Основные федеральные налоги и сборы, уплачиваемые юридическими лицами и организациями.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - важнейший источник формирования доходов бюджетов страны.

Правовой основой взимания НДС являются Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. I), Федеральный закон Российской Федерации «О введе­нии в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ, ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г. № 1992-1* (* В связи с введением НДС и акцизов были отменены налог с оборота и налог с продаж. Налог с продаж вновь был установлен Законом РФ от 31 июля 1998 г. Подробнее данный налог рассматривается при характеристике региональных налогов.) (с последующими изменениями и дополнениями), постановления Правительства РФ и иные правовые акты. Данный налог представляет собой в соответствии с Законом форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

НДС - косвенный налог, то есть надбавка к цене товара* (* ВВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1871; 1992. № 23. Ст. 1229; № 34. Ст. 1976; 1993. № 4. Ст. 118; № 11. Ст. 387; № 14. Ст. 486; СЗ РФ. 1994. № 29. Ст. 3010; № 33. Ст. 3407; 1995. № 18. Ст. 1591; № 26. Ст. 2402; № 32. Ст. 3204; № 35. Ст. 3503; 1996. № 14. Ст. 1399; № 22. Ст. 2582; 1997. № 12. Ст. 1377; № 18. Ст. 2102; 1999. № 5. СТ. 1662; № 18. Ст. 2221.)

Как правильно отмечалось в юридической литературе, НДС относится к налогам на потребление, поскольку процесс переложения налога с продавца на покупателя товара завершается тогда, когда товар приобретает его конечный покупатель. Роль НДС в формировании государственных доходов значительна, так как по объему бюджетных поступлений, как установили исследователи данного налога, он уступает только налогу на прибыль организаций и составляет 33%. Фискальное значение НДС велико, однако, являясь налогом на потребление, он сокращает потребительский рынок, тем самым отрицательно влияет на развитие производства, особенно на развитие наукоемких отраслей производства и точных технологий.

Плательщиками налога по Закону являются юридические лица, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность, международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие коммерческую деятельность на территории Российской Федерации. Но НДС - это налог не на предприятие, а на потребителя. Фактические плательщики налога - покупатели. Налог определяется как разница между налогами, взимаемыми при продаже и при покупке товара на каждом этапе технологической цепочки их производства и обращения.

Объектом налогообложения считаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), то есть выручка от реализации. К объектам обложения с 1993 г. были также отнесены товары, ввозимые на территорию РФ в соответствии с таможенным законодательством, то есть импортные товары, а также обороты по реализации предметов залога, включая их передачу залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства.

Объектом налогообложения считаются обороты:

- по реализации всех товаров как собственного производства, так и приобретаемых на стороне;

- по реализации товаров внутри предприятия для собственного потребления, затраты по которым не отнесены на издержки производства (обращения), а также своим работникам;

- по реализации товара без оплаты стоимости в обмен на другие товары (услуги, работы);

- по безвозмездной передаче или передаче с частичной оплатой товаров (работ, услуг) другим предприятиям или гражданам;

- по реализации предметов залога, включая их передачу залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства.

Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализуемых товаров, исчисленная исходя из применяемых цен и тарифов без включения НДС. Если оборот исчисляется по подакцизным товарам, то сумма акцизов включается в него.

Ставка налога на добавленную стоимость первоначально была установлена в размере 28% с облагаемого оборота, а при реализации товаров по регулируемым ценам - 21,88%. С января 1993 г. ставки НДС были понижены. По продовольственным товарам (кроме подакцизных) ставка была понижена до 10%, такая же ставка была установлена для детских товаров по перечню, утвержденному Правительством РФ, по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары - 20%.

Реализация товаров (работ, услуг) населению производится по ценам и та­рифам, включающим в себя сумму налога на добавленную стоимость по установленной ставке.

Из суммы налога на добавленную стоимость, исчисленной на определенной стадии производства, вычитается сумма налога, уплаченная на предыдущей стадии. Налог на приобретенные изделия вычитается из налога на изготовленную продукцию, то есть в бюджет вносится только разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщиками за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Уплата налога производится ежемесячно исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный месяц в срок не позднее 20 числа следующего месяца.

Министерству финансов РФ предоставлено право устанавливать иные налоговые периоды и сроки уплаты налога.

Датой совершения оборота считается день поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в кредитных организациях, а при расчетах наличными деньгами - день поступления выручки в кассу.

По налогу на добавленную стоимость установлены значительные льготы. В Законе РФ «О налоге на добавленную стоимость» предусмотрен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога. Так, от НДС освобождаются экспортируемые товары собственного производства, услуги городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также услуги по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом, квартирная плата, ритуальные услуги и ряд других.

За нарушение обязанности по уплате налога на добавленную стоимость налогоплательщики и их должностные лица привлекаются к ответственности, установленной Разделом VI «Налоговые правонарушения и ответствен­ность за их совершение» Налогового кодекса РФ.

Акцизы на отдельные визы товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья были установлены в декабре 1991 г. Правовой основой взимания акцизов является Налоговый кодекс РФ (ч. I), Федеральный закон Российской Федерации «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ, ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., Закон РФ от 6 декабря 1991 г. «Об акцизах» * (в ред. Федерального закона от 7 марта 1996 г. с изменениями и дополнениями), Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и другие нормативные правовые акты. (ВВС 1991 №52. Ст. 1872, СЗ РФ. 1996. № 11. Ст. 1016, 1997 №3 CT.356.1998.№7 Ст. 800, № 30. Ст. 3614; 1999. № 1. Ст. 1; № 7 Ст. 879).

Акциз происходит от латинского слова «accidere» (обрезать).

Акцизы относятся к косвенным налогам, включаются в цену товара и оплачиваются покупателем. В законе устанавливается конкретный перечень товаров, подлежащих обложению акцизами. Акцизами облагаются:

- винно-водочные изделия;

- этиловый спирт из различного сырья;

- пиво;

- табачные изделия;

- легковые автомобили;

- ювелирные изделия и некоторые другие товары.

Плательщиками акцизов выступают:

- по товарам отечественного производства - предприятия и организации;

- по товарам, выработанным из давальческого сырья - предприятия и организации, оплатившие стоимость работы по изготовлению этих товаров и реализующие их;

- по ввозимым на территорию РФ товарам - предприятия и другие лица, определенные в соответствии с таможенным законодательством (как правило, это лицо, представляющее декларацию о ввозе товаров).

Объектам налогообложения по акцизам является оборот по реализации указанных товаров собственного производства, включая их реализацию государствам СНГ. Акцизами не облагается реализация подакцизных товаров на экспорт за пределы государств СНГ. Облагаемый оборот определяется исходя из стоимости реализуемых подакцизных товаров, в основе которой лежит свободная отпускная цена с включением в нее суммы акциза. Ставки акцизов утверждаются, как правило, федеральным законом и являются едиными на всей территории России.

Ставки акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, устанавливаются с учетом обеспечения защиты отечественного производителя и потребителя и сохранения конкурентоспособности отечественных товаров.

Ставки акцизов по подакцизным товарам (за исключением подакцизных видов минерального сырья), производимым на территории Российской Федерации, устанавливаются в размерах, предусмотренных федеральным законом в процентах к стоимости товаров по отпускным ценам без учета акцизов или в рублях и копейках за единицу измерения.

Ставки акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, устанавливаются Федеральным законом в процентах от таможенной стоимости товара или ЭКЮ за единицу измерения.

Ставки авансового платежа в форме приобретения марок акцизного сбора по отдельным видам подакцизных товаров утверждаются Правительством Российской Федерации.

Ставки акцизов по подакцизным видам минерального сырья утверждаются Правительством Российской Федерации дифференцирование для отдельных месторождений в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий.

Акцизы уплачиваются в бюджет в следующие сроки:

- не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, - по подакцизным товарам, реализованным с 1 по 15 число включительно отчетного месяца;

- не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем, по подакцизным товарам, реализованным с 16 по последнее число отчетного месяца.

Датой (моментом) реализации подакцизных товаров, за исключением природного газа, является день отгрузки (передачи) подакцизных товаров, включая товары, произведенные из давальческого сырья.

В таком же порядке определяется дата (момент) реализации при натуральной оплате труда подакцизными товарами собственного производства.

При этом не имеет значения, производилась ли передача или отгрузка непосредственно покупателю, владельцу давальческого сырья либо по его поручению другому грузополучателю.

Датой (моментом) реализации природного газа считается день поступления денежных средств за природный газ на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - день поступления денежных средств в кассу.

При безвозмездной передаче природного газа, при обмене с его участием датой реализации считается день его передачи.

В целях обеспечения сбора акцизов и предотвращения нелегального ввоза и реализации на территории России подакцизных товаров Постановлением Правительства РФ «О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора» от 14 апреля 1994 г. № 319 был установлен порядок взимания акцизов в форме продажи марок акцизного сбора установленного образца. Была введена обязательная маркировка на спирт пищевой, винно-водочные изделия, табак и табачные изделия. Изготовление марок акцизного сбора было поручено объединению «Гознак». Ответственными за маркировку подакцизных товаров являются предприятия-производители и импортеры указанных подакцизных товаров.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1999 г. № 1008* (* Российская газета. 1999. 11 сентября.) было отменено Постановление Правительства РФ от 14 апреля 1994 г. № 319 и была установлена цена одной марки акцизного сбора, уплачиваемого в качестве авансового платежа по акцизам в следующих размерах:

- на алкогольную продукцию - 0,75 рубля;

- на табак и табачные изделия - 0,075 рубля.

Запрещена реализация на территории Российской Федерации алкогольной продукции, табака и табачных изделий, не маркированных марками акцизного сбора установленного образца или маркированных с нарушением установленного порядка, за исключением реализации конфискованной или обращенной в федеральную собственность иным способом алкогольной и табачной продукции иностранного производства, маркируемой в другом порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Также было установлено, что при покупке марок акцизного сбора лицо, их приобретающее, представляет таможенным органам обязательство, предусматривающее выполнение этим лицом следующих действий в пределах установленных сроков:

- ввоз в установленном порядке маркированных товаров на таможенную территорию Российской Федерации в целях их реализации на территории Российской Федерации;

- размещение ввезенных маркированных товаров в разрешенных местах доставки и хранения;

- возврат поврежденных и (или) неиспользованных марок акцизного сбора выдавшему их таможенному органу;

- представление отчета об использовании марок акцизного сбора в установленном порядке.

В случае невыполнения указанного обязательства денежные средства, являющиеся суммой обеспечения, подлежат перечислению в федеральный бюджет в части, кратной количеству марок акцизного сбора, по которому обязательство не исполнено*. * Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1999 г. № 1008было установлено, что марки акцизного сбора выдаются таможенными органами при предоставлении обеспечения выполнения названных обязательств. Размер обеспечения определяется таможенными органами Российской Федерации. Ответственными за маркировку в установленном порядке подакцизных товаров являются лица, которые приобрели марки акцизного сбора, а также лица, фактически перемещающие маркированные подакцизные товары через таможенную границу Российской Федерации.

Разработка эскизов и изготовление марок акцизного сбора поручено объединению «Гознак» по заказам Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

Налог на прибыль предприятий и организаций- важнейший регулирующий налог, установленный в декабре 1991 г.

Правовой основой взимания налога на прибыль являются Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. I), Федеральный закон Российской Федерации «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ, ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организации» (с последующими из­менениями и дополнениями) ** (*BBC PФ.1992.№11.Cт.525; №34.Cт.1976;№ 4.Cт. 118; СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3304; 1995. № 18. Ст. 1592; № 26. Ст. 2402; 1996. № 1. Ст. 4, 20; 1997. № 3. Ст. 357; № 26. Ст. 2953; 1998. № 31. Ст. 3819, 3821; Российская газета. 1999. 7 апреля.) и иные нормативные правовые акты.

Плательщиками налога на прибыль являются:

- предприятия и организации (в том числе бюджетные), имеющие статус юридического лица по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие предпринимательскую деятельность;

- международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;

- банки различных видов, включая банки с участием иностранного капитала, получившие лицензии ЦБ РФ;

- небанковские кредитные организации, получившие лицензию ЦБ РФ на осуществление отдельных банковских операций;

- страховые организации, имеющие лицензию на осуществление страховой деятельности.

Плательщиками налога являются также компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства.

Не являются плательщиками налога на прибыль предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому представительными органами субъектов Российской Федерации. Данные предприятия, однако, уплачивают налог на прибыль, полученную от иных видов деятельности.

Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятия, полученная от реализации продукции (работ, услуг), имущества предприятия (основных фондов и т. д.), доходов от внереализационных операций (например, дивиденды по принадлежащим им акциям, арендная плата, суммы, полученные в виде санкций (штрафы), в возмещение вреда), уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Ставка налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, установлена в размере 11%. В бюджеты субъектов Российской Федерации налог на прибыль организаций (в том числе иностранных юридических лиц) по ставкам, устанавливаемым законодательными органами субъектов Российской Федерации, зачисляется в размере не свыше 19%, а для организаций по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, бирж, брокерских контор, банков, небанковских кредитных организаций, страховщиков - по ставкам в размере не свыше 27%. Ставки налога на прибыль могут изменяться при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год. До внесения изменений в правовое регулирование налога на прибыль Федеральным законом от 31 марта 1999 г. ставки налога были несколько выше.

Первоначально при введении в действие Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций» ставка налога, уплачиваемого в федеральный бюджет, была установлена в размере 13%, а ставка налога, уплачиваемого в бюджет субъектов Федерации, в соответствии с Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 устанавливалась самим субъектом Фе­дерации и не должна была превышать 25%*. (* Российская газета. 1993. 29 дек.) Однако Законом РФ «О Федеральном бюджете на 1994 год» от 24 июня 1994 г.2 было установлено, что ставка налога на прибыль, направляемая в бюджета субъектов Федерации, не должна превышать 22%. Уменьшив в июне ставку налога, в федеральном бюджете на 1994 г. ** (**Российская газета. 1994. 6 июля.) не было предусмотрено выделение средств для компенсации образовавшегося дополнительного недобора доходов субъектов Федерации, которые в своих бюджетах предусмотрели в начале года отчисления в бюджет от прибыли в размере ранее установленных 25%. Известно обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии координации действий федеральных органов государственной власти и субъектов Федерации при налогообложении. Так, в Москве налог на прибыль, поступивший в городской бюджет в 1994 г., продолжал взиматься по прежней ставке - 25% в соответствии с Законом от 2 марта 1994 г. № 3-18 «О ставках и льготах по налогу на прибыль», принятым Московской Городской Думой, хотя федеральным законом и был установлен иной предел ставки нало­га на прибыль, поступающего в бюджета субъектов Российской Федерации.

По налогу на прибыль предусмотрена широкая система налоговых льгот, имеющих, как правило, стимулирующий характер. Облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, уменьшается, например, на суммы* (* Но в пределах, не превышающих 50% суммы налога, исчисленного без учета льгот.).

- направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе и в порядке долевого участия) и для погашения банковского кредита, полученного на указанные цели, и проценты по кредиту;

- направленные предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия) и на погашение банковского кредита, полученного и использованного на указанные цели, и проценты по кредиту;

- затрат организаций (в соответствии с утвержденными нормативами) на содержание находящихся на балансе этих организаций объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, жилищного фонда и т.д.

Взносы на благотворительные цели, в экологические и оздоровительные фонды и т. д. исключаются из налогооблагаемой прибыли, но в размере не более 3% ее, а государственным учреждениям и организациям культуры и искусства, архивной службе, творческим союзам и т. д. - не более 5% облагаемой налогом прибыли. Ставка налога на прибыль понижается на 50%, если от общего числа их работников инвалиды составляют не менее 50% (при этом не учитываются в среднесписочном количестве работников инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и т. д.).

Для предприятий, находящихся в собственности творческих союзов, зарегистрированных в установленном порядке, в налогооблагаемой прибыли не учитывается прибыль, направленная на осуществление уставной деятельности этих союзов. Определенные льготы по налогу на прибыль установлены для малых предприятий, общественных организаций инвалидов, религиозных объединений и т. д.

Освобождены от налога на прибыль специализированные протезно-ортопедические предприятия, предприятия, производящие продукты детского питания, музеи, библиотеки, государственные театры и т. п.

Право устанавливать дополнительные льготы предоставлено и субъектам Российской Федерации, однако только за счет той части налоговых платежей, которые направляются в их бюджеты.

Состав налоговых льгот может изменяться при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год.

Организации уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, которые определяются с учетом предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога. Плательщики налога должны внести в бюджет авансовые платежи не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы налога. Начиная с 1 января 1997 г. все предприятия, за исключением бюджетных организаций и малых предприятий, имеют право перейти на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и ставки налога.

Организации, кроме налога на прибыль, уплачивают налоги с таких видов доходов, как доходы в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру; доходы в виде процентов, полученные владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов РФ и ценных бумаг органов местного самоуправления (действует с 21 января 1997 г.). Налог с указанных доходов взимается у источника выплаты этих доходов по ставке 15% и зачисляется в федеральный бюджет.

Ответственность налогоплательщиков за несвоевременность и неполноту уплаты налога предусматривается разделом VI Налогового кодекса РФ и другими законодательными актами РФ.

Налог на операции с ценными бумагами. Правовую основу данного налога образует Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и Федеральный закон «О налоге на операции с ценными бумагами» в редакции от 10 октября 1995 г.

Плательщики налога - только юридические лица-эмитенты ценных бумаг.

Объект налогообложения - номинальная сумма выпуска ценных бумаг (акций акционерных обществ, облигаций и иных ценных бумаг, эмиссия которых требует регистрации), заявленная эмитентом.

Не облагаются налогом: 1) номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих первичную эмиссию ценных бумаг, т.е. эмиссию при его учреждении; 2) номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих увеличение уставного капитала на величину переоценок основных фондов, производимых по решению Правительства РФ; 3) номинальная сумма выпуска ценных бумаг: а) акционерного общества, образованного в результате реорганизации в форме слияния, разделения или выделения акционерных обществ; б) конвертируемых в акции акционерного общества, к которому осуществляется присоединение; в) при консолидации или дроблении размещенных ранее акций; г) при конвертации размещенных акций одного типа в акции другого типа; д) в случае уменьшения акционерным обществом уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций.

Ставка налога - 0,8 процента номинальной суммы выпуска ценных бумаг. В случае отказа в регистрации эмиссии налог не возвращается.

Плательщик исчисляет сумму налога самостоятельно и уплачивает ее одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии.

Налоги в дорожные фонды. Помимо Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», порядок взимания налогов в дорожные фонды регулируется Законом РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации» от 10 октября 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями, последние из которых были приняты 27 июня 1998 г.). Порядок исчисле­ния установленных данным Законом налогов определяется Инструкцией Госналогслужбы РФ от 15 мая 1995 г. № 30 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды».

Налоги в дорожные фонды имеют целевое назначение, суть которого заключается в том, что они собираются на определенную цель и могут быть израсходованы только на ее реализацию. На основании Закона «О дорожных фондах в РФ» были созданы дорожные фонды, предназначенные для мобилизации финансовых ресурсов в целях содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования. Такие фонды созданы на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. Последние получили название территориальных фондов.

В Законе «О дорожных фондах в РФ» к названным налогам отнесены:

- налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ);

- налог на пользователей автомобильных дорог;

- налог с владельцев транспортных средств;

- налог на приобретение автотранспортных средств;

- акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан.

В федеральный дорожный фонд зачисляются налог на реализацию ГСМ, а также часть налога на пользователей автомобильных дорог, другие платежи подлежат зачислению в территориальные дорожные фонды.

Наши рекомендации