Особенности организации финансов торговли

Торговля - отрасль экономики, предназначенная для про­движения товаров из сферы производства в сферу обращения и доведения их до конечного потребителя.

Специфика финансов торговли состоит в следующем:

- предприятия и организации торговли являются связую­щим звеном между производством продукции и ее потребле­нием, способствуют завершению кругооборота общественного
продукта;

- в деятельности предприятий торговли сочетаются операции производственного характера (закупка, хранение, сортировка, фасовка, упаковка и т. д.) с непроизводственными, связанными со сменой собственников, т. е. непосредственно с реализацией продукции (оплата труда продавцов, реклама, аренда торговых площадей и др.);

- торговые предприятия в зависимости от характера их де­ятельности и назначения подразделяются на предприятия опто­вой торговли и предприятия розничной торговли;

- торговля создает дополнительную потребительскую сто­имость (качество), которая увеличивается в результате затрат дополнительного общественного труда, что приводит к увели­чению издержек обращения;

- выручка от реализации товаров предприятий торговли пос­тупает преимущественно в налично-денежной форме, работни­ки торговли несут личную материальную ответственность за сохранность имущества и денежных средств, что требует уси­ления финансового контроля;

- финансовое состояние предприятий торговли зависит от оптимальности издержек обращения и длительности времени реализации товаров; основными показателями торговой де­ятельности являются: товарооборот в денежном выражении, из­держки обращения, валовой доход, прибыль и рентабельность;

- применение ручного труда, отражающего низкий уровень механизации и технической вооруженности труда в торговле.

Издержки обращения в торговле представляют собой за­траты общественного труда, выраженные в денежной форме и связанные с процессом движения товаров от мест производства до потребителя. Издержки обращения отличаются от себестои­мости тем, что в них отсутствует стоимость закупаемых товаров, т. к. предприятия торговли закупают уже произведенные товары, затрачивая средства лишь на их доведение до потребителя.

Для планирования и учета издержек обращенияисполь­зуется следующая номенклатура статей:

- транспортные расходы;

- расходы на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- расходы на аренду и содержание зданий и помещений, оборудования и инвентаря;

- амортизация основных средств;

- расходы на ремонт основных средств;

- ремонт санитарной и специальной одежды, столового бе­лья, посуды, приборов и других малоценных и быстроизнаши­вающихся предметов;

- расходы на топливо, газ, электроэнергию;

- расходы на хранение, подборку, сортировку и упаковку то­варов;

- расходы на рекламу;

- затраты по оплате процентов за пользование заемными средствами;

- потери товаров и технологические отходы;

- расходы на тару;

- прочие расходы.

На предприятиях торговли за счет отчислений, относимых на издержки обращения и производства, создаются следую­щие резервы:

- на оплату вознаграждений по итогам года и за выслугу лет;

- резерв на списание естественной убыли в пределах ут­вержденных норм;

- резерв на оплату отпусков;

- резерв на ремонт основных средств.

Факторы, влияющие на уровень издержек предприятий торговли:

- субъективные, непосредственно связанные с деятельнос­тью предприятия - объем и структура товарооборота, использо­вание собственного и заемного оборотного капитала, торговой площади, торгово-технического оборудования, транспортных средств, условия организации и оплаты труда работников и др.;

- объективные, к которым относятся изменения: розничных цен, тарифов на перевозки товаров различными видами транс­порта, процентных ставок за пользование банковским креди­том, стоимости коммунальных услуг, арендной платы и др.

Источником финансирования издержек обращения являет­ся валовой доход.

Валовой доход торгового предприятия представляет собой сумму всех доходов полученных как от реализации товаров, так и от оказания услуг по другим видам деятельности, а также в результате системы скидок и зачетов. Основная часть валового дохода формируется за счет разницы между розничной ценой без налога на добавленную стоимость и ценой приобретения товаров без налога на добавленную стоимость в виде торговых надбавок (наценок).

Различают оптовую (снабженческо-сбытовую) и торговую надбавку. В Беларуси установлена предельная величина над­бавки в размере 30 %: из них 20 % составляет оптовая надбавка и 10 % -торговая надбавка.

Валовой доход определяется двумя методами - методом прямого счета и аналитическим. При определении валового до­хода необходимо учитывать доходы от других видов деятель­ности и внереализационных операций.

Конечным финансовым результатом деятельности тор­говых предприятий, как и в промышленности, является при­быль или убыток.

Прибыль от реализации товаров (Пр) методом прямого счета находится по формуле:

Пр = ВД - КН - ФП - ИО,

где ВД - валовой доход; КН - косвенные налоги и отчисления; ФП - отчисления в фонд пополнения собственных оборотных средств (6 % от полученного валового дохода за социально зна­чимые товары); ИО - издержки обращения.

Рентабельность торговой организации определяется как отношение прибыли к одному из показателей функциониро­вания организации: к товарообороту, издержкам обращения, основным и оборотным средствам.

Состав и структура основных и оборотных средств тор­говых предприятий связана с необходимостью продвижения, хранения и реализации товаров.

Основные средства торгового предприятия состоят из:

- активной части, включающей торговое оборудование, ма­шины, транспортные средства и т. д., удельный вес которых в структуре основных фондов по сравнению с промышленными предприятиями в три раза меньше и составляет около 10 %;

- пассивной части, включающей здания, помещения, соору­жения и т. д.

Особенностью функционирования основных средств в торговле является их высокая стоимость, длительная эксплу­атация, высокая производительность, экономичность и надеж­ность. Затраты на воспроизводство основных средств произво­дятся в форме капитальных вложений и финансируются из тех же источников, что и в промышленности.

Оборотные средства торговли представляют собой со­вокупность денежных средств, инвестированных в сферу об­ращения в качестве источника финансирования авансируемых торговыми предприятиями затрат на создание необходимых то­варных запасов и совершение издержек обращения.

Оборотные средства по степени планирования подразде­ляются на:

- нормируемые,включающие запасы товаров, тары, топлива, сырья; денежные средства в кассах и пути; малоценные и быст­роизнашивающиеся предметы; расходы будущих периодов;

- ненормируемые,включающие денежные средства на сче­тах в банках; средства в расчетах.

В структуре оборотных средств предприятий торговли наибольший удельный вес занимают товарные запасы (около 90 %), что обусловлено рядом причин, связанных с особеннос­тью торгового обслуживания:

- равномерностью процессов обращения;

- сезонностью производства и потребления;

- неравномерностью размещения производства и районов потребления;

- непредвиденными колебаниями спроса и ритма произ­водства;

- преобразованием производственной продукции в торго­вую;

- необходимостью образования страховых резервов и др.
Товарные запасы представляются в абсолютных и относи­тельных величинах измерения.

Абсолютная величина постоянно меняется и зависит от поступ­ления и продажи товаров. При анализе и планировании большое значение имеет соизмерение товарных запасов с товарооборотом. Этот показатель - относительный, он характеризует величину то­варного запаса, находящегося на предприятиях торговли на опре­деленную дату и показывает, на сколько дней торговли хватит то­варного запаса. Товарные запасы в днях исчисляются по формуле:

До = 3 : О/Т или До = 3 * Т/О,

где До - дни оборота, уровень товарных запасов; 3 - сумма товарных запасов; О - объем товарооборота; Т - число дней в периоде.

Размеры товарных запасов связаны со скоростью обра­щения товаров. Ускорение времени обращения товаровспо­собствует:

- повышению эффективности товарного обращения;

- непрерывности воспроизводственного процесса;

- повышению прибыли и рентабельности.

Наши рекомендации