Направления и методика проведения проверки
Аудит производственных запасов включает проверку:
· правильности оценки запасов;
· порядка документального оформления движения запасов, в том числе на складах;
· ограничения круга лиц, разрешающих отпуск материалов со склада, и определения режима отпуска материалов со склада;
· оприходования запасов (выборочно по наименованиям, количеству, суммам). Особое внимание следует обратить на запасы, приобретенные за наличный расчет (произвести сверку документов, прилагаемых к авансовым отчетам, с данными складского учета);
· наличия в прошлом случаев предъявления претензий к поставщикам по причине некачественных, несвоевременных поставок сырья и материалов;
· учета реализации материалов (в соответствии с учетной политикой) — по оплате или по отгрузке; В первом случае задолженность отражается по фактической полной себестоимости, во втором — по ценам реализации. Особенностью второго метода является то, что сразу после признания прибыли предприятие должно уплачивать налоги в бюджет;
· выделения отдельной строкой в документах (платежных и первичных) НДС;
· порядка и своевременности проведения инвентаризации запасов и оформления ее результатов;
· проведения ежемесячных инвентаризаций строительных материалов открытого хранения для определения их расхода;
· наличия внезапных проверок запасов;
· учета на забалансовых счетах запасов, находящихся на ответственном хранении, и материалов, принятых в переработку;
· хранения и осуществления контроля за выдачей, сроками службы и списанием спецодежды, спецобуви и инструментов;
· организации пропускной системы;
· пригодности использования складов по назначению;
· соблюдения правил хранения запасов (по группам, видам, сортам, в ячейках или спецтаре);
· противопожарной безопасности, наличия средств сигнализации, весоизмерительных приборов; индивидуального хранения легковоспламеняющихся материалов;
· системы отпуска сырья и материалов в производство (основное и вспомогательное), а также соответствия расхода установленным нормативам;
· случаев нарушения ведения складского хозяйства (отрицательные переходящие остатки, неоприходование материалов, расхождение данных складского и бухгалтерского учета, неправильный подсчет остатков);
· записей по неотфактурованным поставкам (особенность — сумма налога по этим материалам учитывается в том отчетном периоде, в котором поступят расчетные документы);
· записей по материальным ценностям, находящимся в пути (условное оприходование в отчетном месяце, сторнирование и положительная запись с выделением налогов в следующем месяце).
Баланс сверяется с данными Главной книги по счету 10.
Главная книга проверяется арифметически и на соответствие оборотов по корреспондирующим счетам, сверяется с журналом-ордером № 6 и ведомостью № 10.
Ведомость № 10 проверяется арифметически, на правильность оформления и составления, на соответствие оборотов по корреспондирующим счетам и сверяется с книгой учета остатков и реестрами, с журналом-ордером № 6 по графе «Фактическая себестоимость приобретенных материалов — по приходу, с журналом-ордером № 10 — по расходу».
Книга учета остатков материалов проверяется арифметически и сверяется с карточками складского учета.
Реестры сдачи документов проверяются по форме, на соответствие с первичными документами, арифметически и сверяются с данными ведомости № 10.
Карточки складского учета проверяются по форме, существу и сверяются с первичными документами.
Приходные ордера и акты о приемке материалов проверяются по форме, существу и сверяются с договорами поставки и принятыми к оплате счетами-фактурами.
С целью проверки системы внутреннего контроля и постановки материальной ответственности аудитору необходимо проверить наличие и правильность оформления договора о материальной ответственности с кладовщиком, акты инвентаризации ТМЦ, инвентаризационные и сличительные ведомости. Количество фактически проведенных инвентаризаций сопоставляется с установленным по приказу об учетной политике. Анализируя материалы инвентаризаций следует помнить, что взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы допускается только в виде исключения за один и тот же период , у одного и того же проверяемого лица, в отношении ТМЦ одного и того же наименования и в тождественных количествах. Убыль ценностей в пределах норм, утвержденных законодательством, списывается по распоряжению руководителя организации на издержки производства и обращения, при этом нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. Убыль ценностей в пределах норм определяется после зачета недостач излишками в результате пересортицы. В целях получения дополнительных сведений, аудитор может проводить самостоятельные (независимые) инвентаризации.
При проверке организации учета движения материальных ценностей на складах, прежде всего, надо проконтролировать организацию складского хозяйства и контрольно-пропускной системы. Далее проверяют, как организован складской учет материалов и как ведется контроль со стороны бухгалтерии. Предприятия могут применять преимущественно три основных варианта учета движения материалов на складах: оперативно-бухгалтерский (сальдовый), карточно-документационный и бескарточный.
Если применяется сальдовый метод, то аудитор проверяет ведомости по приходу и расходу материалов, сверяет итоговые данные этих ведомостей с сальдовыми ведомостями. Второй метод предусматривает составление в бухгалтерии количественно-суммовых оборотных ведомостей по группам материалов. В этом случае аудитор просматривает эти ведомости и проводит сверку остатков с карточками складского учета. Обычно осуществляется выборочная сверка, так как сплошной контроль - весьма трудоемкая операция. Наиболее эффективен третий метод. Он применяется, как правило, при использовании ПК. В этом случае карточки складского учета в обычном варианте не ведутся. Сам процесс складского учета организуется на ПК, а за определенные периоды (месяц, квартал) составляются оборотные ведомости. Аудитор знакомится с имеющимися документами, выясняет, как ведется сверка данных складского учета с бухгалтерскими данными.
Налог на добавленную стоимость учитывается по дебету счета 19 (субсчет «НДС по приобретенным материальным ресурсам») в корреспонденции с кредитом счетов 60, 76 и др. Аудитору необходимо проверить, как было образовано сальдо по счету 19 и как производилось его отнесение на счет 68. НДС по материальным ресурсам списывается полностью на счет 68 в момент оплаты счетов.
Особое внимание должно быть уделено проверке расчетов по списанию материальных ценностей на затраты производства. Для этой цели на предприятии можно применить один из следующих методов:
Метод оценки по себестоимости единицы запасов предусматривает списание каждой единицы материалов по цене приобретения или по себестоимости единицы запасов. Он применяется, если номенклатура материальных ценностей небольшая.
Метод оценки по средней себестоимости является наиболее распространенным. При его применении важно правильно устанавливать средние цены.
Метод ФИФО (по себестоимости первых по времени приобретения закупок (с английского: первый на входе – первый на выходе)) - основан на допущении, что материальные ресурсы используются в течение отчетного периода в последовательности их приобретения. На складе на конец отчетного периода остаются остатки материальных ценностей по фактической себестоимости последних по времени закупок, а на себестоимость продукции списывают материальные ценности ранних по времени закупок.
Метод ЛИФО (по себестоимости последних по времени приобретения закупок (последний на входе – первый на выходе)) - основан на противоположном методу ФИФО допущении. При этом методе ресурсы, которые поступают в производство, оцениваются и списываются по себестоимости последних в последовательности по времени закупок. Материальные ресурсы, остающиеся на складе на конец отчетного периода, оцениваются по фактической себестоимости ранних по времени закупок, а в себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) учитывается стоимость поздних по времени закупок.
Применение метода ЛИФО в периоды инфляции даст наименьшую величину стоимости запаса товарно-материальных ценностей и, соответственно, наименьшую прибыль за период; использование ФИФО даст наибольшие значения вышеуказанных статей отчетности, а метод
средневзвешенной — их промежуточное значение. Наиболее выгодным в настоящее время является применение метода ЛИФО, поскольку он позволяет привлечь ресурсы.
Выбор метода оценки ТМЦ устанавливается в приказе по учетной политике. Фактически используемый метод сопоставляется с данными приказа. Аудитор может проводить самостоятельные расчеты себестоимости материалов, подлежащих списанию.
В учетной политике также может быть предусмотрено использование 15-го и 16-го счетов. Если предприятие ввело указанные счета в рабочий план счетов и применяет в учете, следовательно, материальные ценности оцениваются по фактической себестоимости с обособленным учетом суммы транспортно-заготовительных расходов.
Проверка правильности отнесения и списания материальных ценностей, образованных в результате недостач и хищений, проводится аудитором в случае, если такие данные обнаружены. Порядок списания сумм недостач, хищений и потерь от порчи ценностей регулируется законодательством и учредительными документами. Списание недостач и потерь от порчи ценностей отражается по кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и дебету счетов 73, 91 и др.
Заключительным этапом проверки является контроль ведения сводного учета материальных ценностей. Эти данные проверяются по данным журнала-ордера № 10, ведомостей №№ 10, 11, 10с, 14, 15с и Главной книги. При необходимости аудитор может провести анализ всей системы организации учета материальных ценностей и дать рекомендации по ее рационализации.
Анализ использования материальных ресурсов предусматривает получение данных о соответствии запасов установленным нормам, о расходе материалов (в натуре или по стоимости) на 1 руб. изготовленной продукции и др. Аудитор должен проверить и оценить результаты инвентаризации товарно-материальных ценностей. Для этого используются инвентаризационные и сличительные ведомости, проводится анализ содержащихся в них данных. Отсутствие объективной информации о состоянии и стоимостной оценке производственных запасов негативно отражается на финансовом состоянии предприятия, поскольку, во-первых, администрация предприятия не имеет возможности адекватно планировать деятельность предприятия; во-вторых, искажаются показатели финансового состояния предприятия и внешние пользователи отчетности (кредиторы, банки, инвесторы) не могут объективно судить о рентабельности и платежеспособности предприятия; в-третьих, происходит искажение сумм налогов (например, налога на прибыль, что может привести к штрафным санкциям).
При выявлении отклонений фиксируются замечания и неточности, которые должны быть исправлены. Всю полученную в ходе проверки информацию аудитор регистрирует в своих рабочих документах, сопоставляет данные фактически выявленных ошибок с предварительно рассчитанными и корректирует при необходимости план проведения проверки.
Типичные ошибки
К наиболеехарактерным ошибкам по учету ТМЦ можно отнести следующие:
· не заключены договоры о материальной ответственности с кладовщиками (материально-ответственными лицами);
· неправильно оформляются документы по приходу и расходу товарно-материальных ценностей;
· не ведется аналитический учет движения ТМЦ в бухгалтерии;
· нерегулярно проводится сверка данных по движению материальных ценностей в бухгалтерии и на складах предприятия;
· нарушение сроков проведения и некачественное проведение инвентаризаций;
· на складах хранится большое количество неиспользуемых ТМЦ;
· неправильно производится списание ТМЦ по направлениям затрат.
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите законодательные и нормативные документы необходимые для проверки.
2. Перечислите бухгалтерские документы необходимые для проверки.
3. Каков алгоритм проверки производственных запасов?
4. Какие варианты учета движения материалов на складах Вы знаете?
5. Какие методы оценки материалов при отпуске в производство Вы знаете?
6. Назовите типичные ошибки при учете производственных запасов.