Направления аудита материально-производственных запасов

1. Понятие оценки материально-производственных запасов и ее методы

2. Особенности проведения аудиторской проверки для организаций розничной торговли

1. Оценка материально-производственных запасов — деятельность уполномоченных органов по установлению, описанию и фикси­рованию в документах МПЗ организации.

Организации имеют право выбрать вариант оценки МПЗ при их списании.

Существуют следующее методы оценки материалов готовой продукции, товаров, учитываемых по покупной цене, при списа­нии и ином выбытии:

• по себестоимости каждой единицы; -

• средней себестоимости;

• себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (метод ФИФО);

• себестоимости последних по времени приобретения МПЗ (метод ЛИФО).

Организация может применять в течение отчетного года как элемент Учетной политики один метод оценки по каждому отдельному виду (группе) МПЗ.

В действующей нормативной базе предусмотрены случаи включения некоторых сумм в стоимость приобретенных МПЗ:

• при приобретении МПЗ у организаций розничной торговли сум­мы НДС расчетным путем не выделяются и на расчеты с бюджетом не относятся;

• суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставки, а также суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ;

•таможенные пошлины и иные платежи;

•вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям;

• различные затраты.

2. При проведении аудиторской проверки для организаций розничной торговли определяются и проверяются:

• метод учета товаров по покупной стоимости или по продажной (розничной) цене;

• последствия изменения в учетной политике методов оценки МПЗ. Так как организация может применять различные мето­ды оценки по каждой группе МПЗ, в течение отчетного года, то на следующий отчетный год может быть заявлен другой ме­тод оценки какой-либо их группы при выбытии. При этом не­обходимо оценить экономические последствия такого изменения;

• стоимость МПЗ, переданных в залог. МПЗ, переданные в залог, остаются собственностью организации, отражаются на ба­лансе залогодателя. В бухгалтерском учете залогодателя суммы переданных в залог МПЗ отражаются на забалансовом счете 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные" в сумме, указанной в договоре;

• разница между фактической себестоимостью МПЗ и стоимо­стью их возможной реализации на конец отчетного года. В це­лях обеспечения реальности данных годового баланса органи­зации, как уже отмечалось, предусмотрена оценка МПЗ (кроме МБП, оборудования к установке) по цене возможной реализации, если она окажется ниже стоимости, их заготовления на конец ответного года. Сумма уценки подлежит отнесению на финан­совый результат, но по действующему законодательству не учитывается для целей налогообложения;

• первичные документы, на основании которых были оприходо­ваны материальные ценности (счета-фактуры, накладные, до­веренности, чеки, товарно-транспортные накладные);

• факты регистрации поступающих грузов, выданные доверенно­сти, приходные ордера, накладные, проведение оплаты за эти товарно-материальные ценности (через банк, по чековой книжке и т. д.);

• положение о том, что при реализации товара сотрудникам по ценам ниже рыночных, разница в стоимости подлежит обло­жению налогом; • в случае дарения, премирования материальными ценностями сотрудников организации должны быть оформлены и соответ­ствующие документы (приказ, распоряжение), а также удержан налог на доходы и начислен единый социальный налог.

В процессе проведения аудита особое внимание следует обратить на правильность оценки материалов, эффективность их использования в производ­стве, а также правильность исчисления финансовых результатов от их реализации.

Аудит готовой продукции.

Готовая продукция является частью МПЗ, предназначенных для продажи.

Цель аудита готовой продукции, ее отгрузки и продажи – получить достаточные доказательства достоверности данных оприходования готовой продукции, выручки от продажи. Также необходимо проверить себестоимость проданной продукции, управленческие и коммерческие расходы и прибыль от продаж.

Для достижения перечисленных целей в программу аудита включают следующие разделы:

1. Проверка учета готовой продукции, ее отгрузки и продажи. Это:

· инвентаризация готовой продукции;

· проверка соответствия бухгалтерской отчетности регистрам синтетического и аналитического учета;

2. проверка операций по учету готовой продукции:

· правильность оценки готовой продукции и определение ее себестоимости;

· полнота и своевременность приходования ГП на склад;

· организация складского учета ГП;

· проверка отражения операций, связанных с выпуском готовой продукции

3. Проверка операций по учету отгрузки и продажи ГП:

· проверка договоров поставки

· проверка документов по отгрузке

· проверка объемов отгруженной продукции

· проверка правильности ведения учета отгрузки и продажи

4. Проверка правильности учета расходов, связанных со сбытом продукции:

· обоснованность включения затрат в состав расходов на продажу

· соблюдение нормативов расходов на рекламу

· проверка учета тары

· правильность составления бухгалтерских проводок

Информационной базой для проведения аудита готовой продукции является:

1. приказ об учетной политике, изучая которую аудитор знакомиться:

· со способом учета выпуска готовой продукции

· с выбранным вариантом оценки готовой продукции

· с порядком списания расходов на продажу

· с методами признания выручки от продажи продукции для целей налогообложения

· с рабочим планом счетов 40- «выпуск продукции», 43- «готовая продукция», 44 – «расходы на продажу», 45 – «товары отгруженные», 90 – «продажи»

2.договоры на поставку готовой продукции, из которых аудитор получает информацию о ценах, скидках, порядке расчетов о возмещении убытков и т.д.

3. Первичные документы:

· карточки складского учета готовой продукции и прейскуранты цен

· счета-фактуры, книги продаж и накладные на отпуск продукции

· первичные кассовые и банковские документы о поступлении выручки.

4.Бухгалтерская отчетность.

· Второй раздел, статья «Запасы», в т.ч. расшифровывается информация по статьям «затраты в незавершенном производстве», 2готовая продукция и товары для перепродажи», «товары отгруженные»

· Отчет «о прибылях и убытках», в котором содержится информация о доходах и расходах, связанных с производством и реализацией продукции.

5. Регистры синтетического и аналитического учета. Это регистры по счетам 20, 40, 43, 44, 45, 62, 90, 91. Правильность формирования выручки проверяется на основе ж-о 11 по кредиту сч90»продажи» в корреспонденции со сч.62.

При кассовом методе для признания выручки проверяется ведомость 16а, при методе начисления – проверяется ведомость 16 «отгрузка».

Наши рекомендации