Оборотный капитал (оборотные активы) и себестоимость

Если сравнивать по величине оборотный капитал с основным, то в большинстве фирм и отраслей первый намного меньше второго. Тем не менее оборотный капитал в соответствии со своим названием оборачивается в хозяйственной жизни намного быстрее основного. В результате его вклад в себестоимость продукции обычно намного выше, чем вклад основного капитала. Ведь основной капитал переносит свою стоимость на изготавливаемую продукцию в течение нескольких лет частями (через амортизацию), а оборотный капитал — не более года.

Анализ оборотного капитала

Под м а т е р и а л о е м к о с т ю понимают отношение затрат сырья, топлива, энергии, материалов и других предметов труда к стоимости произведенной продукции:

m=M .100 (17.7)

Оборотный капитал (оборотные активы) и себестоимость - student2.ru Q

где m — материалоемкость, %; М — стоимость использованного сырья, топлива, энергии, материалов и полуфабрикатов, руб.; Q — стоимость выпущенной продукции, руб.

Вариантами этого показателя могут быть э н е р г о е м к о с т ь , м е т а лл о е м к о с т ь и др.

При финансовом анализе эффективности использования оборотного капитала применяют и другие показатели (коэффициенты), в том числе:

• оборачиваемости оборотного капитала (оборотных средств)

Oб=Qp (17.8)

Оборотный капитал (оборотные активы) и себестоимость - student2.ru Коб

где Об— к оэ ф ф и ц и е н т о б о р а ч и в а е м о с т и о б о р о т н о г о к а п и т а л а (о б о р о т н ы х с р е д с т в), раз; Qp— объем реализованной продукции; Коб — среднегодовая стоимость оборотного капитала (оборотных средств). Хотя этот показатель сильно колеблется в зависимости от отрасли, тем не менее он показывает, сколько раз в год совершается экономический кругооборот на предприятии;

• текущей ликвидности (коэффициент покрытия)

Л=Коб (17.9)

Оборотный капитал (оборотные активы) и себестоимость - student2.ru Окр

Где Л—коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия); Коб— среднегодовая стоимость оборотного капитала (оборотных средств); Окр — краткосрочные обязательства предприятия. Текущая ликвидность отражает, достаточно ли у фирмы средств, которые могут быть использованы ею для погашения (покрытия) своих краткосрочных обязательств в течение предстоящего года (краткосрочных займов и кредитов, кредиторской задолженности).

Если сопоставить только денежные средства фирмы с ее краткосрочными обязательствами, то получим коэффициент абсолютной ликвидности. По нему оценивают возможность фирмы заплатить сразу по всем краткосрочным обязательствам.

Оценка капитала

Существует три основных подхода к оценке предприятия: доходный, рыночный и затратный. Д о х о д н ы й п о д х о д основывается на оценке будущих доходов от оцениваемого предприятия. В соответствии с р ы н о ч н ы м п о д х о д о м стоимость оцениваемого предприятия определяется методом анализа продаж аналогичных или сопоставимых объектов, т.е. методом сравнения. З а т р а т н ы й п о д х о д предусматривает, что стоимость оцениваемого предприятия может быть определена на основе анализа затрат, необходимых для воспроизводства или замены собственности за вычетом морального и физического износа. Важно подчеркнуть, что все три подхода не только не исключают друг друга, но и взаимосвязаны.

Доходный подход

В доходном подходе, который является наиболее распространенным, используются два основных метода: капитализации дохода и дисконтирования будущих доходов (дисконтирования денежного потока). Суть метода капитализации дохода состоит в том, что рыночная стоимость объекта прямо пропорциональна денежному доходу и обратно пропорциональна ожидаемой ставке капитализации, или, иначе, ожидаемой ставке дохода:

С= R . 100, (17.10)

Оборотный капитал (оборотные активы) и себестоимость - student2.ru r

где С — рыночная стоимость; R — годовой доход; r — ожидаемая ставка капитализации (ожидаемая ставка дохода).

Под ставкой к а п и т а л и за ц и и (ставкой дохода) понимается уровень доходности данного объекта, выраженный в процентах, т.е. показатель, по смыслу близкий к ставке дисконта, хотя и не совпадающий с ней (см. 18.3). Этот метод имеет смысл применять при стабильном и неизменном доходе на протяжении ряда лет. Наиболее часто он используется при оценке недвижимости.

Пример. Квартира в Москве сдана за 300 долл. в месяц на пять лет. Ожидаемая ставка дохода (базируется на ожидаемой ставке банковского срочного валютного депозита) составляет 10% годовых. Это означает, что при годовом доходе в 3600 долл. рыночная стоимость квартиры составляет 36 тыс. долл.

Метод д и с к он т и р о в а н и я денежного потока основан на прогнозе будущего денежного дохода (денежного потока), который будет получен инвестором (покупателем) данного предприятия. Этот будущий денежный поток затем дисконтируется (приводится) к текущей стоимости с использованием ставки дисконта, которая соответствует требуемой ставке дохода.

Преимущество данного метода состоит в том, что он учитывает через ставку дисконта будущую рыночную конъюнктуру. Недостаток метода связан с трудностями подготовки прогноза, некоторой неопределенностью оценки.

Рыночный подход

Рыночный подход (или подход аналога) включает три основных метода оценки: метод рынка капиталов, метод сделок и метод отраслевой оценки.

Метод рынка капиталов основан на ценах продажи акций сходных фирм на мировых фондовых рынках. Для применения этого метода требуется детальная финансовая и ценовая информация по представительной группе сопоставимых фирм. Сердцевина метода — финансовый анализ, выбор и вычисление оценочных коэффициентов (факторов). К последним относятся коэффициенты: цена/прибыль; цена/денежный поток; инвестированный капитал/прибыль и ряд других, которые затем применяются для обработки финансовых показателей деятельности фирмы.

Метод сделок основан на анализе цен приобретения контрольных пакетов акций. В этом методе используется тот же инструментарий, что и в предыдущем, с той лишь разницей, что здесь, как правило, используется ограниченный набор оценочных коэффициентов (обычно цена/прибыль и цена/балансовая стоимость) из-за недостаточности данных.

Метод отраслевых оценок основывается на наличии устоявшихся показателей оценки в отдельных отраслях. Например, стоимость рекламного агентства оценивается в 75% годовой прибыли; стоимость агентства по аренде автомобилей исчисляется как произведение числа автомобилей на 1000 долл., хлебопекарни — как сумма 15% годового объема продаж и стоимости оборудования и товарных запасов и т.д.

Преимущества рыночного подхода состоят в том, что он базируется только на рыночных данных, отражает реальную практику покупателей и продавцов. Недостатки этого подхода связаны с трудностями получения данных по сопоставимым фирмам, так как он основан на прошлых событиях и не учитывает меняющуюся рыночную конъюнктуру.

Затратный подход

Затратный подход представлен прежде всего методом оценки накопленных активов. Он включает оценку финансовых, материальных (земля, здания, сооружения, машины и оборудование) и нематериальных (квалификация, торговая марка и др.) активов на основе балансового отчета с учетом различного рода поправок (износ, старение и проч.).

Преимущество данного подхода заключается в том, что он основывается на существующих активах, менее умозрителен, чем другие. Его недостаток — трудность учета нематериальных активов, перспектив фирмы (предприятия).

На практике при оценке того или иного предприятия, как правило, используется не один, а два или все три оценочных подхода для получения наиболее надежного результата. Заключение о стоимости предприятия не просто принимается как механическое или процентное взвешивание результатов различных методов оценки, а основывается на профессиональном опыте и экспертном суждении оценщика.

Наши рекомендации