях в договоре.

Случайные условия - условия, которые вступают в силу только после включения их в текст договора.

По субъектному составу договоры классифицируются на:

1. односторонние;

2. двусторонние;

3. многосторонние.

По наличию или отсутствию встречного возмещения:

1. возмездные

2. безвозмездные

По моменту, с которого договор вступает в законную силу:

1. реальные;

2. консенсуальные.

Реальными признаются договоры, которые считаются заключенными при выполнении следующих условий: стороны достигли соглашения по всем существенным условиям договора и одновременно состоялось исполнение по договору. Примером реального договора в хозяйственных отношениях может служить договор займа.

Консенсуальный договор считается заключенным после того, как стороны достигли соглашения по всем существенным условиям договора и составили его в предусмотренной законом форме. Примером консенсуального договора может служить договор поставки.

Отдельные виды договоров:

Публичный договор

Публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги) не допускается.

Договор присоединения

Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

Предварительный договор

По предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором. Предварительный договор заключается в форме, установленной законодательством для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме.

Наши рекомендации