Часть II. Дополнительный вопрос

Аудит затрат на ремонт основных средств

При аудите целесообразности и законности отражения в учете затрат на ремонт объектов основных средств аудитор должен проверить наличие следующих первичных документов, подтверждающих достоверность ремонта: дефектной ведомости; актов технического осмотра; плана ремонтных работ плановой и фактической сметы; актов приема сдачи работ; договоров подряда.

В тех случаях, когда объемы затрат на капитальный ремонт значительны, аудитору целесообразно проводить встречные проверки с получением письменных разъяснений от ответственных лиц, подрядчиков и субподрядчиков.

При аудите затрат на ремонт объектов основных средств большое внимание уделяется источникам финансирования затрат.

При проверке необходимо обратить внимание на методологию учета затрат на ремонт основных средств, принятую и нашедшую отражение в приказе руководителя «Учетная политика».

Если в приказе по учетной политике заложено формирование ремонтного фонда, то предприятие для финансирования ремонта основных средств в течение ряда лет ежемесячно начисляет в этот фонд необходимые суммы в соответствии с нормативом, утвержденным самостоятельно. Аудитор проверяет правильность ежемесячных начислений и их отражение в издержках производства по дебету счетов 20, 23, 25, 26 в корреспонденции со счетом 96 «Резервы предстоящих расходов». Если ремонтный фонд окажется недостаточным для покрытия фактических затрат, то разницу переносят на расходы будущих периодов с кредита счетов 23, 60 в дебет счета 97 «Расходы будущих периодов». Согласно нормативным требованиям предприятия также имеют право создавать резерв на ремонт основных средств в таком же порядке, как и ремонтный фонд.
Аудитору следует помнить, что при создании на предприятии ремонтного фонда остатки средств по счету 96 не закрываются, а переходят на следующий год. Остатки созданного резерва на ремонт основных средств по состоянию на 31 декабря отчетного года закрываются и присоединяются к прибыли (дебет счета 96 и кредит счета 91).

На предприятиях, которые не создают ремонтный фонд, аудитор проверяет обоснованность отнесения фактических затрат, связанных с проведением ремонта, на издержки производства (себестоимость).

Часть III. Задача

Составить тестовые вопросы для оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля по операциям с материалами (не менее 8), ответить на них так, чтобы контрольный риск был оценен как высокий. Обосновать оценку уровня контрольного риска. Предложить проведение дополнительных аудиторских процедур.

Используйте следующую таблицу:

Вопросы Ответы Примечание Документы или процедуры для подтверждения
Да Нет
Соответствуют ли остатки по счетам учета материалов на начало проверяемого периода их остаткам, подтвержденным в составе финансовой отчетности на конец предшествовавшего отчетного периода +     Финансовая отчетность, Форма№1
Разработана ли на предприятии система личной материальной заинтересованности в рациональном использовании ресурсов   +      
Регулярно ли проводится инвентаризационная опись по каждому наименованию с указанием вида, группы, количества и других данных +   при выявлении расхождений с данными бухгалтерского учета недостачи и излишки отражаются в учете   п.3 ст.12 Федерального Закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 № 129-ФЗ карточка учета материалов (ф.№ М-17)
Организовано ли архивирование первичных документов эффективным образом   +   приходный ордер (ф. №М-4) акт о приемке материалов (ф.№ М-7) накладная на отпуск материалов на сторону (ф.№ М-15)  
Разработан ли план проведения специальных внутренних проверок материалов +        
сравниваются ли данные аналитического и синтетического учета материалов, если да, документируется ли это + +     ПБУ 5/98 «Учет материально-производственных запасов»  
Предоставляют ли материально ответственные лица ежемесячно в бухгалтерию месячные отчеты об остатках и движении материалов в подотчете   +      
Должным образом ли ведется учет движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально-ответственными лицами   +   требование-накладная (ф.№ М-11)  
Оформляется ли оприходование материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.   +     акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. № М-35)
Отраженные в бухгалтерском учете операции по приобретению и выбытию МПЗ имели место в течение отчетного периода? +      
Подтверждены ли документарно права организации на материалы, находящиеся в ее распоряжении   +    

Контрольный риск - риск того, что искажения, допущенные при подсчете сальдо и класса операций, являясь существенными, не были обнаружены и исправлены с помощью систем бухгалтерского учёта и внутреннего контроля.

Риск высокий.

Аудитору следует:

· потребовать от руководителей аудируемого лица представить в письменном виде информацию, касающуюся их планов деятельности в будущем.

· путем проведения необходимых аудиторских процедур собрать достоверные аудиторские доказательства в целях подтверждения или опровержения наличия факторов существенной неопределенности, в том числе рассмотреть последствия любых планов аудируемого лица и возможных смягчающих ситуацию обстоятельств;

· потребовать от руководства недостающих документарных доказательств касательно прав на имеющиеся в распоряжении материалы

Наши рекомендации