С помощью кривой производительности
Генри был старшим менеджером на национальной авиалинии. На нем лежала огромная ответственность, и приходилось работать по 16 часов в сутки. Когда я беседовал с ним, он с обезоруживающей бес пристрастностью охарактеризовал себя: «Я неэффективен с точки зрения менеджмента. Я всего лишь поддерживаю порядок...».
Генри знал, что необходимо что-то сделать. Я объяснил ему принципы кривой производительности и попросил определить на ней свое место. Без колебаний он указал на точку F - низкая производительность и высокий уровень напряженности (старания).
Генри был несколько ошарашен, когда я предположил, что он может достичь такой же производительности, как сейчас, при намного меньшем уровне напряжения и тревоги (точка В). Хотя он был морально неудовлетворен, Генри принял логику моих аргументов. Я объяснил, что высокомотивированные люди вроде него естественным образом борются за попадание в D - точку оптимальной производительности. Однако из-за повышенного беспокойства и стараний они переусердствуют и попадают в точку Е, тем самым снижая свою производительность. Очень часто это повышает напряженность их труда, что еще более снижает производительность, и они скатываются в точку F. Они стараются слишком сильно и рискуют тем, что им поставят диагноз - нервный срыв.
Я спросил Генри, как он реагировал на экзамены во время учебы.
Его лицо исказилось от волнения, когда он рассказывал, как ненавидел
экзамены. «Мне постоянно чего-то не хватало для высшей отметки, во
всяком случае так говорили мне все преподаватели. Приходя на экзамен,
я ощущал, что мои мысли разбежались в разные стороны. Я пытался
расслабиться, но впечатление было такое, будто я себя избиваю. В тер
минах графика производительности я стремился перейти из F в D».
12* 171
«Лучший способ достигнуть D - это нормально действовать около С — средней производительности и низкого/среднего уровня старания. Никто не может действовать все время в точке оптимальной производительности (D); бесполезно пытаться. Ни один спортсмен не пытается превзойти свой лучший результат ежедневно. Действуйте у точки С — это намного лучше, чем то, что Вы делаете сейчас с таким рвением и беспокойством. Если Вы захотите "идти на рекорд", просто нажмите на педаль газа, двигаясь к D, и разовьете производительность, которая удивит Вашего главного критика - Вас самого».
Генри и я вместе выработали специальные поведенческие техники. Через шесть месяцев перемены в нем были весьма ощутимы. «Профессионально, а может, и персонально Вы спасли мою жизнь», — доверительно сказал он мне. Никакие слова благодарности не сказали бы мне так много, как эти.
"Yerkes-Dodson Law" (1972), Eysenck, H.J., Arnold, W., МеШ, R. Enciclopedia of Psychology, London: Search Press.
Цикл восстановления
Как управлять кризисом
Цикл восстановления представляет в
графической форме моральное состояние во время различных стадий личного кризиса. В широком смысле он действует следующим образом (рис. 44.1):
Состояние
■Н
Время
Рис. 44.1. Цикл восстановления
А Это момент кризиса. Моральное состояние относительно нормальное.
В Если кризис ожидался заранее (например, в случае предстоящего сокращения), часто наблюдается временное моральное улучшение - чувство облегчения, по принципу "могло быть и хуже".
С Такое облегчение, если оно происходит, очень кратковременно. Как только реальность демонстрирует свои угрозы, состояние снова ухудшается до базовой линии.
D Как только жертва поддастся шоку и печали, ухудшение нормального состояния продолжится в ускоренном режиме. Если кризис был непредвиденным, здесь завершится первая стадия (А —> В —> С) без этапа улучшения (В).
Е От D до Е персона находится в состоянии горя. Состояние может слегка улучшаться или слегка ухудшаться, но ощущение такое, как у капитана судна, все время скребущего днищем мель.
F Это отметка пробной стадии восстановления. Человек ощущает себя в рамках сложившейся ситуации, но понимает, что жизнь, хотя, возможно, и с неприятными проявлениями, продолжается.
С Теперь длительный выход из горестного состояния завершен. Состояние примерно такое же, как перед кризисом. Если не учитывать отдельные скачки состояния, восстановление закончено.
Н Часто, хотя как и в случае В, не всегда, самочувствие продолжает улучшаться выше докризисного уровня. Человек успешно справился с кризисом и стал от этого крепче. С его вновь обретенной силой повседневные проблемы уже не кажутся ему серьезными.
Как управлять кризисом