Вовка,(1)сходи в разведку и выведи этого чёрта на чистую воду.

Вовка поморщился… А может,(2) правда там кто-нибудь есть?

Я с тобой пойду! – закричал Егорка.

Вдвоём и дурак сходит,(3) – отрезал Олег. – Или ты один иди,(4) или я один.

11. Укажите количествограмматических основв предложении 18. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Вскарабкавшись на обрыв по узенькой тропе,(1) они очутились на заброшенной вырубке. Это и был малинник: запах малины,(2) жара и шмелиное жужжание...

Когда наелись малины,(3) повернули назад и по дороге решили зайти в старый парк.

Одна из аллей шла в самый глухой угол парка. Там стояла бывшая барская контора,(4) которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами.

13. Среди предложений 31–42 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 31–37 найдите бессоюзное сложное предложение.Напишите номер этого предложения.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного российского филолога О.Н. Емельяновой: «Авторская речь обладает не только изобразительностью, но и выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего». Аргументируя свой ответ, 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами О.Н. Емельяновой.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Но он рад был происшествию, потому что Витёк его зауважал и Сивка оказался Сивкой, а не чем-то вроде...»

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение словосочетания НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое неуверенность в себе», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 11

(1)Мама, когда я ещё не учился в школе, работала инженером и много чертила. (2)Чертежи были такие красивые, а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная, что я не мог пройти мимо. (3)Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.

– (4)Его явно тянет к точным наукам, – серьёзно говорила мама отцу.

(5)В школе сразу стало ясно, что меня к точным наукам не тянет. (6)Я учился очень средне. (7)Мама говорила, что если я так продолжу, то стану грузчиком. (8)Выражение же лица отца в это время было таким, что я догадывался: он сомневается, что мама говорит правду.

(9)Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.

(10)Когда я учился в старших классах, родители преподавали в университете. (11)Мама вела термодинамику, а отец работал заведующим кафедрой на экономическом факультете.

(12)Но алгебра, геометрия и физика по-прежнему были самыми тёмными для меня предметами. (13)Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.

(14)Какие возможности у меня имелись? (15)Университет, институт культуры и, конечно же, медицинский.

(16)Медицинский мне всегда нравился. (17)Во-первых, там преподавал мой любимый дядя. (18)Во-вторых, там учился мой троюродный брат, который мне тоже нравился. (19)Но как-то пугала так называемая анатомичка. (20)Я понимал: даже просто войти в здание, где она находится, я не смогу.

(21)Тогда я стал ходить в институт культуры. (22)Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами. (23)Конечно, я тогда плохо разбирался в этом, но мертвенную скуку и ужасающую безрадостность увиденного чувствовал. (24)3апах «анатомички», казалось, преследовал меня, он исходил там от всего: во всех выступлениях была видна ненужность происходящего. (25)Ненужность никому! (26)Ни выступающим, ни зрителям. (27)Это отсутствие надежды на радость заставило меня твёрдо отказаться от мысли поступить в институт культуры.

(28)Но я хотел... (29)Не знаю, чего я хотел. (30)Ничего определённого. (31)Мне хотелось быть студентом. (32)Хотелось учиться не очень трудно и не очень скучно... (33)Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни. (34)Главное – настоящей, всем существом – жизни.

(По Е.В. Гришковцу)*

* Гришковец Евгений Валерьевич (род. в 1967 г.) – современный российский писатель, драматург, режиссёр, актёр, музыкант. Стал известен после того, как в 1999 г. был удостоен национальной театральной премии «Золотая маска». Является автором книг «Рубашка», «Реки», «Следы на мне», «Асфальт».

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор-рассказчик в старших классах школы считал, что не пойдёт по стопам своих родителей?»

1) Он не чувствовал в себе способностей к тому, чем занимались его родители, – к точным наукам.

2) Он не был уверен в том, что родители помогут ему поступить в университет, где сами преподавали.

3) Он стремился быть самостоятельным и хотел доказать родителям, что способен на это.

4) Он собирался поступать в медицинский институт, потому что там преподавал его дядя.

Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор-рассказчик, говоря о матери, употребляет слово «мама», а об отце – не «папа», а «отец»?» Такая форма наименования говорит здесь о том, что…

1) мать для автора-рассказчика воплощает в себе более тёплые, душевные семейные отношения, чем отец.

2) в семье автора-рассказчика было принято к отцу относиться с большим уважением, чем к матери.

3) родители по-разному относились к автору-рассказчику: мать баловала его, в то время как отец был с ним строг.

4) отец для автора-рассказчика был более значимым человеком, так как занимал более высокое служебное положение, чем мать.

Как характеризует автора-рассказчика информация, заключённая в предложениях 16–20?

1) Автор-рассказчик – робкий, нерешительный человек, которого пугает всё незнакомое, например «анатомичка».

2) Автор-рассказчик – впечатлительный и жизнелюбивый человек, которому неприятно всё, что связано со смертью, в частности «анатомичка».

3) Автор-рассказчик – поверхностный человек, неспособный по-настоящему разобраться в плюсах и минусах обучения в медицинском институте.

4) Автор-рассказчик – неуверенный в себе человек, который готов из-за любого препятствия отказаться от задуманного.

В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено в тексте содержанию первого?

1) (3) Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.

– (4) Его явно тянет к точным наукам, – серьёзно говорила мама отцу.

2) (5) В школе сразу стало ясно, что меня к точным наукам не тянет.

(9) Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.

3) (18) Во-вторых, там учился мой троюродный брат, который мне тоже нравился. (19) Но как-то пугала так называемая «анатомичка».

4) (23) Конечно, я тогда плохо разбирался в этом, но мертвенную скуку и ужасающую безрадостность увиденного чувствовал.

(33) Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни.

Как мать относилась к будущему своего сына?

1) Постоянно преувеличивая способности и задатки сына, мать возлагала на него необоснованные надежды.

2) Мать всегда считала, что сын должен в будущем заниматься точными науками, как и она сама.

3) Мать с ранних лет внимательно следила за развитием сына и старалась разглядеть в нём склонности к той или иной области знаний.

4) Требуя от сына обязательных успехов в изучении школьных дисциплин, мать постоянно контролировала сферу его интересов.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.

2) Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.

3) Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.

4) Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами.

В каком варианте ответа средством речевой выразительности является эпитет?

1) (9) Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.

2) (12) Но алгебра, геометрия и физика по-прежнему были самыми тёмными для меня предметами.

3) (17) Во-первых, там преподавал мой любимый дядя.

4) (22) Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами.

4. Из предложений 1–4 выпишите слово, в котором правописание приставкизависит от глухости – звонкости последующего согласного.

Из предложений 18–20 выпишите образованное(-ые) приставочно-суффиксальным способом наречие(-я), в котором ( - ых) правописание приставки зависит от суффикса.

5. Из предложений 1–3 выпишите слово, в котором правописание суффиксаопределяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».

6. Замените разговорное слово «штуками» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «студенческого хора» (предложение 22), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 32.

9. Среди предложений 20–24 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

Среди предложений 20–24 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

Мама,(1) когда я ещё не учился в школе,(2) работала инженером и много чертила. Чертежи были такие красивые,(3) а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная,(4) что я не мог пройти мимо. Конечно,(5) меня отлавливали,(6) не пускали,(7) но несколько чертежей я всё же испортил,(8) какие-то циркули сломал.

В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

Наши рекомендации