Субъекты хозяйственной деятельности, подлежащие обязательному аудиту. Ответственность экономических субъектов за уклонение от обязательного аудита

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства РФ, инициативная аудиторская проверка – по решению руководства экономического субъекта. Тот факт, что необходимость аудита в ряде случаев установлена актами законодательства, а не желанием руководства организации, имеет свои причины и определенные последствия как для аудиторов, осуществляющих аудит, обязательный для экономических субъектов, так и для этих экономических субъектов.

Собственники и прежде всего коллективные собственники – акционеры, пайщики, а также кредиторы не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все операции организации, многочисленные и зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов. Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения. Аудиторские проверки необходимы и государственным органам, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Обязательная аудиторская проверка имеет следующие особенности:

¾ в процессе аудита должны соблюдаться федеральные стандарты аудиторской деятельности;

¾ получив перечень выявленных ошибок и нарушений, а также рекомендации по их устранению, руководство экономического субъекта обязано принять меры по их исправлению;

¾ руководство экономического субъекта, имея аудиторское заключение по результатам проведенного обязательного аудита, должно ознакомить с его итоговой частью всех желающих пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Согласно ФЗ «Об аудиторской деятельности » обязательный аудит – это ежегодная обязательная аудиторская проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательной аудиторской проверке подлежат экономические субъекты по следующей системе показателей:

¾ по критерию организационно-правовой форме – все открытые акционерные общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала;

¾ по виду деятельности: кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

¾ в зависимости от объема выручки:объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 миллионов рублей; для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены;

¾ в иных случаях установленных федеральными законами.

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса.

Организации или индивидуальные предприниматели, подлежащие обязательному аудиту, обязаны к сдаче годовой бухгалтерской отчетности предоставлять аудиторское заключение в территориальный налоговый орган по месту регистрации в качестве налогоплательщика.

За уклонения экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствие ее проведению влечет за собой взыскание на основании решения суда или арбитражного суда по фактам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой службы.

Наши рекомендации