Оценка организационно-экономических привилегий

Под организационно-экономическими привилегиями мы подразумеваем преимущества, которые получены не в результате индивидуальной конкурентной деятельности предприятий на рынке, а предоставлены им государством. Эти преимущества позволяют их пользователям иметь более сильные позиции на рынке по сравнению с теми предприятиями, которые привилегий не имеют.

По нашему мнению, организационно-экономические привилегии подразделяются на два класса:

* финансовые;

* рыночные.

Перечень, приведенных в рамках двух классов, видов организационно-экономических привилегий не является полным. Государство способствует также предоставлению хозяйствующим субъектам широкого спектра услуг по информационному обеспечению, профессиональной подготовке кадров и др., обеспечивает финансирование развития инфраструктуры, выполняет и другие экономические функции. Однако все это является элементами государственного вмешательства в рыночные процессы и финансируется за счет всех налогоплательщиков. Привилегии же выступают исключительно адресными, предоставляемыми конкретным предприятиям, плодами которых могут воспользоваться только они.

Стоимость финансовых организационно-экономических привилегий можно в большинстве случаев оценить прямым счетом

Оценка организационно-экономических привилегий - student2.ru Инвестирование представляет собой прямую непосредственную и безвозмездную передачу бюджетных средств предприятиям, преимущественно тем, которые находятся в собственности государства и будут продолжать в ней оставаться, например казенным. В этом случае стоимость привилегии равна величине инвестиций.

Рис. 8.1 Классификация организационно-экономических привилегий

Дотирование выступает в виде предоставления безвозмездной помощи предприятиям, производящим отдельные виды продукции (угольные шахты, некоторые предприятия АПК), и в форме дотаций потребителям продукции предприятий (субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг). И те, и другие дотации имеют конкретные размеры, которые свидетельствуют об их стоимости.

Кредитование в контексте привилегий осуществляется в следующих видах: кредитование за счет государственных фондов (инновационный фонд, лизинговый фонд), как правило, на условиях более выгодных для заемщика, чем кредиты коммерческих банков; предоставление государственных гарантий по иностранным кредитам; отсрочку уплаты или полное (частичное) списание долга (процентов). Привилегия в льготных условиях кредитования может быть оценена исходя из сравнения рыночных ставок по кредитам со ставками, которые предоставлены государственными фондами. Таким же способом можно оценить стоимость государственной гарантии по иностранным кредитам - кредитные ставки последних существенно ниже внутрирыночных, а сроки возврата - соответственно более длительны. Что касается отсрочек уплаты, то их стоимость определяется на основании абсолютной величины процента на сумму отсрочки, который следовало бы уплатить коммерческому банку за период задержки платежа. Привилегия в виде списанного долга равна сумме списания.

Привилегии в налогообложении проявляются в следующих формах: использования нулевых ставок налогообложения; предоставления налогового кредита; снижения налоговых ставок по сравнению с существующими на рынке; освобождения от отдельных налогов; реструктуризации налоговой задолженности; списания налоговой задолженности. Оценить стоимость этих привилегий можно исходя из рыночной стоимости платы за кредит (для налогового кредита); путем расчета разницы между предоставляющейся ставкой и рыночной ставкой кредитования (для снижения налоговых ставок); исходя из суммы экономии на налогах (при освобождении предприятия от отдельных налогов); на основе сложившейся на рынке платы за изменение условий кредитного договора и происшедших в результате реструктуризации изменений в долге и процентах (для реструктуризации налоговой задолженности); исходя из общей ве­личины списанного долга (при списании налоговой задолженности).

Таможенные платежи в виде привилегий проявляются в форме уменьшения ставок пошлины и/или таможенных сборов. Стоимость таких привилегий правомерно рассчитать, пользуясь общей суммой экономии, которую получает предприятие на таможенных платежах.

Под сертификацией подразумевается привилегия, связанная с применением для предприятия “смягченных” норм по качеству и экологическим стандартам. Стоимость льгот по качеству легко определить руководствуясь величиной затрат, необходимых для доведения качества продукции предприятия до рыночных стандартов. Что касается льгот по различным видам экологических платежей, то их оценка может осуществляться или на основании разницы между стандартными и льготными платежами, или исходя из затрат, которые необходимы для приведения деятельности предприятия (его продукции) в соответствие с требованиями по экологии.

Государственный заказ выступает в виде оплаты государством продукции, изготовляемой для его нужд, приобретения продукции по повышенным ценам, приобретение продукции не находящей сбыта. Основой оценки каждой из названных привилегий может служить величина прибыли, получаемая предприятием в результате такой формы государственной поддержки.

Привилегия в виде предоставления ринка рассматривается нами, во-первых, как прямой протекционизм со стороны государства отдельному предприятию при осуществлении им деятельности на рынке с одновременным созданием искусственных барьеров для конкурентов, ограничивающих возможности их вхождения в рынок, во-вторых, содействие сбыту продукции, которую предприятие без помощи государства продать не в состоянии (последнее относится, прежде всего, к наукоемкой продукции, реализуемой на внешних рынках); в-третьих, как непринятие государством мер по регулированию сложившейся монополии предприятия. В первом и во втором случаях, стоимость привилегий является производной от величины рынка, предоставляемого государством, и может быть оценена исходя из объема рынка. Результатом сохранения монопольного положения выступает монопольная прибыль; именно она определяет стоимость этой привилегии.

Ограничения на импорт товаров, аналогичных производимым предприятием, приводят к увеличению рыночной доли последнего, что позволяет оценить стоимость привилегий исходя из сравнения изменений в общих объемах импорта и возрастания объемов реализации продукции предприятия при уменьшении импорта.

Регулирование цен на потребляемые предприятием ресурсы, в случае, если цены оказываются ниже общественно-необходимых, приводит к формированию демпинговых цен на продукцию предприятия. Привилегия, таким образом, выражается в том, что демпинговые цены способствуют усилению конкурентной позиции и завоеванию большей доли рынка, а также в получении дополнительных прибылей. Оценка этой привилегии может осуществляться как путем сравнения разности между рыночными и государственно-регулируемыми ценами, так и, исходя из приращения рынка и прибыли предприятия.

Ниже в таблице обобщены подходы к оценке отдельных видов организационно-экономических привилегий.

Таблица 8.3

Основные подходы к оценке стоимости отдельных видов организационно-экономических привилегий

Организационно-экономические привилегии Подход к оценке стоимости
передача бюджетных средств сверх обычного уровня самофинансирования предприятия на основании величины инвестиции
предоставление безвозмездной дотации предприятию исходя из стоимости дотации
предоставление безвозмездных дотаций потребителям продукции (работ, услуг) предприятия исходя из стоимости дотаций
кредитование из государственных фондов путем сравнения рыночных ставок по кредитам с предоставляемыми ставками
предоставление государственных гарантий по иностранным кредитам путем сравнения внутренних рыночных ставок по кредитам и сроков кредитов с предоставляемыми иностранными инвесторами кредитными ставками и сроками
отсрочка уплаты долга/процента на основании абсолютной величины процента на сумму отсрочки по рыночным кредитным ставкам
полное/частичное списание долга/процента исходя из суммы списания
предоставление нулевых ставок налогообложения исходя из стандартной ставки налогообложения
предоставление налогового кредита на основании рыночной величины платы за кредит
снижение налоговых ставок путем оценкиразницы между предоставляющейся ставкой и стандартной ставкой
освобождение от отдельных налогов исходя из общей суммы экономии на налогообложении
реструктуризация налоговой задолженности на основе сложившейся на рынке платы за изменения условии кредитного договора и изменении в общей величине основной суммы долга и процентов
списание налоговой задолженности на основании величины списания
уменьшение ставок пошлины и /или таможенных сборов исходя из общей суммы экономии на таможенных платежах
предоставление льготных стандартов к качеству исходя из величины затрат, необходимых для доведения качества продукции до рыночных стандартов
предоставление льгот по экологическим платежам на основе разницы между стандартными и льготными платежами или исходя из затрат, необходимых для приведения деятельности предприятия (его продукции) в соответствие с требованиями экологических стандартов
покупка государством продукции предприятия по конкурентным ценам исходя из прибыли от реализации продукции
приобретение государством продукции предприятия по повышенным ценам исходя из прибыли от реализации продукции
приобретение государством продукции предприятия, не находящей сбыт исходя из прибыли от реализации продукции
предоставление рынка путем установления входных барьеров для конкурентов на основании оценки доли рынка, которую получает предприятие благодаря государственной поддержке
предоставление рынка путем государственного обеспечения заключения международных контрактов на основании оценки доли рынка, которую получает предприятие благодаря государственной поддержке
неприменение государством антимонопольных мер по отношению к конкретному предприятию исходя из величины монопольной прибыли
введение ограничений на импорт аналогичных товаров исходя из сравнения изменений в общих объемах импорта и объемов реализации продукции предприятия при уменьшении импорта
регулирование цен на потребляемые предприятием ресурсы путем оценки величины экономии, получаемой от разницы между рыночными и государственно регулируемыми ценами; на основа­нии увеличения рыночной доли

Наши рекомендации