Предприятие в экономической среде, цели и задачи предприятия
Предприятие – самостоятельный субъект хоз-ия, основное звено в системе производственных сил, производственных и соц. отношений.
Предприятие – это самостоятельный хоз-ий субъект, обладающий правами юридич. лица, к-ый на основе использования трудовым коллективом имущества произ-ит продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.
Экономическая среда – представляет собой совокупность эк-их отношений, возникаюших между предприятием и потребителями продукции, поставщиками, партнерами и гос. органами.
Цель произ-ва хоз-ой деятельности предприятия на уровне народного хоз-ва – это произ-во материальных и духовных благ, для удовлетворения потребностей об-ва. С т.зр. предприятия – это реализация эк-их целей (прибыль, выгода, доход) и соц. интересов коллектива предприятия. Предприятие осущ-ет любую деятельность, не запрещенную законом и отраженную в уставе предприятия.
Устав – утверждается учредителем предприятия, здесь опред-ся наименования, месторасположения, виды деятельности, порядок образования, организация, ликвидация.
Юридич. пространство, в котором работает предприятие охватывает:
1) закон о предприятиях РБ, действует с 1991г.;
2) трудовой кодекс с 2000г.;
3) з-н о эк-ой несостоятельности, 2001г.;
4) з-ны хоз-го и административного права.
Предприятие работает в соответствии с коррективным договором, т.е. соглашения между администрацией предприятия и профсоюзом (к-ые предоставляют трудовой коллектив), администрация обеспечивает оборудование, материалы, условия труда, з/п. Профсоюзы организуют рабочую дисциплину и т.д.
Признаки и классификации предприятий:
1) форма собственности: гос. собственность (республиканская, коммунальная); коллективная собственность (колхозы, кооперативы); частная собственность; совместная собственность; предприятия иностраной формы собственности; смешанная форма собственности.
2) Отраслевая принадлежность: с/х-ая (колхозы, совхозы); строительная (долтресты); торговые (базы, магазины).
3) Уровень подчиненности: местного подчинения, т.е. предприятия к-ые подчинены району в области (32% по V выпуск, продукции); республиканского подчинения, они подчинены министерству промышленности; транснациональные или межнациональные корпорации.
4) Тип организации проз-ва: предприятия массового, серийного, единичного произ-в; опытное произ-во.
5) По этапу развития: строящиеся, реконструируемые, стабильное, свертываемые, банкроты.
6) По организационным формам бизнеса: единоличное владение (унитарное –принадлежит одному собственнику), товарищество (более 2-х человек), корпорации.
7) По объему выпускаемой продукции: малые предприятия, у них в торговле и строительстве до 30 человек, а в машиностроении до 200 человек. Размер годовой прибыли составляют меньше 5000 МЗП (мил. з/п).
Основные черты предприятия:
1) организационные единства. Предприятия определенным образом организ коллектив со своей внутр. структурой и порядком управления.
2) Обособленное имущество. Каждое предприятие имеет имущество.
3) Имущественная ответственность. Предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам.
4) Предприятие это определенный комплекс средств произ-ва. Предприятие объединяет различный комплекс ресурсов в целях максимизации прибыли.
5) Предприятие выступает в хоз. Обороте от собственного имени (наименования).
6) Оперативно хоз-ая эконом. Самостоятельности.
Предприятие самостоятельно осущ-ет различного рода сделки и операции, получ. прибыль (убытки), обеспечивает стабильное финансовое положение и дальнейшее развитие прои-ва.
Качественные параметры классификаций предприятия:
1) тип собственности;
2) хар-ер и содержание деятельности (отраслевая и предметная специализация);
3) объем и ассортимент выпускаемой продукции
4) способы и методы конкурентной борьбы;
5) мощность производственного потенциала (размер предприятия);
6) способ вхождения в различные союзы и объединения;
7) организационно – правовые формы предприятия.
Факторы фор-ия организационно – правовой формы производственной хоз-ой деятельности предприятия:
1. цели и пути осущ-ия деятельности в сложившейся соц-но эк-ой среде;
2. способ образования стартового капитала;
3. методы осущ-ия произ-ой деятельности предприятий;
4. орган-ые методы и формы управления предпринимательской деятельности;
5. законодательная и нормативно – техническая база регламентирующей сознание функ-ия и ликвидации деятельности субъекта хоз-ия;
6. форма собственности имущества;
7. форма организации произ-ва.
Параметры отнесения к различным хоз-но – правовым формам предприятия:
1. обладание правом юридического лица;
2. наличие трудового коллектива;
3. самостоятельное ведение произ-но – хоз-ой деятельности;
4. использование для ведения дела определенного имущественного комплекса;
5. отсутствие в своей структуре других хоз-их субъектов;
6. и т.д.
Объединения (ассоциация) предприятий.
Законодательством РБ разрешены и на практике действуют следующие виды объединений:
1) хоз-ые объединения, включают: прои-ые объединения, научно – произ-ые объединения, концерны, хоз – ые ассоциации, консорциумы.
2) Союзы предприятий (не хоз-ые объединения).
3) Финансово – промышленные группы (ФПГ).
Объединения предприятий осущ-ся на основе следующих принципов:
1) добросовестность вхождения в объединение и выхода из него;
2) равноправие учасников объединения. Свобода в выборе организационной формы объединения.
3) Сохранение хоз-ой самостоятельности участников объединения;
4) Договорное оформление отношений между участниками объединения;
5) Соблюдение принципов антимонопольного законодательства.
Произ-ое и научно-производственное объединения создаются в целях координации произ-ой деятельности включают кооперированные связи, а также расширение производственных возможностей в текущем и перспективных периодах.
Концерны представляют собой объединения предприятий с целью осуществления совместной деятельности в области произ-ва, научных исследований, а также информационного и организационного обслуживания его участников.
Особенностью концерна является то, что входящие в него предприятия не теряют своей юридической самостоятельности, но утрачивают прежнюю ведомственную принадлежность. В РБ много консервов сфор-ых на базе прежних министерств и ведомств (БЕЛ лес пром).
Хоз-ые ассоциации представляют собой объединения предприятий с целью расширения какой – либо конкретной произ-ой задачи. В отличие от концерна участники хоз-ой ассоциации сохраняют свою как юридическую самостоятельность, так и прежнюю ведомственную принадлежности.
Консорциум – это временное объединение предприятий с целью решения проблем совместной реализацией крупных инвестиционных проектов и программ. Особенность консорциума заключается в его временном хар-ре, а также в том, что входящие в него предприятия могут быть участниками и других видов объединений.
После реализации определенной цели концентрации прекращает свое существование, либо может быть преобразован в иную постоянную форму объединений.
Союзы или не хоз-ые объединения создаются по отраслевому тер-му признаку, при чем в функции данного объединения не входит ведение хоз-ойй деятельности. Цель их создания заключается в организационно – информационном объеденении учасников.
ФГП – могут объединять предприятия различных сфер эк-ки, а также могут включать участников, как резидентов так и не резидентов РБ. Цель создания ФГП является совместная координация хоз-ой деятельности, внедрение эффективных финансово кредитных схем обслуживания участников, привлечение инвестиционных ресурсов для сознания новых высокоэффективных произ-в, а также организации рациональных, технологических и коопрац – ых связей.
Способы объединения предприятий в ФПГ:
1. когда одному участнику группы (головному предприятию) принадлежит доля в имуществе каждого из иных ее участников и данная доля обеспечивает головному предприятию, возможность предприятия или отклонения решения в высшем органе управления.
2. Когда участник группы (доверительный руководитель) осуществляет доверительное управление имуществом иных участников группы на основе соответствующего договора.
3. Когда каждый из участников группы входит в состав внешнего органа управления других участников группы, но не может единолично обеспечить принятие решений этого органа.
Когда участники группы совместно принимают решения по координации своей хоз-ой деятельности.
6 Различные виды хоз-но – правовых форм организации предприятия.
Термин “коммер-ие организации” до последнего времени хар-сь организациями негос-ой формы собственности. Новый гражданский кодекс дал иное определение (коммерческая организация, к-ая базируется на основной цели предприятия деят. и получение прибыли и ее распределения между участниками).
Согласно Декрету №22 изменены положения ГК по поводу: 1) минимальных размеров уставного фонда; 2) по поводу порядка гос-ой регуляции предприятий.
Согласно ГК виды юридич-их лиц следующие:
1) коммерческие организации: полное товарищество, командное товарищество, ОАО, ЗАО, ООО, ОДО, произ-ые кооперативы, унитарные предприятия.
2) Некоммерческие организации: потребительские кооперативы, фонды, общественные и религиозные предприятия, союзы и ассоциации.
Минимальные размеры уставных фондов: ОДО – 400 евро, УП – 800 евро, ООО – 1600 евро, ЗАО – 3000 евро, ОАО – 12500 евро, крестьянские хоз-ва – 150 евро.
Полное товарищество – это коммерческая организация, к-ая действует в соответствии с заключенным его учредителями договором и осущ-ие предприятием деятельности под их полную ответственность своим имуществом.
Минимальное количество участников - 2. Участники могут быть индивидуальными или коммерческими организациями. Участник может осуществить свою деятельность только в одном полном товариществе.
Порядок фор-ия уставного фонда.
К моменту регистрации учредители должны внести не менее 50% вкладов, а остальная часть не позднее 1 года со дня регистрации. Учредительные документы: учредительный договор, к-ый подписан всеми участниками. В учредительном документе фиксируется: наименование, место нахождения, цели деятельности, предмет (вид) деятельности, порядок управления деятельности товарищества, размер и состав уставного фонда, размер и порядок изменения доли каждого участника, размер, состав, сроки, порядок внесения участников вкладов в УФ, ответственность участников за нарушение, обязанность по внесению вкладов.
Фирменное название полного товарищества должно содержать полную информацию об его участников.
Ответственность участников – участники солидарно между собой несут от субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.
Ответственность субсидиарная дополнительная ответственность лиц, к-ые наряду с должником отвечают перед кредитом за надлежащее исполнение обязательны в случаях установленных законом или договором.
Ответственность солидарная – это вид ответственности лиц, к-ый возникает на основании договорами или закона при множественности лиц в обязательстве.
Основания реорганизации и ликвидности, если в товариществе остается один участник оно может быть преобразовано в УП, либо может быть ликвидировано.
Коммандитное товарищество – это коммерческая организация, в которой наряду с учредителями (комплементарии) осуществляющими предпринимательскую деятельность и от имени товарищества и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеется од ин или несколько учредителей - вкладчиков, к-ые несут риск убытков в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Участники - полные товарищи (индивидуальные предприятия или коммерческие организации), а также вкладчики (граждане и/или юрид-ие лица).
Условия участия в командном товариществе:
1. лицо может быть полным товарищем только в одном командном товариществе;
2. участник полного тов. не может быть полным тов. в командном товариществе;
3. полный товарищ. комманд. тов. не может быть участником полного тов.
Учредительные документы: учредительный договор. Ответственность: полные товарищества несут полную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества, а вкладчики несут ограниченную ответственность по убыткам товарищества в пределах сумм внесенных или в виде вклада.
Основания реорганизации и ликвидации:
1. если в товариществе выбыли вкладчики, оно может быть преобразовано в полное либо ликвидировано.
2. Если остается один учредитель оно может быть преобразовано в унитарное.
ОАО – коммерческая организация уставной фонд которой, разделен на определенное число акционеров, а учредители (акционеры) имеют право свободно (без согласия других учредителей) отчуждать свои акции неограниченному кругу лиц. ОАО имеет право на открытую подписку, выпуск акций, свободную их продажу. Поскольку размер уставного фонда определяется номинальной стоимостью акций приобретенных акционерами, то уставной фонд не может быть сфор-н до момента их полной оплаты. Если по окончанию второго и каждого последующего фин-го года, стоимость чистых активов окажется меньше уставного фонда, то общество обязано объявить об уменьшении уставного фонда и зарегистрировать об этом изменении. Если стоимость чистых активов окончательно меньше установленного минимального размера УФ, то общество подлежит ликвидации. Увеличение УФ может быть произ-но путем увеличения номинальной стоимости акций, либо путем выпуска дополнительных акций.
Акции классифицируются в зависимости от способа распространения сумм:
1. акции акционерного об-ва открытого типа;
2. акции ЗАО. Акции бывают простые.
3. Привилегированные. Дает право получить гарантированный доход в случае банкротства предприятия. Причем доля привилегированных акций в УФ не может превышать 25% его объема. Акции бывают: именные, акция на предъявителя.
Курс акций = (дивиденд / ссудный процент)*100%
Органы управления: высший орган управления – общее собрание акционеров. Если число учредителей больше 50 человек, то в об-ве создается совет директоров. Исполнительный орган об-ва :коллегиальный – правление либо дирекция, единоличный директор, либо ген-ый директор.
Основания реорганизации и ликвидности: если все акции окажутся у одного учредителя, то ОАО может преобразоваться в УП, либо ликвидировано. В других случаях об-во может быть преобразовано в ООО, в ОДО, либо в произ-ый кооператив.
ЗАО -это коммерческая организация, УФ к-ой разделен на определенное количество акций, отчуждение к-ых может иметь место только с согласием всех акционеров, ограниченному кругу лиц. Органы управления: высший орган управления – общее собрание акционеров. Если число учредителей больше 50 человек, то в об-ве создается совет директоров. Исполнительный орган об-ва :коллегиальный – правление либо дирекция, единоличный директор, либо ген-ый директор.
Основания реорганизации и ликвидности: если все акции окажутся у одного учредителя, то ЗАО может преобразоваться в УП, либо ликвидировано. В других случаях об-во может быть преобразовано в ООО, в ОДО, либо в произ-ый кооператив.
ООО – организация, УФ к-ой разделен между участниками в определенных учредительных документах размерах. При этом учредители об-ва не отвечают по обязательствам общества, а риск по убыткам несут в пределах стоимости внесенных в УФ вклада. Минимальное кол-во участников – 2. УФ должен быть сфор-н на момент гос-ой регистрации, УФ должен быть сфор-н не менее 50% от минимального его размера, а остальная часть в течение одного года от даты регистрации. Основные документы: учредительный договор и устав. Органы управления: высший орган об-ва, общее собрание учредителей. Исполнительный орган – коллегиальное правление, единоличный ген. директор.
ОДО –организация УФ которой, разделен на доли между участниками несущими солидарную и субсидиарную ответственность в пределах опред-го учредительного документа.
Произ-ый кооператив (артель) –это коммерческая организация основанная на имущественно паевых взносах учредителей, их личном трудовом участии в деятельности кооператива и субсидиарной ответственности по обязательствам кооператива в равных или иных долях установленных уставом в пределах не меньше величины полученного в кооперативе годового дохода. Минимальный размер инвестиций – 3, только физические лица. Учредительный документ – устав.
Паевый взнос – это доля каждого члена кооператива, в фор-ии УФ к моменту регистрации. Каждый член кооператива должен внести не менее 10% паевого взноса, а весь УФ должен сфор-ся не позднее одного года со дня регистрации.
Органы учредителей: высший орган - общей собщее. членов кооператива. Исполнительный орган – коллегиальное правление, единоличный (председатель).
Основания реорганизации и ликвидации: если в количестве осталось мнение 3-х человек, то оно может быть преобразовано в ОАО, ЗАО, либо в товариществе.
Унитарное предприятие– это коммерческая организация, не наделенное правом собственности. Гос-ые унитарные предприятия, а также частные УП закрепленным за ними имуществом на праве хоз-го ведения.
Казенное предприятие –это УП основанное на праве оперативного управления имуществом, находящимся в собственности РБ.
Поребительские кооперативы –добровольные объединения граждан и юридических лиц на основе имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его учасников.
Фонды -учрежденные гражданами или юридическими лицами организации на основе добровольных имущественных взносов,преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Общественные и религиозные организации –добровольные объединения граждан в установленом законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
7 Понятие и классификация ресурсов и рез-ов произ-но – хоз-ой деятельности. Сущ-ть и критерии эк-ой эффективности произ-ва.
По эк-ой эф-ью понимается степень использования ресурсов или отдача затрат, к-ая выявляется соотношением рез-ов произ-ва с осуществленными затратами, или наоборот.
Э = Р / З, Э = З / Р
Критерий эф-ти в рыночной эк-ке – это максимизация прибыли на единицу продукции при обеспечении должного уровня конкурентно – способности продукции. Общенациональный критерий эк-ой эф-ти состоит в экономии затрат общественного труда. Различают произ-ые ресурсы:
1) основные произ-ые фонды.
2) Оборотные средства
3) Материальные ресурсы (материально сырьевые и топливо энергетические ресурсы)
4) Трудовые ресурсы
5) Финансовые ресурсы
6) Информационные ресурсы
Различают категории ресурсов и затрат: ресурсы – авансируются звеном предприятия они могут использоваться и не использоваться; затраты – потребляемая часть ресурсов.
Различают 3 вида рез-ов произ-но – хоз-ой деятельности:
1. количественный рез-т. показатели: объем произ-ва в натуральном исчислении; товарная продукция; валовая продукция; реализованная продукция.
2. Качественный результат. Показатели: чистая продукция; прибыль; экономия от снижения себестоимости и т.д..
3. Социальный результат. Показатели: улучшение условий труда; обеспечение безопасности труда; улучшение экологической обстановки и т.д.
Взаимосвязь произ-ых ресурсов и затрат произ-ва:
В зависимости от периодичности затраты делятся на 2 группы:
1. текущие затраты – это затраты, которые предприятие несет систематически (постоянно), в связи с произ-ом и реализацией продукции, а также включается в себестоимость.
Единовременные затраты – затраты разового хар-ра приносящие отдачу в течение длительного периода времени, через определенный промежуток времени, к-ый называется лаг t (это промежуток времени с момента вложения средств до момента их отдачи).
8 Абсолютная эф-ть произ-ва: понятие, сущность и методы оценки.
Показатели абсолютной эк-ой эф-ти необходимы для определения фактической эф-ти, динамики и тенденции ее изменения, а также для анализа эф-ти использования отдельных элементов произ-ва. В соответствии с практическим значением показатели абсолютной эф-ти делятся на 2 группы:
1. дифференцируемые (частные, локальные или единичные показатели).
2. Обобщающие показатели.
Система дифференцируемых показателей абсолютной эк-ой эф-ти.
1) трудовые ресурсы:
· трудоемкость (Те) = (ТЗ (ЧФРВ))/V = (трудовые затраты рабочего времени (численность фондов рабочего времени)) / объем произ-ва;
· трудоотдача (производительность труда) То = V/ТЗ = объем произ-ва / трудовые затраты;
· зарплатоемкость произ-ва = ЗП / V ;
· зарплатоотдача = 1 / Зе = V / ФТО = 1 / зарплатоемкость = объем проз-ва / фонд оплаты труда.
· Относительная экономия численности Эо = Чо * Iv – Ч1, Iv = V1 \ Vо.
2) основные фонды:
· фондоемкость произ-ва = ОПФ / V (рубль/рубль) = среднегодовая стоимость основных произ-ых фондов / объем произ-ва;
· фондоотдача = V \ ОПФ (рубль\рубль) = объем произ-ва / среднегодовую стоимость основных произ-ых фондов;
· амотртизациемкость (Ае) = АО / V = сумма амортизационных отчислений / объем произ-ва;
· амортизацион. отдача Ао = 1 / Ае = 1 / амортизациоемкость.
· Относительная экономия или переход основных произ-ых фондов Эо = Фо * Iv - Ф1
3) оборотные средства:
· оборотная фондоемкость Об ф/е = ОС /V = оборотные средства / объем произ-ва;
· оборотная фондоотдача Об ф/о = V / ОС = объем произ-ва / оборотные средства;
· материалоемкость Ме = МЗ / V = материальные затраты / объем произ-ва.
· Относительная экономия материальных затрат Эо(м.з.) = МЗ * Iv – МЗ1.
4) финансовые ресурсы:
· капиталоемкость Ке = КВ / del V = кап вложения в произ-во / del объем произ-ва, Ке = КВ / del V , del – прирост объема произ-ва вызванного данными кап вложениями;
· капиталоотдача Ко = del V / КВ.
· -------------
В группу обобщающих показателей абсолютной экономии эф –ти относятся след-ие:
1) рентабельность произ-ва Rпр-ва = (БП / ОПФ + НОС) * 100 = (балансовая прибыль \ среднегодовая стоимость ОПФ + стоимость нормативных оборотных средств) * 100;
2) рентабельность продукции Rпрод. = (БП, Пр / С/с) * 100 = (балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции / себестоимость данной продукции) * 100, сколько прибыли на каждый рубль.
3) рентабельность продаж R продаж = (ЧП / ОП(ВР)) *100 = (чистая прибыль / объем от продаж (выручка от реализации)) * 100 получаем на один рубль проданной продукции;
4) рентабельность капитала R кап = (БП (ЧП) / А) *100 = (БП (ЧП) / активы по балансу) 100 прибыль на 1 рубль кап-ла. Рентабельность капиталадолжна быть больше, чем банковский процент + инфляция. Rкап = (delП / КВ)100 = (прирост прибыли \ кап вложения) *100;
5) затраты на рубль товарной продукции З = СТП / ТП = себестоимость товарной продукции / объем товарной продукции;
6) по отдельным отраслям объединениям и предприятиям коэф –т абсолютной эластичности кап вложений рассчитывается по следующей формуле : Эк = delП / КВ = прирост прибыли / объем кап вложений;
7) по вновь стоящемся объектам коэф-т абсолютной эф-ти рассчитывается по следующей формуле: Эк = (Ц – С) / КВ = (стоимость годового выпуска продукции по проектно выпускных ценах предприятия – себестоимость годового выпуска продукции ) / сметная стоимость строительства объекта (кап вложения).
8) Факторное разложение прироста прибыли. Источники роста прибыли предприятия:
· прирост прибыли за счет снижения себестоимости del Пс = ( Со – С1) *V = (себестоимость единицы продукции в базовом периоде – себестоимость единицы продукции в отчетном периоде) * объем произ-ва продукции в отчетном периоде,
· прирост прибыли за счет увеличения объема реализации del Пv = (V1 – Vo)* По, По - прибыль в расчете на единицу реализованной продукции в базовом периоде, V1 – Vo – объем произ-ва в отчетном периоде и базовом периоде.
Прирост прибыли за счет изменения цен реализации продукции del Пц = ( Y1 – Yo) * V1, Y1 – Yo – цена реализации ед-ци продукции в отчетном и базисном периоде.
9 Интенсификация произ-ва: сущность и методы оценки.
Интенсификация произ-ва – это процесс уменьшения напряженности в использовании средств произ-ва и рабочей силы выражающейся в повышении степени удовлетворения потребности в произ-ых ресурсах за счет их экономии на основе всестороннего совершенствования произ-ва.
Показатели оценки уровня интенсификации произ-ва многочисленны, отметим лишь «приростные», а значит доля прироста продукции за счет рационального использования.
· численности Дп (числ) = (1 – delЧ | del V)*100%
· основных фондов Дп (фондов) = (1 – delФ \ del V)*100%
· материальных затрат Дп (матер) = (1 –delМ \ del V)
delЧ, delФ, delМ, delV – это прирост темпов изменения численности, основных фондов, матер затрат, объемов произ-в.
delЧ = (Ч1/Чо) - 1, del М = (МЗ1/ МЗ) – 1 , del Ф = (Ф1/ Фо) – 1, del V = (V1|Vo) – 1/.
Уровень интенсификации показывает долю прироста потребителей в ресурсах или долю всей потребности в ресурсах удовлетворяемую за счет их экономии.
И = (Эрес/ del П)*100 = (экономия ресурсов / прирост потреб-ей в них)*100.
10 Сравнительная эф – ть: понятие и система показателей ее изменения.
Сравнительная эк – ая эф – ть необходима для обоснования и выбора наиболее эк – ки целесообразного или оптимального варианта решения любой эк-ой задачи. Выбор оптимального варианта осущ-ся с учетом след-их принципов:
1) тождественность и сопоставимость вариантов;
2) сущностный принцип – это сопоставление величены текущих и единовременных затрат;
3) необходимость системы осн-ых и доп-ых показателей.
Первый принцип означает, что при сравнении и выборе оптимального варианта должны быть тождественны по след-им параметрам: по составу и качеству продукции, по объему произ-ва, по фактору времени, по соц-му фактору.
Приведение варианта в тождественный вид осущ-ся 2 методами: метод удельных величин, метод приведенных к одному из вариантов (часто этот метод яв-ся не корректным).
К показателям сравнительной эф-ти относятся:
1) коэффициент сравнительной эф – ти
Е = (С1 – С2) / (К2 – К1) = Эс / Кg (ИЗ), С1 и С2 – это годовая себестоимость продукции или эксплуатационные расходы по двум сопоставляемым вариантам, Эс – экономия на текущих затратах или экономия от снижения себестоимости, Кg (ИЗ) – это объем дополнительных кап-ых затрат или инвестиционных затрат в инвестиционный проект.
2) срок окупаемости дополнительных инвестиционных затрат
Ток = 1 / Е = (ИЗ(Кg)) / (Эс (del П)), del П – прирост прибыли
Ер > Ен = БП.
Ер – расчетный, Ен – нормативный – показатели эф –ти. БП – годовая ставка банковского процента по долгосрочным депозитам.
3) приведенные затраты Пзi = Сi + Eн * Кi, Сi – себестоимость i –го варианта;
Кi – объем инвестиций в i – ый вариант; Ен – нормативный коэф-т эф-ти кап вложений; Ен * Кi – альтернативная стоимость инвестиционного проекта. Методика выбора оптимального варианта заключается в минимизации величины приведенных затрат.
4) годовой эк-ий эффект от внедрения оптимального варианта.
Эг = del П – Ен * Кg
Основные показатели сравнительной эф-ти:
1. себестоимость продукции или работ,
2. прибыль или рентабельность,
3. удельные кап вложения
4. фондоемкость
5. произ-ть труда
6. материалоемкость
7. сроки создания и освоения новой техники
8. сроки окупаемости или коэффициент сравнительной эк-ой эф-ти и т.д.
дополнительные показатели:
1. мощность машин и их эксплутационные хар-ки,
2. трудоемкость изготовления,
3. показатели надежности и долговременности,
4. удобства ремонта и эксплуатации.
11. Фактор времени в оценке эк-ой эф-ти: назначение, понятие, методы.
Факторы времени оцениваются и учитываются на различных стадиях инвестиционного цикла:
1. стадия планирования
2. стадия проектирования
3. стадия строительства или реализации инвестиций
4. стадия освоения проектных показателей или мощностей.
На каждой их этих стадий применяются различные методики учета фактора времени. На первой и второй стадии применяются методы дисконтирования. Факитор времени имеет важнейшее значение в методике оценки экономической эффективности производства, т.к. капитальные вложения имеют специфический вид риска, способность приумножаться в виде дохода банковского %, время является не только календарной, но и стоимостной категорией, время – универсальный и невосполнимый ресурс.
Дисконтирование – это процесс приведения будущих доходов к настоящему моменту времени.
В это случае рассчитывается так называемая дисконтированная стоимость (ДС).
ДС (ДСБД) = СУММА i (Чпi / (1 + БП /100)i), ДСПД – дисконтированная стоимость будущих доходов, БП – банковский процент по долгосрочным депозитам, i – номер года, БП / 100 – норма дисконта, Чпi –ожидаемые доходы в i – ом году, ДС – показывает, сколько средств сегодня необходимо положить в банк при определенной норме банковского процента, чтобы в будущим получить требуемую величину дохода.
Компаудинг – приведение настоящих инвестиционных затрат к будущему периоду времени ( процесс обратный дисконтированию).
КВпр = СУММА i КВ (1+БП/100)
В данном случае рассчитывается так называемые приведенные инвестиционные затраты:
1. если имеет место строительство в течение нескольких лет, или очередями;
2. если объекты отличаются разновременными кап вложениями;
3. если объекты отличаются продолжительностью строительства.
4. Критерий оценки целесообразности инвестиционных проектов:
max <= ЧДС > БП – (1)
ЧДС = ДС – ИЗ – (2)
ЧДС – чистая дисконтированная стоимость, ИЗ – инвестиционные затраты.
max <= ЧДС > 0
Эп = КВ * Ен * (tплановое – tфактическое) – (3)
Ен = БП
Ен – нормативный коэф-т эф-ти кап вложений, = БП; t плановое – t фактическое –сроки строительства плановие и фактические.